Каким получился сериал «Преступление и наказание» с Иваном Янковским
Завтра на «Кинопоиске» стартует сериал «Преступление и наказание», новая и вольная экранизация романа Фёдора Михайловича Достоевского. За проект отвечает Владимир Мирзоев («Топи» и «Внутри убийцы»). Раскольникова играет Иван Янковский, Дуню — Любовь Аксёнова, Порфирия Петровича — Владимир Мишуков, Соню Мармеладову — Алёна Михайлова. Объясняем, чего ожидать от экспериментальной и необычной адаптации классического произведения русской литературы и почему сериал многим не понравится.
Петербург, наши дни. Студент юридического факультета Родион Раскольников (Иван Янковский) снимает комнату у дамы с причудами по имени Пашенька (Мария Смольникова). Хозяйка квартиры потеряла единственную дочь Аграфену и теперь окружила себя чучелами котов и разговаривает с куклой в человеческий рост, которую считает дочерью. Раскольников живет в нищете, а потому часто ворует еду в супермаркетах и за квартиру не платит уже четыре месяца. Однажды на улице студент случайно подслушивает разговор двух молодых людей, рассуждающих о противной старухе-процентщице (Ёла Санько), которая отравляет своим существованием судьбы сотен людей. Раскольников задумывается, не может ли убийство в подобном случае стать общественным благом. Студенту является Черт (Борис Хвошнянский), который готов предложить Родиону широкий выбор орудий умерщвления.
Однако Черт навещает не только Раскольникова, но и его сестру Дуню (Любовь Аксёнова), которая работает няней в богатом семействе Свидригайловых и живет в гигантском имении в Томске. Аркадий Иванович (Владислав Абашин) в свое время был выкуплен из долговой ямы нынешней супругой Марфой Петровной (Юлия Снигирь) и крутит роман со всеми служанками в доме, в том числе с Дуней. Вопрос в том, искренен ли в своих чувствах Свидригайлов. Другая дилемма с известным исходом — убьет ли Раскольников старуху-процентщицу.
Режиссер сериала Владимир Мирзоев — уже немолодой автор — после успешной театральной карьеры и съемок малобюджетного кино в последние годы нашел себя в сериальной индустрии. Вслед за сюрреалистическими и хтоническими «Топями» последовал современный триллер о поисках маньяка «Внутри убийцы». Под сегодняшний день роман Достоевского адаптировали Анастасия Мирзоева («Внутри убийцы») и дебютантка Александра Жанова.
«Преступление и наказание» во многом напоминает неординарные «Топи», только новому сериалу загадочность и иррациональность не очень к лицу. Действие романа перенесено в современный, но тоже весьма условный Петербург. Раскольников бродит вместе с Чертом по набережной канала Грибоедова, переулкам вокруг Сенной и Садовой, заглядывает в типичный супермаркет, а изредка мимо может проехать электросамокат. Но гаджеты и социальные сети вынесены за скобки, а говорят центральные персонажи слогом XIX века, так что всё повествование выглядит исключительно театрализованным и искусственным.
Шоу смело можно назвать непредсказуемым. С одной стороны, здорово, что сериал выламывается из современной традиции отечественных телеканалов и онлайн-кинотеатров. С другой, получается неконтролируемый хаос. Мало того что действие скачет между несколькими персонажами, которые с течением времени не становятся понятнее, так еще и сравнительно реалистичные сцены в любой момент могут прерваться фантазийными эпизодами. Черт с бешеной скоростью бегает вокруг фонтана или целиком съедает поместье Свидригайловых. А Родиону являются то хромающая собака, то окровавленная белая лошадь.
Помимо Раскольниковых и Свидригайловых, важную роль играет семейство Мармеладовых. Отец-пьяница (Олег Дуленин) и бездушная мать (Виктория Толстоганова) толкают юную Соню (сначала Диана Енакаева, потом Алёна Михайлова) в мир порока. И Соня, и Дуня, и Марфа Петровна регулярно ходят по экрану в нижнем белье — пикантно, но далеко не всегда понятно, зачем это нужно. Вместо полифонии голосов, которая являлась одной из отличительных черт романа, выходит сомнительная каша. Если вдруг есть зрители, не читавшие литературный первоисточник, то им будет трудно что-либо понять.
Новое прочтение «Преступления и наказания» на самом деле трудно назвать по-настоящему новым. Прелесть классического произведения в том, что с ним можно творить что угодно — ничего могучему тексту не сделается. Можно смело переносить действие в настоящее («Преступление и наказание» и «Гамлет идет в бизнес» Аки Каурисмяки) или переосмыслять книгу на свой лад («Гроза» Григория Константинопольского и «Идиот» Акиры Куросавы). Однако все-таки хочется, чтобы дух романа сохранялся. У Мирзоева взятый из «Братьев Карамазовых» Черт превращает адаптацию в сериал по Булгакову или Гоголю, отыскать тут Достоевского исключительно трудно.
Обиднее всего авторы поступили с Раскольниковым. Студент юридического факультета на страницах книги был сложным персонажем, который проводил серьезную научную работу и интересовался метафизикой зла. В какой-то момент читатель мог даже отчасти заслушаться аморальными рассуждениями далеко не глупого Родиона Романовича. В многосерийном проекте он превращается в городского сумасшедшего, который пристает к случайным прохожим, много кричит, беспричинно улыбается, раздевается, пляшет и грубит. Проникнуться хотя бы малейшей симпатией к герою трудно, да и глубина проблематики оригинального произведения исчезает.
«Преступление и наказание» Мирзоева — смелое и экспериментальное шоу, которое не хочется громить. Однако не очень понятно, на кого ориентирован концептуальный и затянутый спектакль родом из 2000-х или 2010-х. Мирзоева, увы, в новой адаптации сильно больше, чем Достоевского.