Опубликовано 23 ноября 2024, 10:14
8 мин.

Назад в будущее: Костюмы в сериале «Преступление и наказание»

Поделиться:
Назад в будущее: Костюмы в сериале «Преступление и наказание»

«Тварь ли я дрожащая или право имею?» — к этой мысли, не дававшей покоя Родиону Раскольникову, так или иначе приходит любой художник по костюмам, перед которым стоит задача перенести героев хорошо известного классического произведения в современные реалии. Разбираемся, насколько удачно это получилось у Ники Сергеевой, отвечавшей за костюмы нашумевшего сериала Владимира Мирзоева «Преступление и наказание».

Преступление и наказание
Жанр: Драмы
2024, 1 сезон
Россия, 18+
Режиссер: Владимир МирзоевГлавные роли: Иван Янковский, Любовь Аксёнова, Тихон Жизневский, Владимир Мишуков, Алёна Михайлова, Владислав Абашин

Упоминание «Преступления и наказания» воспроизводит в голове антураж традиционной костюмной драмы второй половины XIX века с присущими этому времени элементами: пышными юбками с кринолинами и чиновничьими мундирами. События же сериала Владимира Мирзоева перенесены в современный Петербург. Однако идея сделать из одного из самых известных романов Фёдора Достоевского произведение на злобу дня не нова. Так, действие экранизации 1956 года, созданной Жоржем Лампеном с Жаном Габеном и Мариной Влади в главных ролях, перенесено во Францию конца 1940-х годов. Мужские персонажи одеты в двубортные пиджаки, свободные брюки и пальто с расширенной линией плеч, женские — в популярные тогда приталенные платья и костюмы. События «Преступления и наказания» 1983 года, ставшего первым полнометражным фильмом Аки Каурисмяки, разворачиваются в Хельсинки начала 1980-х. Джинсы, светлые рубашки и бежевые тренчи — характерные приметы времени и места — в фильме носят и женщины, и мужчины.

Персонажи Мирзоева покупают продукты в супермаркете, устраивают вечеринки, занимаются домашними делами и выглядят соответствующе. На первый взгляд нет ничего интересного ни в образе Родиона Раскольникова (Иван Янковский), ни Сони Мармеладовой (Диана Енакаева, Алёна Михайлова), ни Марфы Петровны (Юлия Снигирь), ни всех остальных действующих лиц. Однако при ближайшем рассмотрении это впечатление оказывается обманчивым: костюмы героев детально проработаны и с учетом психологических портретов персонажей, и с учетом их визуальной привлекательности и гармоничности в кадре, и с учетом запоминаемости.

Раскольников

Главный и самый яркий герой сериала — бедный студент Родион Раскольников (Янковский) — большую часть экранного времени носит бежевый тренч поверх худи. Казалось бы, что здесь особенного? Добрая половина молодых людей в Петербурге XXI века выглядит именно так. Однако всё не так просто. У Достоевского в романе не много описаний одежды, но даже эти скупые отрывочные фразы, приведенные автором, создают довольно яркий, говорящий образ. «Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу...» (часть 1, глава I), или «...слишком уж на нём был скверен костюм» (часть 2, глава I), или «Но, боже мой, какой у него костюм, как он ужасно одет! У Афанасия Ивановича в лавке Вася, рассыльный, лучше одет!..» (часть 3, глава III). Кроме того, из текста романа мы узнаем и еще одну важную деталь: верхняя одежда Раскольникова не просто старая, потрепанная и видавшая виды, она просторная, мешковатая: «…пальто было очень широкое, настоящий мешок...» (часть 1, глава VI) и «...снял с себя свое широкое, крепкое, из какой-то толстой бумажной материи летнее пальто (единственное его верхнее платье)...» (часть 1, глава VI). Это объемное пальто, помимо всего прочего, — еще и защитная оболочка персонажа, помогающая ему избежать излишнего внимания и слиться с толпой.

