Настоящий детектив: Сравниваем особенности жанра в литературе и кино
Детективный жанр существует с древних времен и на протяжении многих веков очень чутко откликается на изменения в мире, трансформируясь под их влиянием. Начало XX века подарило нам золотую эру детектива, когда сперва на страницах книг, а после и на большом экране ожили канонические для жанра герои: Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро и многие другие. В новом тысячелетии детектив продолжил меняться под влиянием технического прогресса и социально-культурных сдвигов. Разбираемся в том, как эволюционировал полный загадок жанр и почему сейчас все так одержимы тру-крайм-историями.
Когда возник жанр
Отсчет истории жанра можно вести с древних времен. Причем зарождался детектив почти одновременно в разных уголках планеты: в Египте (сказка «Правда и Кривда»), Китае (зарождение поджанра судебного детектива), античной Греции (Геродот и Софокл) и ряде арабских стран («Тысяча и одна ночь»).
Российский же детектив ведет свой отсчет с XVIII века, когда особую популярность приобрела автобиографическая проза известного московского вора и сыщика Ивана Осипова по прозвищу Ванька Каин. Название у его эпоса было не менее интересным, чем рассказы о совершенных им преступлениях: «Жизнь и похождения российского Картуша, именуемого Каина, известного мошенника и того ремесла людей сыщика. За раскаяние в злодействе получившего от казни свободу, но за обращение в прежний промысел сосланного вечно на каторжную работу, прежде в Рогервик, а потом в Сибирь. Писанная им самим при Балтийском порте в 1764 году».
Кажется, что лаконичность не была его отличительной чертой, но во многом именно эта подробная детализация описанных событий и стала залогом популярности книги — читатель обретал почти что иммерсивный опыт погружения в истории Осипова, становясь его безмолвным свидетелем и немного соучастником.
В западной культуре детективный жанр обязан своим появлением на свет Эдгару Аллану По. И хотя до него уже создавались произведения с элементами детектива, именно По считают американским прародителем жанра. Писателю приписывают создание не только захватывающих детективных историй, но и канонических героев, на основе которых возникли другие классические детективы-расследователи.
Например, без его сыщика-любителя Огюста Дюпена из «Убийства на улице Морг» не было бы Шерлока Холмса или отца Брауна из произведений Честертона, потому что именно По первым разработал идею соперничества между сыщиком-любителем и силами правопорядка по такой фабуле: у сыщика нет официального статуса, но есть завидные проницательность и дедукция, а у полиции, напротив, есть власть и легальный статус, но не хватает прозорливости и таланта опытного сыщика.
Из чего состоит хороший детектив
Несмотря на популярность жанра и давно сформировавшуюся структуру, написать хороший детектив (в виде книги или сценария фильма), который удивит даже самого искушенного ценителя жанра, — задача не из простых. Хороший детектив невозможен без следующих элементов.
1 - Таинственного события (убийство, кража, похищение), которое становится центрообразущим для сюжета.
2 - Харизматичного детектива-расследователя, который чем страннее — тем интересней. Именно амбивалентность главного героя цепляет зрителя и читателя сильнее всего. Это же правило распространяется и на других персонажей: они тоже должны быть объемными, неоднозначными, яркими и живыми.
3 - Хорошо продуманного сюжета с быстрым преодолением порога читательского и зрительского недоверия — того, с чем аудитория входит в историю. Задача автора — создать мир истории настолько убедительным (даже если события развиваются на вымышленной планете), чтобы у читателя или зрителя это не вызвало внутреннего сопротивления и недоверия.
4 - Правдоподобного хода следствия и крепкой доказательной базы. Нет ничего хуже для жанра, чем запутанное преступление, которое раскрывается малой кровью и с минимальными ставками — когда сыщик не прикладывает много усилий, чтобы найти очередную зацепку и раскрыть дело. Все обстоятельства должны играть против сыщика, а раскрыть дело он обязан не благодаря, а вопреки. Этой цели служат и повороты сюжета, которые могут несколько раз менять наше представление о происходящем, а также финальная развязка. Она должна быть оправданной, реалистичной и не менее захватывающей, чем тот путь, который проходит аудитория вместе с центральным героем во время расследования.
5 - И вишенки на торте — атмосферы истории и места действия. Согласитесь, что сюжет становится на порядок интересней, если перенести события, например, на станцию космического корабля или в заброшенный особняк, где герои встречаются ради проведения спиритического сеанса. Так история сразу обрастает множеством дополнительных элементов, работающих на ее усиление и оригинальность.
Какие существуют поджанры детектива
Несмотря на то что детектив — полнокровный и самостоятельный жанр, он часто включает в себя элементы других жанров и делится на различные поджанры.
1 - Классический детектив. Его главный представитель — Артур Конан Дойль. Созданный им Шерлок Холмс остается одним из самых востребованных героев и в написанных произведениях, и в снятых по их мотивам фильмах и сериалах. Самый известный из числа последних — телевизионный проект BBC с Бенедиктом Камбербэтчем, события которого переносятся в современный Лондон, а знаменитый сыщик становится звездой онлайн-блога своего напарника доктора Ватсона в исполнении Мартина Фримана.
2 - Уютный детектив. Это истории, в которых насилие и кровожадность сведены к минимуму, а убийства представлены максимально травоядно. Примером таких сюжетов являются истории про мисс Марпл — созданную Агатой Кристи возрастную сыщицу-любительницу, которая раскроет любое преступление. На телевидении уютный детектив популяризовал сериал «Она написала убийство» с Анджелой Лэнсбери в главной роли.
