От заката до заката: Несколько эпизодов киностриптиза
К выходу нового обжигающего комедийного сериала Okko «Стриптизеры» рассказываем о более чем столетней истории эротического танца в кино.
Стриптиз в немом кино
Вероятно, танцы с элементами обнажения существуют столько же, сколько мировая культура. Однако стриптиз в современном понимании является ровесником кинематографа, телефона, телеграфа и электрического освещения. Сам термин появился и того позже — лишь в 1930-е годы.
Первый фильм, запечатлевший художественное раздевание женщины, появился на заре кино — это короткометражная лента «Мария отходит ко сну» (1896), весьма целомудренная с вековой дистанции. Разумеется, зрелище сразу нашло поклонников и появился целый французский жанр, в котором камера имитировала взгляд вуайериста, подсматривающего за обнажением. Со временем экранный стриптиз становился откровеннее и причудливее. Так, в 1901 году был снят короткометражный фильм «Раздевание на трапеции» в котором знаменитая атлетка и гимнастка того времени Чармион раздевалась в процессе исполнения циркового номера, а двое мужчин-зрителей ей аплодировали.
В 1920-е годы женское (а изредка и мужское) тело стало основным киноаттракционом и главным предметом изучения. Многие звезды немых фильмов 1920-х исполняли эротические танцы на экране. Знаменитая актриса русского происхождения Алла Назимова исполнила роль Саломеи в одноименной декадентской драме по произведению Оскара Уайльда в 1923 году. Назимова танцует в белом парике чувственную импровизацию в стиле модерн, отдаленно предшествующую сегодняшнему стриптизу.
Клара Боу в фильме «Хула» (1927) Виктора Флеминга (режиссера «Унесенных ветром» и «Волшебника страны Оз») танцует в открытом топе и гавайской юбке, чтобы соблазнить и вместе с тем разозлить строптивого возлюбленного. И конечно, многим запомнился эротический танец Вавилонской блудницы в «Метрополисе» (1927) Фрица Ланга от немецкой актрисы Бригитты Хельм — футуристический и древний, завораживающий и жуткий.
Стриптиз в Золотой век Голливуда
В Голливуде до вступления в силу пуританского кодекса Хейса эротика царствовала на экране. Главный хореограф Америки Басби Беркли ставил невероятные танцевальные номера с участием десятков полуобнаженных артисток. В знаменитом фильме «Парад в огнях рампы» (1933) режиссера Ллойда Бэйкона камера проезжала между ног девушек выстроившихся в шеренгу — этот кадр стал культовым и впоследствии был процитирован в «Большом Лебовски» братьев Коэн.
Однако с 1934 года негласный свод ограничений — кодекс Хейса — вступил в полную силу, и откровенные сцены оказались под запретом. Теперь даже продолжительный поцелуй на экране считался непристойным, а мужчина и женщина на экране должны были спать в разных кроватях, даже супруги. К 1940-м годам голливудские кинематографисты научились изящно обходить цензурные запреты. Возвращением стриптиза на экран можно считывать фильм «Леди из бурлеска» (1943) с Барбарой Стэнвик — экранизацию романа бывшей артистки жанра Джипси Розы Ли. Режиссер Уильям А. Уэллмен еще в 1920-е обращался к теме сценического обнажения (фильм «Крылья»), а в годы войны взялся за экранизацию книги о серийном убийце стриптизерш. Собственно, танцы в «Леди из бурлеска» скорее фон для расследования преступлений. Так начинает закрепляться ассоциация коммерческого стриптиза с преступным миром.
Первая секс-бомба Гильда и курс на Бродвей
После войны появилась драма Чарльза Видора «Гильда», запечатлевшая подлинно эротический стриптиз. Ирония в том, что первый секс-символ всея Америки Рита Хэйворт во время танца снимала с себя всего одну вещь — длинную бальную перчатку. Публика была в восторге, во франкистской Испании, где сцена была подвергнута цензуре, ходили слухи, что есть версия фильма с полным обнажением. Спустя пару месяцев американские военные сбросили на атолл Бикини атомную бомбу, украсив ее портретом Гильды. Так родился термин «секс-бомба», и началась эра сексуального раскрепощения.
В 1950-е годы секс-бомбами были Мэрилин Монро, Бриджит Бардо и Софи Лорен. Они олицетворяли живую жизнь в ее наготе, но для этого им редко нужно было полностью обнажаться перед камерой. Монро снимала одежду только для фотосессий — США всё еще оставались гораздо консервативнее Европы. Хотя именно ей принадлежит самый знаменитый эпизод невольного стриптиза в кино — взлетающая юбка вставшей на вентиляционную решетку героини Монро из фильма «Зуд седьмого года».
В 1962 в Голливуде был снят фильм «Цыганка» Мервина ЛеРоя с Натали Вуд — экранизация мемуаров всё той же леди из бурлеска Джипси Ли Роуз. По сюжету бретелька ее платья оборвалась на выступлении, и оно свалилось к ногам танцовщицы. Роуз не растерялась, превратив комическое раздевание в свою фишку. Фильм был номинирован на три «Оскара» и задал главную тенденцию для всех последующих фильмов о стриптизе — ориентация на бродвейский мюзикл.
