Кто такой Алан МакГи и как он изменил британскую рок-сцену
В Okko эксклюзивно выходят «Культовые тусовщики» — экранизация автобиографии Алана МакГи, основателя одного из главных британских независимых лейблов восьмидесятых и девяностых — Creation Records. Хотя МакГи всегда любил рассказывать о себе байки и распускать не всегда правдивые слухи, его стоит уважать за многочисленные открытия в британской музыке. Артем Макарский, доверяя продюсеру на слово, рассказывает о том, какие группы он заметил и как они связаны с сюжетом «Культовых тусовщиков».
Начало
МакГи переехал в Лондон из Глазго вместе со своим другом, Эндрю Иннесом. В Шотландии они играли в группе The Drainers, а новая их группа называлась The Laughing Apple. МакГи решил не искать менеджера, а заниматься делами группы сам, обучаясь премудростям этого дела по ходу пьесы. Постепенно он стал делать концерты в клубах Communication Club и The Living Room, благодаря чему познакомился с большим количеством небольших лондонских групп. В The Living Room он познакомился с Television Personalities, у которой был собственный лейбл Whaam! МакГи вместе с участником Television Personalities Джо Фостером и гитаристом The Laughing Apple Диком Грином решил основать лейбл, который назвал Creation Records — в честь одной из своих любимых групп шестидесятых. Поначалу МакГи выпускал небольшие группы, имена которых, к сожалению, сейчас практически никому ничего не скажут, — The Loft и The Pastels. Но первое большое имя не заставило себя ждать.
The Jesus And Mary Chain
Первая удача МакГи в поиске талантов практически не связана с его лейблом Creation Records: там вышел только дебютный сингл группы — Upside Down. Менеджер и сам признает, что на тот момент The Jesus And Mary Chain были слишком большими для лейбла — поэтому свел их с Джеффом Трэвисом, основателем видного британского лейбла Rough Trade и одноименной сети магазинов. Тот как раз запускал новый подлейбл для музыкального гиганта Warner под названием Blanco Y Negro: именно там The Jesus And Mary Chain выпустили пять своих первых альбомов. В автобиографии Creation Stories, по которой и сняты «Культовые тусовщики», МакГи пишет о высоком уровне мизантропии, с которым относились к публике основатели группы, братья Джим и Уильям Риды, и о том, как толпа была готова драться после того, как их первые концерты длились двадцать минут.
Дебютный альбом группы — Psychocandy — нисколько не напоминает об эмоциональном раздрае, сопровождавшим их первые концерты. Это были очень красивые песни, собравшие в себя всё лучшее от поп-музыки пятидесятых, психоделики и панка — причем поп-музыки в них было больше всего. МакГи заявляет, что особый грязный звук группе придумал Джо Фостер, сооснователь Creation, который особым образом покрутил ручки на допотопном пульте в клубе The Living Room, где прошел один из первых концертов The Jesus And Mary Chain. Пути МакГи и группы разошлись после первого же альбома — те обвинили его в непрофессионализме. МакГи был не единственным человеком, который после Psychocandy не пересекался с группой — Бобби Гиллеспи, показавший основателю Creation The Jesus And Mary Chain, перестал быть их барабанщиком и решил плотнее заняться делами своей группы Primal Scream.
Primal Scream
Бобби Гиллеспи был знаком с МакГи еще со времен Глазго — они вместе с другим общим приятелем, Эндрю Иннесом, играли в группе The Drains. Гиллеспи, в отличие от МакГи и Иннеса, не переехал в Лондон и остался на первых порах в Шотландии, откуда помогал Creation с дизайном некоторых пластинок. Время от времени приезжая в Лондон, он знакомил МакГи с интересными группами, одной из которых стали вышеупомянутые The Jesus And Mary Chain. После ухода Гиллеспи сосредоточил свои творческие силы на Primal Scream — группе, которую основал после отъезда МакГи и Иннеса в Лондон. Иннес в итоге присоединился к Primal Scream на этапе записи дебютного альбома — МакГи вспоминает, что это решение было необходимо: партии, которые придумывал гитарист Джим Битти, были слишком сложны для остальной группы.
«Культовые тусовщики», впрочем, фокусируется не на первых двух альбомах группы, более роковых Sonic Flower Groove и Primal Scream, а на их прорывной пластинке Screamadelica, гимну так называемого «второго лета любви», британской рейв-революции. Благодаря диджею Эндрю Уэзероллу и инженеру Хьюго Николсону группа смогла совместить на альбоме психоделический рок и танцевальную музыку — в первую очередь они вдохновлялись тогда самым модным электронным стилем эйсид-хаус и, конечно же, экстази. Наркотики — важная составляющая «Культовых тусовщиков» и Screamadelica. Из всех альбомов групп, причастных к истории Creation Records, он связан с ними наиболее прочно. К слову, Гиллеспи и Иннес не просто все еще играют вместе в Primal Scream, но и остались к настоящему времени двумя основными авторами песен группы.
