Невеста, которая придет: Саундтрек «Убить Билла 2»
«Убить Билла 2» вышел на экраны 20 лет назад. Вслед за рассказом о саундтреке первого фильма предлагаем послушать музыку из второй части — от гибели до возрождения, от заката до рассвета посреди нигде.
Прошлой осенью мы писали о саундтреке «Убить Билла» к 20-летию выхода в прокат первой части. Сейчас пришло время для второго фильма. Хотя некоторые люди простодушно подразумевают, что «Убить Билла» — это одна картина, просто длинная, несостоятельность такого взгляда понятна. В том числе по тому, как разнится в них роль музыки.
Первый фильм насыщен музыкой так, что лезвие катаны не просунешь. В боевых сценах фрагменты композиций сменяются стремительно, будто кто-то нетерпеливо переключает плеер в поисках нужного трека. И хотя в начале истории Невесты музыка обрамляет и эпические выходы, и сентиментальные моменты, прежде всего она служит для динамики, движения. Во второй части — скорее для обозначения пространства, в котором движение становится возможным.
Прежде всего речь о культурно-смысловом пространстве, но и о чисто географическом тоже. Если большая часть кровавых приключений Невесты в первом фильме приходится на Японию, теперь Беатрикс возвращается в США — в Калифорнию и Техас. Американцу не надо объяснять, что это место фронтира, где между пустыней и океаном заканчивается закон, обнажается подлинная суть человека. Здесь через границу в картонный мир трейлеров и субурбии проникает мексиканский мистицизм жизни и смерти.
География обозначена, например, часто встречающимся в трейлерах треком Sunny Road to Salina. Композиция исполнена французом Кристофом для фильма, который так и называется «Дорога на Салину» (сегодня техасский город чаще называют Салайна). Туда, как мы выясним, направился Билл, а под музыку восставшая из могилы Невеста шествует через пустыню к точке кульминационной битвы. Из фильма взята и композиция The Chase («Гонка»), сопровождающая Элли Драйвер в том же направлении, — эти героини своего рода двойники. «Дорога на Салину» от Жоржа Лотнера, известного у нас по «Профессионалу» с Жан-Полем Бельмондо, кстати, не вестерн, а психологическо-эротический триллер на псевдоамериканские темы. В картине сказано в том числе о некоторых опасностях «воскрешения» мертвецов.
Чтобы проследить путь Билла, Беатрикс заедет к его «крестному отцу» в Эль-Пасо — в этом же городе Билл пятью годами ранее расстрелял невесту и друзей. Дорога пролегает между цветными холмами под надрывную песню Tu Mirá — настоящий бриллиант в саундтреке, знойный фламенко от испанско-цыганского дуэта Lole y Manuel. Строго говоря, не Мексика, но язык и страсть те же! В титрах тему печальной страсти подхватит старинный мексиканский хит Malagueña Salerosa, исполненный группой Chingon — музыкальным проектом Роберта Родригеса.
Мексиканский соратник Тарантино, коренной техасец Родригес, не только записал с группой песню для фильма, но и спродюсировал (за доллар) музыку для него. Первым саундтреком занимался, напомним, RZA из Wu-Tang Clan. Закономерно, если в случае рэпера подбор композиций и оригинальная музыка были с азиатско-гангстерским уклоном, то в «Убить Билла 2» это был Дикий Запад, вплоть до смутных воспоминаний о «Мертвеце» Джармуша. Даже там, где гитарно-электронная работа Родригеса сопровождает сцены с Пай Мэем, — впрочем, в этих сценах звучал и Айзек Хейз.
Пора сказать слово «вестерн». «Убить Билла 2» не так глубоко забирается на территорию жанра, как «Джанго» и «Омерзительная восьмерка», но это признание в любви к вестерну — в отсылках, антураже и теме одинокого пути возмездия. Эталонный саундтрек вестерна — конечно, музыка Эннио Морриконе. В упомянутых выше поздних фильмах Тарантино великий итальянец будет лично писать для режиссера, в «Убить Билла» речь о нарезке характерных фрагментов работ Морриконе 1960—1970-х, известных и не слишком.