Обычная история: стриптиз в кино 1980-х
Вплоть до 1980-х стриптиз сам по себе появлялся в Голливуде эпизодически, как элемент композиции, а не основа сюжета. На фоне падения всех сексуальных запретов в кино сама тема уже не будоражила воображение публики. В ходу были всё больше сцены интимного стриптиза для двоих, как, например, танец Ким Бейсингер для Микки Рурка в «9 ½ неделях» Эдриана Лайна.
Этот же режиссер тремя годами ранее уже обращался к теме в фильме «Танец-вспышка» (1983). Главная героиня в исполнении Дженнифер Билз в темное время суток работает стриптизершей в ночном клубе, а днем трудится на сталелитейном заводе, но стремится стать настоящей балериной. Схематичный сюжет скрепляли яркие танцевальные номера исполненные под главные хиты 80-х. Песни What a Feeling и Maniac были номинированы на «Оскар» и стали хитами на все времена. Сам фильм запомнился как череда клипов, знакомых каждому зрителю телеканала MTV.
Другая сторона темы — триллер Абеля Феррары «Город страха» (1984), открывающийся пятиминутной сценой стриптиза в исполнении Мелани Гриффит. Это снова история погони за маньяком, а мир танцевальных клубов для тех, кто любит погорячее, мы видим уже с изнанки.
«Золотая малина» и роман с хоррором
Тогда же, в 1983 году, вышел фильм «Ночь в раю», и американские зрители впервые увидели мужской стриптиз на широком экране. Звезда фильма «Голубая лагуна» Кристофер Аткинс играл ангелоподобного студента-стриптизера, соблазняющего строгую учительницу колледжа в исполнении Лесли Энн Уоррен. Зрители оказались не готовы к столь неожиданной смене гендерных ролей, и фильм провалился в прокате, а Аткинс выиграл антипремию «Золотая малина».
Здесь по ассоциации вспоминается самая знаменитая «Золотая малина» в истории, которую также вручили за фильм про стриптиз. В 1995 году переехавший в Голливуд мастер нидерландского авангарда Пол Верховен поставил своих «Шоугелз». Грандиозный провал фильма стоил карьеры таким звездам, как Элизабет Беркли и Кайл МакЛоклен. Критика увидела в картине только объективацию, упоение сексом и насилием на основе неестественного сюжета. Верховен — единственный человек в истории премии, кто лично пришел получить «Малину». Но время показало, кто смеется последним: «Шоугелз» стал культовым и во многом всё еще задает тон в разговоре о стриптизе в кино.
Для Верховена гротескный мир обнаженной плоти и пролитой крови был метафорой Голливуда с американской мечтой. Секс и насилие настолько слились на экране, что стали восприниматься как фон. Только удивление или ужас могут привлечь наше внимание и возбудить сознание — как у Роберта Родригеса в ленте «От заката до рассвета», где убийственно соблазнительный танец Сальмы Хайек — прелюдия к смерти героев от вампирских клыков.
Отныне стриптиз на киноэкране уже нельзя было показать как невинное буржуазное развлечение. Обнажение под музыку стало типичным элементом хоррора или трэша — как в «Я знаю, кто убил меня» (2007) с Линдси Лохан или «Стриптизе от зомби» (2008), в котором танцовщиц превратил в живых мертвецов вирус с полей войны в Ираке. Кстати, Абель Феррара снова обратился к теме в 2007-м, сняв «Сказки стриптиз-клуба» с Уиллемом Дефо в роли хозяина соответствующего заведения — получилась черная комедия о бизнесе.
Женский взгляд и мужской стриптиз
В прошлом десятилетии отчетливее проявляется женский взгляд в тематических фильмах. «Полуденная нега» (2013) с Джуно Темпл рассказывает историю странной связи домохозяйки и стриптизерши. Чтобы вернуть радость сексуальной жизни, взрослая женщина приглашает юную танцовщицу в свой дом в качестве нянечки для ребенка. В итоге супружеская спальня превращается в приватную комнату секс-клуба.
Социальным заявлением можно считать «Стриптизерш» (2019) с Констанс Ву и Дженнифер Лопес. Лопес, бывший секс-символ подростков поколения MTV, предстала главой банды женщин, которые усыпляют таблетками и грабят богатых клиентов стрип-клуба. За всё приходится платить, даже если любишь просто посмотреть.
Что касается мужчин, они по-прежнему значительно реже женщин раздеваются в кино. Полвека назад Жан-Люк Годар не зря сравнил историю кино с историей того, как мужчины смотрят на женщин. Но есть и обратные примеры. «Мужской стриптиз» Питера Каттанео вышел в 1997. Его героями стали британские работяги, вынужденные из-за кризиса радикально переменить профессию. История оказалась и смешной, и воодушевляющей.
Мотив демонстрации тела и капитализма заметен и в «Супер Майке» Стивена Содерберга. Фильм отчасти основан на юношеских воспоминаниях Ченнинга Татума, исполнителя главной роли. Стандартная по форме история о мужской дружбе, поисках мечты и предательстве развивается в ритме эротических танцев на потеху богатым дамам. Занятно, что Мэттью Макконахи, сыгравший ветерана-владельца клуба, настоял на собственной стриптиз-сцене, да к тому же и с песней. А через три года вышел «Шоколадный город», во многом напоминающий «Супер Майка», но с чернокожими героями — еще одна сторона эмансипации.
Стриптиз был в кино всегда и будет возвращаться в новом качестве. Может быть, к нему можно привязать практически все темы. Ведь мало что сравнится с завораживающим эффектом как в янтаре застывшего на пленке обнаженного тела и объединяющей ритмической силы танца.