Что в наше время может «сделать невидимым» петербургского прохожего, причем вне зависимости от пола, и при этом соответствует авторскому описанию «летнее пальто»? Конечно, это бежевый тренч! Ничто так не обезличивает жителя современного мегаполиса, как этот предмет гардероба. Бежевый тренч — практически униформа большинства петербуржцев, которую можно не снимать с апреля по ноябрь. При этом тот, что носит Раскольников в сериале, далек от трендов. Это явно винтажная вещь, возможно, купленная Родионом на знаменитой «Уделке», самом известном блошином рынке Петербурга, где можно приобрести практически что угодно: от столового сервиза «времен Очаковских и покоренья Крыма» до свадебного платья середины ХХ века. Рынок у метро «Удельная» не понаслышке знаком не только ценителям винтажа, но и тем, кому этот винтаж приходится «ценить» вынужденно, в силу финансовых обстоятельств, а именно к этой категории и относится главный герой.

Еще одна важная деталь образа, на которую стоит обратить внимание, — меняющее свой цвет худи. В начале сериала герой Янковского носит худи красного цвета, во время убийства старухи оно внезапно становится желтым, а уже на следующий день, когда страсти немного улеглись, Раскольников облачается в зеленое. Смена цвета, конечно, не случайна. С трудом можно представить ситуацию, когда художник по костюмам без всякой на то причины модифицирует цвет одежды персонажа, да еще и так явно. Конечно, это сделано намеренно. Искать ответ на вопрос о причине цветовых преобразований стоит в семантике цвета. Раскольников — не самый уравновешенный молодой человек: он кричит на незнакомцев на улице, грубит единственному другу Разумихину, бросает пьяного Мармеладова в переходе и совершает еще множество не очень адекватных поступков. Он дерзок, вспыльчив и агрессивен. Всё это вполне соотносится со значением красного цвета в культуре. В квартиру к старухе Родион заходит в красном, а в момент убийства на нём уже желтое худи. Желтый — цвет решимости, а еще это цвет безумия. Раскольников в этот момент потому и совершает задуманное, что наконец-то утверждается в правоте и необходимости злодеяния. В момент убийства и некоторое время после он безумен. Немного придя в себя утром, Родион сжигает желтую одежду, чтобы разорвать всякую связь с нахлынувшим умопомрачением. И, наконец, надевает зеленое худи. Это цвет спокойствия и уверенности. На следующий день Раскольников не сомневается в своих действиях, ответ на мучивший его вопрос кажется персонажу очевидным: конечно, он «право имеет».

Марфа Петровна

Кадр из сериала «Преступление и наказание»

Кадр из сериала «Преступление и наказание»

реж. Владимир Мирзоев, 2024

Самый яркий с точки зрения костюма женский персонаж в сериале — Марфа Петровна в исполнении Юлии Снигирь. Обеспеченная, властная, строгая и при этом очень сексуальная женщина в основном носит черный. Минималистичные наряды геометричного кроя подчеркивают ее стройность и физическую привлекательность. Она одета дорого, при этом утонченно, с большим вкусом, вниманием к деталям и явным осознанием своей сексуальности. У Марфы Петровны имеются все атрибуты красивой жизни: роскошная спальня, шелковое белье, кофе и круассаны в постель, а еще коллекция брендовых сумок — от Hermes до Celine и Gucci, за которыми она ухаживает, как за собой любимой, втирая в драгоценную кожу крем. Ни для кого не секрет, что создавать имидж отрицательных персонажей чаще всего интереснее, чем положительных. Детально проработанные образы Марфы Петровны — тому подтверждение.

Алёна Ивановна

Еще один крайне привлекательный в костюмном плане женский персонаж — старуха-микрокредиторша (Ёла Санько). Имея дело с закладываемыми клиентами старинными ценностями, она и сама выглядит как дорогой музейный экспонат. Ее образ вдохновлен винтажным шиком в духе 1970-х, к которому при создании коллекций для Gucci, а теперь и для Valentino обращается Алессандро Микеле. Референсы для костюмов Алёны Ивановны явно отсылают к его работам. Это не винтаж сам по себе, а его современная интерпретация. Чалма из платка, бархатный костюм с узором, легкая блуза с бантом на шее, бусы: эстетика ее костюма — это осовремененные 1970-е. В конце концов, кто знает, чем эта дама занимается в перерывах между посетителями? Вполне вероятно, что отсматривает модные показы и вдохновляется ими, создавая собственные образы.

