Каскадеры, рестлеры и футболисты: Непрофессиональные актеры, которых мы любим
В Okko вышла приключенческая комедия «Круиз по джунглям» с бывшим рестлером Дуэйном Джонсоном (он же Скала), отбивающимся от проклятых конкистадоров и злобного немецкого принца в исполнении Джесси Племонса («Ирландец»). Выясняем, почему в фильмах по-прежнему так часто появляются спортсмены и по какому критерию бодибилдеры и каскадеры получают главные роли в фильмах.
Из князи в князи
Вообще, тенденция появления спортсменов и представителей других, скажем так, некиношных профессий на больших экранах — не новость. Джонни Вайсмюллер, который сыграл в десятке фильмов о Тарзане, был профессиональным пловцом и пятикратным олимпийским чемпионом, а Соня Хейни («Серенада солнечной долины») установила рекорд — три медали в одиночном фигурном катании. Но то было еще в начале XX века, есть в истории примеры и поновее.
Вы, например, все знаете Джейсона Стэйтема — на протяжении 12 лет он был в составе сборной по прыжкам в воду и, как итог, в 1988 году даже поехал на олимпиаду в Сеул. Или вот Джина Карано из «Мандалорца» — у нее за плечами несколько внушительных побед в ММА. Остальных без труда назовете и сами: Арнольд Шварценеггер, Чак Норрис, Жан-Клод Ван Дамм — короче говоря, все киногерои 90-х и полюбившихся боевиков.
Почему они отправляются в Голливуд? Причины у всех разные. Некогда подающий надежды футболист (речь не о соккере) Джон Дэвид Вашингтон («Довод») в 28 лет порвал ахиллово сухожилие и распрощался со спортом. Рестлер Скала в начале творческого пути и вовсе умудрялся совмещать выступления на сцене и ринге, а потом, когда закончил карьеру в довольно преклонном для бойца возрасте, с головой ушел в кино. Для уже немолодых знаменитых спортсменов это возможность остаться на плаву и, воспользовавшись накопившейся популярностью, обеспечить себе долгие годы плодотворной работы перед камерами (Винни Джонс, Эрик Кантона). Для тех же, у кого не задалось с большими клубами или соревнованиями, Голливуд — отличное место, где из крепко сложенных атлетов среднего звена и заурядных бодибилдеров сделают экшен-звезд. А еще, разумеется, это золотая жила для гостей из других стран (Брюс Ли, Олег Тактаров) — настоящая мечта любого, кто хочет стать не просто триумфальным боксером или бодибилдером на родине, но еще и мировым поп-культурным идолом.
Мастерство и отвага
Одна из причин, по которой мастера боевых искусств вроде Чака Норриса или Брюса Ли так легко встроились в голливудскую систему, кроется в их уникальных талантах. Учитывая, что большую часть своей жизни артисты отдали изучению единоборств, а разгар их деятельности пришелся на 70-е и 80-е, когда кинотеатры захватили экшен-фильмы с кулачными драками, трюками и перестрелками, нетрудно догадаться, почему студийные боссы решили сделать из них звезд. Отчасти это связано с возросшей популярностью гонконгских боевиков: едва зародившаяся индустрия успела выпустить так много кассовых экшен-хитов, что перед влиянием культуры маленького государства не устоял даже Голливуд. Кино стало чаще и охотнее впускать мастеров восточных боевых искусств: правда, тренд быстро исчерпал себя, на место самоотверженного Брюса Ли стало выгоднее ставить каскадера. И теперь новые лица, владеющие тем или иным видом единоборства, куда реже появляются на больших экранах.
История с каскадерами в этом случае, кстати, тоже показательная. Если раньше из среды вышли такие актеры, как Джеки Чан или Кейн Ходдер (играл Джейсона Вурхиза в «Пятница, 13-е»), то сейчас из громких имен можно вспомнить разве что Дэвида Литча, Чада Стахелски и Сэма Харгрейва. Вот только они нашли себя уже в режиссуре: первые два сняли «Джона Уика», а третий — «Тайлера Рейка». Исключение — австралийский мастер боевых искусств и каскадер Скотт Эдкинс, но он, как известно (или, скорее, как неизвестно большинству), по-прежнему остается легендой боевиков категории B из нулевых и десятых.