A Silhouette of Doom из «Навахо Джо» открывает фильм, сопровождая грозный монолог Невесты. Под The Demise of Barbara and the Return of Joe из той же картины Билл делает свои последние шаги на этой Земле. Появляется Билл, уподобленный классическому одиночке вестерна Джону Уэйну, под Il tramonto из «Хорошего, плохого, злого» — и получает смертельный удар в сердце под Il Triello из того же фильма. Беатрикс падает, сраженная выстрелом Бадда, и звучит мелодия из «За пригоршню долларов». А когда она пробивает себе путь из гроба, духоподъемно раздается L’arena из «Наемника» Серджо Корбуччи.
Вот и основные мотивы второй части. Несколько треков заслуживают отдельного упоминания, как, например, главная тема испано-американского фильма о юноше, мстящем за смерть матери, «Летний убийца», созданная еще одним знаменитым композитором спагетти-вестернов Луисом Бакаловым. В титрах вернулась памятная по первой части Мэико Кадзи с балладой Urami Bushi. Пока Беатрикс лежит без сознания у ног Бада, Родригес, видимо, наигрывает мелодию Bang Bang (My Baby Shot Me Down), с которой первый фильм начинался. А в начале второй части персонаж Сэмюэла Джексона не успел сыграть Love Me Tender Элвиса, сраженный пулей смертоносных гадюк.
Еще оглушительней тишина в главной — и, по сути, единственной — драке фильма. Героини Умы Турман и Дэрил Ханны сталкиваются в тесном пространстве трейлера, который разносят, будто торнадо. Тарантино сам настоял на том, что эта схватка должна проходить в тишине. Когда после затемнения вступает Tu Mirá, мы понимаем, что можно выдохнуть. Вспомним здесь драки и десятки убийств в первой части — во втором фильме Невеста вообще никого не убивает, включая Элли Драйвер. Кроме Билла, конечно, как ей велел рок, — но и это происходит будто детская игра.
Когда Беатрикс укладывает дочь и спускается к Биллу, звучит трек About Her, о котором вспоминают реже, чем следует. Исполнен он Малкольмом Маклареном, человеком, некогда придумавшим группу Sex Pistols. Фактически это кавер на She’s Not There, хит про разрыв от группы Zombies, а в качестве сэмпла используется фрагмент St. Louis Blues, где Бесси Смит поет, что у ее мужчины каменное сердце. Звучит это странно, завораживающе, но и чересчур печально. После суровых приключений Суперженщины ранее, когда мы знали, что Невеста спасется даже в самой безвыходной из ситуаций, из заколоченного гроба, — откуда взялась эта тревога?
Тревожность может усилиться под песню из титров-эпилога, когда Беатрикс в ч/б ведет машину через глухомань. Это недавний на момент выхода фильма и до сих пор единственный хит группы Shivaree — Goodnight Moon. Девушка поет, что с тех пор, как ты ушел, она спит с пистолетом под подушкой, а отовсюду наступают странные звуки, в пруду акула, на дереве ведьма, сгущается тьма. Паранойя южной готики вдруг оказывается важна для фильма не меньше, чем суровость вестерна.
Беатрикс, предположительно, слушает Goodnight Moon, когда ведет машину. Помимо нее, единственный персонаж, который включает музыку для себя, — это Бадд. Возвратившись с унизительной работы в свой жалкий трейлер, он врубает Джонни Кэша, а именно песню A Satisfied Mind. Философия Дикого Запада не только в насилии, но и в стоическом смирении перед лицом неудач.
Неизвестно, как элитный киллер Бадд докатился до жизни, которую он ведет в фильме. Однако он говорит своему брату Биллу, что, возможно, они все заслужили смерти из-за сделанного с бывшей напарницей Беатрикс. По-своему Бадд здесь фигура трагическая, как и главная героиня, только вот жажда наживы обрекает его на позорную смерть. Хотя Кэш его и предупредил, что всех бабок не заработаешь.
Беатрикс, кровавой Невесте, удается победить в последнем бою не из-за приемчиков Пай Мэя. Увидев дочь, она впервые испугалась. За страхом пришло раскаяние. Несмотря на нотации картонного Билла о том, что Невеста обречена оставаться супергероиней комикса, Беатрикс стала человеком — женщиной и матерью. Отсюда на смену эпике и веселью приходит музыка любви и тоски. Возможно, потому «Убить Билла 2» пересматривают несколько меньше первой части. Зато у самого Тарантино этот фильм любимый. Как и любое удачное продолжение сказки, он — о взрослении.