Кантен Дюпьё: Музыкант, который стал главным хулиганом европейского кино
© Stephane Cardinale - Corbis/Contributor/Getty Images
В российском прокате уже можно посмотреть «Случай с фортепиано» — новый и еще более безумный, чем прежде, фильм Кантена Дюпьё. В свежей работе режиссер смешивает свои излюбленные приемы: едкую сатиру над современным обществом, остроумные абсурдные диалоги и нелинейное повествование. Рассказываем, как один из самых модных электронных музыкантов 2000-х резво переквалифицировался в режиссера и научился снимать по шедевру в год.
Дюпьё был музыкантом, но быстро выгорел
Кантен Дюпьё с детства интересовался кино: когда парню было 17, отец подарил ему подержанную видеокамеру, на которую подросток начал снимать любительские фильмы. А в 1995 году во время учебы в Политехнической школе Парижа Дюпьё получил доступ к 16-миллиметровым камерам и проекторам — и начал лучше понимать техническую составляющую кино. Параллельно в жизни парня появилось другое хобби: он начал возиться с синтезаторами и музыкальными устройствами. Отец Дюпьё показал работы сына диджею Лорану Гарнье, который жил неподалеку. Впечатленный увиденным, Гарнье попросил Кантена снять клип на его песню Crispy Bacon. А вскоре познакомил подростка с электронной музыкой и подтолкнул его к выпуску EP под псевдонимом Mr. Oizo. Так родилась новая музыкальная звезда.
Alberto E. Rodriguez/Staff/Getty Images
В 2000-х Дюпьё выпустит еще несколько альбомов. Правда, сам Кантен откровенно заявляет: он не считает себя профессиональным музыкантом и вообще не очень любит музыку. Он даже перестал использовать авторские треки, утверждая, что они сильно портят фильмы
В январе 1999 года жизнь молодого Дюпьё кардинально меняется. Непрофессиональный музыкант берет свой Korg MS-20 и за два часа набрасывает клубный трек под названием Flat Beat, подражая популярным в то время Daft Punk, Chemical Brothers, The Prodigy и Aphex Twin. Трек моментально выстрелил и стал классикой жанра — в том числе повлиял на формирование брейкбит-сцены. Но, что важнее, заставил всех запомнить никнейм Mr. Oizo и его альтер эго. В клипе на песню желтый кукольный персонаж пляшет за гигантским рабочим столом. Вообще-то, героя придумали сильно раньше: только тогда существо звали Стефан. Для вирусной рекламы джинсов Levi’s образ слегка изменили, а имя поменяли на Flat Eric.
Сделать народный хит было проще, чем Дюпьё мог представить. А вот закрепить успех оказалось сложнее. Если Flat Beat музыкант написал в качестве шутки, то работу над новым альбомом — Analog Worms — он принял как вызов. «Я был полностью одержим альбомом, полностью сосредоточен. И я слишком много отдал. Когда я закончил, было трудно найти энергию или даже новые идеи», — так истощенный Дюпьё вернулся к истокам и решил, что обязан наконец-то взяться за полнометражный фильм. Замахнулся он ни много ни мало на постмодернистский опус: в дебюте Nonfilm актер случайно убивает часть съемочной команды, и ему в экстренном порядке приходится импровизационно снимать кино. Так уже родилась вторая, не менее яркая звезда: режиссер чудных и сюрреалистичных комедий.
Режиссер отрицает хороший вкус
В своих интервью Дюпьё постоянно признается в любви к мастерам французского кинематографа вроде Бертрана Блие, но удивительным образом стиль автора сформировала не столько классика, сколько дешевое жанровое кино. В детстве Кантен обожал брать в видеопрокате кровавые хорроры — а теперь всю карьеру радикально переосмысляет классические жанровые тропы из этих картин. Посудите сами: «Шина» — слэшер о покрышке-убийце, «Оленья кожа» — фильм ужасов о человеке, одержимом курткой, а «Курение вызывает кашель» — пародия на дешевые телевизионные сериалы о супергероях и всесильных рейнджерах. При этом нельзя сказать, что Дюпьё высмеивает фильмы категории B: скорее напротив, фильтрует и перерабатывает трэш-сюжеты через собственное причудливое воображение.
Даже юмор в фильмах Дюпьё всегда на грани. В «Неверно» герои ищут пропавшую собаку через специальное устройство по считыванию кала. А в «Неправильных копах» маленького мальчика играет Мэрилин Мэнсон. Дюпьё не работает ни в одной современной жанровой традиции: в его методе сливаются черная («Оленья кожа»), мейнстримная («Смени лицо») и альтернативная комедии («Реальность»), к которым он диспропорционально может примешать, например, театральную буффонаду («Янник») или кровавый слэпстик («Шина»). В один момент герои могут цитировать классиков и размышлять об искусстве, в другой — бить друг друга по причинным местам или танцевать с трупом. Иногда Дюпьё откровенно перегибает, но чаще, наоборот, поражает находчивостью — и зритель смеется в голос от неожиданности.