Фактура и культуризм
Второе, что привлекает голливудских продюсеров в рестлерах и других гостях из мира спорта или боевых искусств — фактура. Что Скала Джонсон, что Арнольд Шварценеггер, что, в конце концов, Жан-Клод Ван Дамм — на всех этих крепко сложенных артистах образы олдскульных экшен-героев сидят как влитые. Последние два, в общем-то, снискали популярность в том числе и из-за этого: маскулинные, пуленепробиваемые, наполненные решительностью даже во взгляде — они могли уничтожить сотню врагов без единой царапины, чтобы спасти целый мир. Сложно было не поверить в непомерную силу стального Арни, глядя на его гору мышц: ни он, ни его коллеги не отличались актерским талантом, но фактура оказывалась достовернее всяких искренних интонаций в диалогах. Что любопытно, почти все спортсмены и культуристы, пришедшие в кино на роли неубиваемых защитников, — неамериканцы в привычном смысле: Шварценеггер — австриец, Ван Дамм — бельгиец, у Скалы самоанские корни, а у Дэйва Батисты — филиппинские. Эта инаковость, как ни странно, по сей день служит важным критерием.
С другой стороны, времена проходят, а значит, меняются и герои. В XXI веке, чтобы спасти мир, необязательно быть австрийским бодибилдером: достаточно напялить костюм железного человека или натянуть красно-синее трико и отправиться патрулировать улицы города на тяге паутины. Если бы для успеха нужны были лишь горы мышц, Александр Невский давно бы стал звездой Голливуда (хоть сам он в своей звездности и убежден, давайте не будем портить ему праздник). Тогда почему в это непростое для атлетов и спортсменов время в кино, когда все трюки выполняют каскадеры, а сражаться с суперзлодеями может щуплый (в сравнении со всеми вышеперечисленными уж точно) Эндрю Гарфилд, Голливуд по-прежнему обращается к услугам тех, для кого актерство — не основное ремесло?
Харизма — залог успеха
Во-первых, потому что большинство спортсменов-артистов имеют большую медийность еще до съемок. Обычный боевик с Джоном Синой и этот же самый фильм, но уже без знаменитого рестлера, — две абсолютно разные вещи. На первый зрители пойдут, потому что знают бойца в лицо и с удовольствием посмотрят на него на большом экране, а второй отправится прямиком в список VOD-релизов. Ну и во-вторых, что важнее, харизма. И этим объясняется явный перевес из списка непрофессиональных актеров в сторону рестлеров. Искусство каскадеров, мастеров боевых искусств, футболистов и даже баскетболистов, при всем уважении, чаще пластическое, сугубо физическое, а не театральное. Рестлинг же, учитывая его отчасти постановочную суть, принадлежность не столько к спорту, сколько к шоу, поставляет Голливуду настоящие большие творческие единицы: харизматичных шоуменов, которые умеют импровизировать, держаться в кадре и, куда уж без этого, с блеском исполнять свою роль.
Есть, к слову, приятные исключения — Винни Джонс или Эрик Кантона уже во время спортивной карьеры были настолько выдающимися личностями, что их бешеная энергетика с лихвой окупила нехватку опыта работы перед камерой. Вот только играли они у британских режиссеров.
Секрет, словом, проще некуда — спортсмены, бойцы и каскадеры продолжат появляться на экранах до тех пор, пока среди них будут настоящие харизматики, способные привлекать внимание зрителя и чувствовать динамику сцен (они эти сцены всю свою карьеру, честно говоря, и разыгрывают). Даже если тренды изменятся, Голливуд найдет, куда применить их талант: в последние годы все те же Джон Сина или Скала саморазоблачают образы крутых парней и играют в комедиях о кризисе маскулинности, а Дэйв Батиста, например, появляется в серьезных авторских проектах вроде «Бегущего по лезвию 2049» или «Дюны». Кто-кто, а уж они смогут подстроиться под изменчивый мир и непостоянный зрительский запрос. Хватка у них, как водится, железная.