My Bloody Valentine
По признанию МакГи, когда он впервые услышал My Bloody Valentine, которые очень хотели подписаться на его лейбл, он совершенно не был впечатлен — лишь некоторое время спустя, когда группа поехала в совместный тур с группой МакГи Biff Bang Pow!, он увидел, на что они способны. My Bloody Valentine стали главной группой жанра шугейз — журналисты дали ему такое броское название из-за того, что гитаристы стремились скорее смотреть на педали, чем на зрителя. Дебют группы, Isn’t It Anything, вдохновил многие другие группы, которые вскоре были подписаны на Creation: Ride, Slowdive, Chapterhouse. МакГи вспоминает, что благодаря всем этим группам лейбл и держался на плаву в начале девяностых.
А благодаря My Bloody Valentine чуть не утонул. В «Культовых тусовщиках» запись Screamadelica и любовь к эйсид-хаусу спасает МакГи от нервного срыва, который ему могла принести запись второго альбома My Bloody Valentine — Loveless. В реальности эйсид-хаус появился в жизни МакГи чуть раньше, а Screamadelica придумывалась почти одновременно с Loveless. Но стоит понимать, что жизнеописание менеджера и состоит из таких вот росказней, небылиц и провалов в хронологии: его автобиографии тоже стоит доверять постольку-поскольку. Однако то, что Loveless чуть не разорил Creation, — чистая правда: основной автор песен группы — гитарист и вокалист Кевин Шилдс — постоянно требовал перезаписи, продлевал студийное время и давил на МакГи. По словам последнего, ему пришлось даже занимать деньги у отца и брать дополнительные из отложенных на лечение матери от рака. Шилдс этого то ли не знал, то ли не понимал, но в итоге Loveless все-таки вышел и стал одним из главных альбомов только начавшихся девяностых. Их третий альбом m b v, к слову, вышел через 22 года, в 2013-м.
Oasis
Истории знакомства МакГи и Oasis слегка разнятся между той, что бизнесмен рассказывал, пока занимался делами группы, и той, что описана в его автобиографии. В первой версии он опоздал на поезд из Глазго, из-за чего от нечего делать зашел в бар King Tut. Во второй — пришел в King Tut целенаправленно, чтобы поддержать свою подругу времен увлечения эйсид-хаусом, Дебби Тернер. Дальше истории совпадают: группа из Манчестера не была заявлена на концерте, но очень хотела сыграть, МакГи уговорил владельца заведения дать им сыграть несколько песен и понял, что перед ним новые звезды. Позвонив знакомому продюсеру Марку Койлу, он узнал, что у группы нет менеджера и поговорить надо с участником Oasis Ноэлем Галлахером. Тот дал МакГи кассету с демо-версиями, хотя менеджер готов был подписать их прямо на месте.
Остальное — история. Простые песни братьев Галлахер стали ответом британской музыки на все, чем МакГи занимался до этого: в них главным был совсем не звук, а мелодии и тексты. Oasis стали одной из самых заметных групп нового течения брит-поп и течения Cool Britannia, которое характеризовалось подъемом самобытной культуры острова. Первые три альбома Oasis, признанные классикой брит-попа, — Definitely Maybe и (What’s The Story) Morning Glory, а также не самый любимый фанатами Be Here Now — вышли на Creation Records. Четвертый — Standing At The Shoulders of Giants — вышел уже на собственном лейбле братьев Big Brother. Причина была проста: МакГи решил закрыть Creation. Последним альбомом лейбла стал другой великий альбом Primal Scream — XTRMNTR.
The Libertines и Glasvegas
Карьера МакГи не закончилась на закрытии Creation. Сначала он основал лейбл Poptones, запомнившийся в первую очередь открытием шведской гаражной группы The Hives, а затем стал менеджером группы The Libertines, одной из главных британских групп нулевых. С одной стороны, Карл Барат и Пит Доэрти, делившие в группе звание фронтмена, продолжали дело Oasis — вместе с The Hives британская пресса начала называть их новыми спасителями рок-н-ролла. Не меньшее внимание привлекали и выходки Барата и Доэрти, которые, правда, успели сильно поссориться еще до выхода второго альбома. Барат, к слову, появляется в фильме в совсем небольшой роли посетителя бара во время выступления My Bloody Valentine.
К слову, Карл Барат появляется в фильме в небольшой роли — как и Без, участник Happy Mondays, и Брикс Смит-Старт, гитаристка и басистка The Fall. Такие вроде бы незначительные детали показывают, что МакГи — это больше, чем Creation, а его многочисленные друзья — это британская музыка и есть. По крайней мере, тот огромный срез гитарной и не очень музыки, что был популярен в девяностых и нулевых, — тоже, в общем-то, сильное достижение.
Карл также причастен к последнему открытию МакГи — пусть и не такому большому, но явно для Алана приятному. Барат вместе с МакГи оказался на концерте Glasvegas в King Tut — том самом, где менеджер нашел когда-то Oasis. В итоге музыкант предложил выступить молодой группе на разогреве у его нового коллектива Dirty Pretty Things, а МакГи позвал приехать в Лондон с концертами. Так для маленькой группы из Глазго начался путь к славе — не такой заметный, как у предыдущих подопечных МакГи, но среди других шотландских групп они остаются одной из самых популярных. В итоге их песня Shake the Cage (für Theo), выпущенная буквально в этом году, звучит на титрах «Культовых тусовщиков» — как желание показать, что история Creation может и закончилась, но МакГи всё еще хочет заниматься музыкой и искать таланты в Великобритании. Три года назад, к слову, он запустил новый лейбл — называется он, конечно же, Creation23.