Черт

Запоминающимся можно назвать и костюм то ли Черта, то ли Тени в исполнении Бориса Хвошнянского, сосредоточившего в себе самое низкое и гадкое от всех персонажей. Черный пиджак с атласным узором, экстравагантный маникюр и завершающие образ таби на ногах призывают зрителя не сомневаться в его демонической сущности.

Соня Мармеладова

Абсолютная ему противоположность — несчастная Соня Мармеладова (Диана Енакаева). Достоевский так описывает этого персонажа: «…это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице, на голове старая, прежнего фасона шляпка…» (часть 3, глава IV).

Стриптизерша Пенелопа (Вероника Мохирева), на плечи которой выпало обучить нехитрому мастерству новоиспеченную коллегу, увидев Соню в первый раз, произносит: «Господи, какая одежда у тебя! Ты что, в секонд-хенде прибарахлилась?» Всё так и есть: Соня выглядит как типичный посетитель секонда. Этакая начитанная, очень скромная девушка с филологического, которая принципиально не следит за модой. На ней поношенный жакет не по размеру с настолько длинными рукавами, что ей пришлось подвернуть их, обнажив подкладку, нелепая юбка с рюшами и сумка в этно-эстетике. Однако выбор одежды не случайный. У Сони есть свой стиль. Быть нарочито немодным — такое же заявление, как и быть модным. Всё это вместе складывается в образ несколько отрешенной от реальности интеллектуалки, коих в Петербурге можно встретить в музее или букинистическом магазине.

Дуня Раскольникова

Еще одна мученица вселенной «Преступления и наказания» — Дуня Раскольникова (Любовь Аксёнова). Впервые зритель видит ее с детьми Свидригайловых у бассейна. Чтобы никто не усомнился в ее чистоте и непорочности, для сцены был выбран белый купальник и стыдливо прикрывающее бедра такое же белое парео, совершенно неуместное нигде, кроме пляжа. Но Дуня не так проста, как можно было бы подумать: будь она действительно ангелом во плоти, купальник был бы нераздельным, а в остальных образах через одежду не выделялась бы грудь. Однако в целом наряды Дуни расслабленные: свободные джинсы, трикотажные топы, мягкая светло-коричневая рубашка, которая перекликается с коричневой замшевой курткой Дмитрия Разумихина, хотя персонажи пока еще даже не знакомы. В финале они будут вместе, и этот небольшой намек — отличная находка.

Аркадий Свидригайлов

Последний персонаж, костюму которого хотелось бы уделить внимание, — Аркадий Свидригайлов (Владислав Абашин). Как и положено коварному искусителю, впервые в кадре он появляется в одежде, напоминающей исподнее, то есть нижнее белье, которое мужчины носили во времена написания первоисточника, послужившего основой для сериала. В таком виде он прогуливается по саду и навязчиво пытается соблазнить Дуню. В XIX веке только умалишенный мог так выйти за пределы своей спальни. В современности, конечно, в этом образе нет ничего особенного: светлые льняные брюки и рубашку подобного кроя вполне уместно надеть в жаркий летний день. Однако сходство наряда с пижамой или нижним бельем всё же угадывается. Свидригайлов вальяжно разгуливает в этом комплекте по своему поместью, ощущая сам и транслируя окружающим вседозволенность и безнаказанность.

Подводя итог, стоит отметить, насколько вдумчивая была проделана работа по созданию образов персонажей. На первый взгляд кажущиеся ничем не примечательными, «обычные» костюмы на самом деле являются хорошо продуманными. Они точно и до мельчайших нюансов характеризуют перенесенных в наши дни героев знаменитого романа Достоевского.

Новое в подписке

Лучшее в подписке