3 - Юридический и полицейский детектив. Это истории-процедуралы, в которых подробно, если не дотошно, раскрываются все обстоятельства дела и ход следствия. В таком поджанре, например, работает писатель Джон Гришэм, который начинал свою карьеру в юриспруденции. Гришэм не только успешен на поприще серьезной литературы, но и входит в ряды самых экранизируемых авторов. «Время убивать», «Фирма», «Благодетель» и многие другие фильмы являются киноадаптациями его одноименных романов.
4 - Нуарный детектив. Тут название говорит само за себя. Это не просто запутанные истории расследований. В них очень важна особая атмосфера: мрачная, гнетущая с немного гротескными персонажами. В качестве примера можно вспомнить Патрицию Хайсмит, написавшую «Незнакомцев в поезде» и «Талантливого мистера Рипли». На большом экране яркими представителями жанра являются такие картины, как «Малхолланд Драйв», «Китайский квартал», «Остров проклятых» и «Секреты Лос-Анджелеса».
5 - Исторический детектив, события которого разворачиваются в прошлом и при участии реальных личностей, которые подвергаются художественному переосмыслению. Среди отечественных авторов можно выделить Бориса Акунина*(*внесен Росфинмониторингом в перечень террористов и экстремистов) и серию его книг про Эраста Фандорина, часть из которых была экранизирована как в полном метре, так и в формате сериала. К числу других известных исторических детективов на телевидении относятся, например, «Голем» и «Алиенист».
Эволюция жанра в кино и литературе
Зародившийся на страницах книг жанр детективных историй с развитием кинематографа постепенно перешел и на большой экран. В числе первых детективов можно выделить фильмы «Жилец» 1927 года и «Белый орел», вышедший на экраны годом позже. В 40-х годах детективный жанр в кино окончательно окреп, и на экраны вышли такие классические произведения, как «Мальтийский сокол» с Хамфри Богартом, «Глубокий сон» с Лорен Бэколл и «Двойная страховка» Билли Уайлдера. В следующем десятилетии для жанра очень многое делает Альфред Хичкок — отец не только фильмов ужасов, но и напряженных детективов.
Кстати, именно влияние Хичкока на жанр демонстрирует, насколько по-разному раскрываются детективные истории в книгах и в кино. Британский постановщик, отказавшийся от закадрового голоса рассказчика, наглядно продемонстрировал силу ювелирного монтажа, идеально подобранного саундтрека, а также правильного выбора ракурса и мизансцен. Всеми этими находками Хичкока авторы детективов во всем мире пользуются до сих пор.
Как детектив трансформировался в XXI веке и почему так популярны тру-крайм-истории
В новый век детектив шагнул легко и уверенно. Истории про преступления и заслуженные наказания (или их отсутствие, что тоже случается) по-прежнему востребованы, но теперь их сюжеты стали еще сложнее и многослойнее, впитав в себя всё многообразие современного мира.
Детективы нового времени часто пытаются осмыслить современные технологии. За последние 20 лет в литературе и кино вышло множество историй про киберпреступления, онлайн-слежку, хакерство и цифровой след, который теперь есть у каждого.
Находят свое отражение в жанре и социально-культурные изменения. Например, серия книг (и снятые по их мотивам фильмы) Стига Ларссона про девушку с татуировкой дракона. На примере одной семьи Вангер автор исследует современную этику и мораль, границы насилия и право на инаковость, которую воплощает в себе главная героиня, талантливая хакерша Лисбет Саландер. Это же относится к фильму «Воспоминания об убийстве» Пон Джун-хо, обличающему порочность правоохранительной системы в Южной Корее 1980-х годов. Современные идеи репрезентации разнообразия и классовой справедливости отразились в громких проектах последних лет, где детектив переплетается, например, с хоррором: «Прочь», «Невидимый гость» и не только.
В последние годы жанр детективов переживает ренессанс благодаря возросшему интересу к документальным детективным процедуралам и тру-крайму. В их числе документальные проекты «Руки прочь от котиков! Охота на интернет-убийцу», «Ночной сталкер: Охота за серийным убийцей», «Король тигров: Убийство, хаос и безумие» и «Тайны миллиардера», а также художественные сериалы, основанные на реальных событиях, «Лестница», «Монстр: История Джеффри Дамера», «Невозможно поверить».
Отдельно в этом списке можно выделить сериал Netflix «Создавая убийцу», в котором реальное расследование, как считают авторы, ложно обвиненного Стивена Эйвери продолжается в настоящем времени, и зрители до сих пор не знают, как именно завершится дело и сумеет ли герой добиться справедливости.
Феномен этого шоу наглядно демонстрирует причины популярности тру-крайма. Это зрительский интерес к реальным историям, в которых события подчас оказываются интересней и непредсказуемей самого смелого вымысла. Подкупает массового зрителя и психологическая составляющая: авторы подобных шоу подробно исследуют психику человека, его мотивы и бэкграунд, который его сформировал.
Не последнюю роль в популярности тру-крайма играют социальные сети, в которых зрители активно обсуждают проекты, делятся своим видением совершенного преступления, оценивают личность преступника, а иногда и запускают собственные онлайн-расследования, как неоднократно случалось с пользователями сайта Reddit, активно откликающимися на самые громкие криминальные кейсы.
Получается, что, как и на заре своего появления, детективный жанр не просто живет и процветает, но и оказывает активное влияние на нашу жизнь. Ведь, казалось бы, рядовое наблюдение за расследованием превращает нас в его участников, впуская не только в закрытые кабинеты опытных следователей, но и в сознание настоящих преступников. Что может быть интереснее?