А ещё Дюпьё откровенно плевать на понятия хронометража. Всё тот же «Янник» длится лишь 67 минут
Кадр из фильма «Янник», реж. Кантен Дюпьё, 2023
На площадке Дюпьё тоже выделяется. Он ненавидит репетировать с актерами, строить сложные кадры и придумывать хитрые монтажные склейки. Его кредо — поставить камеру в одну точку и дать актерам прожить момент, чтобы родилась комедия. Простота и минимализм в противовес гигантоманству и перфекционизму. В этом смысле творческий метод автора лучше всего характеризует комедия «Янник». По сюжету во время посредственного спектакля один из зрителей начинает мешать пьесе. А в один момент встает и объявляет, что взял артистов в заложники. Теперь он показывает им, как делать настоящее искусство, — хотя сам, в общем-то, простой парень с завода. Дюпьё если не ассоциирует себя с этим героем, то точно чувствует его внутреннюю потребность внести сумятицу в общепринятые устои. Пускай во время просмотра половина зрителей уйдет из зала — зато другая половина придет в восторг.
Учителя Дюпьё — сюрреалисты
Хотя почти все фильмы Дюпьё так или иначе восходят к шедеврам категории B, нельзя не заметить и более благородное влияние сюрреалистов. Одна из самых известных работ автора — «Шина» — подтверждает это лучше прочих. Кино открывается причудливой сценой: в кадр, заставленный стульями, въезжает машина. Вдруг из багажника выбирается человек в костюме со стаканом воды в руках и обращается к публике: «Все великие фильмы без исключения содержат важный элемент — отсутствие причины. А знаете почему? Потому что сама жизнь полна без причины». Бытовой абсурд — ведущий элемент лучших фильмов Дюпьё. В «Неверно» главный герой работает в офисе, где почему-то всегда идет дождь. В «Невероятно, но факт» супружеская пара узнает, что подвал их дома омолаживает людей. А комедия «Реальность» буквально показывает жизнь как сон внутри сна внутри сна.
«Даааааали!» — очередное доказательство близости Дюпьё с сюрреалистами. Режиссер снял байопик про знаменитого художника, но в очередной раз провернул трюк: знаменитость сыграли 6 разных актеров
Кадр из фильма «Даааааали!», реж. Кантен Дюпьё, 2023
Образы приходят к Дюпьё совершенно случайно — и так же случайно переносятся на бумагу. А что, если парочка друзей найдет гигантскую муху и решит использовать ее для ограбления банков? А что, если шина начнет убивать людей силой мысли? Нет времени обдумывать, насколько это логично, — нужно садиться и писать всё, что придет в голову. Поэтому неудивительно, что Дюпьё довольно редко переписывает собственные работы: этот поток сознания нужно оставлять нетронутым. Режиссера часто спрашивают про смыслы его фильмов, но правда в том, что автор и сам, кажется, не всегда понимает, что хотел сказать. Как и подобает любому великому сюрреалисту, который выплескивает всё свое подсознание на холст. Единственное, к чему Дюпьё действительно готовится, — так это к выбору линз перед созданием каждого фильма. Чем не художник, который часами выбирает нужную кисточку?
Дюпьё критикует современность
Абсурдность миров Дюпьё не исключает их близость к реальности. Уже в одном из первых фильмов — сатире «Смени лицо» — режиссер критикует конформистов и потворников моды, которые устраивают целый марафон пластических операций, чтобы быть принятыми в обществе. «На посту» высмеивает бюрократию, «Оленья кожа» — консьюмеризм, «Янник» — современное искусство, а последний фильм, «Случай с фортепиано», пытается осмыслить эпоху интернета и сетевой известности. Главная героиня — блогер с врожденной нечувствительностью к боли, которая калечит себя на видео. Однажды женщину начинают шантажировать, причем требуют не деньги, а интервью. Так мы постепенно узнаем о травмах онлайн-селебы и складываем портрет современного поколения, недолюбленного и крайне одинокого.
«Жвалы» — один из самых милых и жизнеутверждающих фильмов Дюпьё
Кадр из фильма «Жвалы», реж. Кантен Дюпьё, 2020
При этом ошибкой будет утверждать, что Дюпьё сознательно вкладывает социальные комментарии в свои фильмы. Что-то из знакомого и болезненного оказывается на экранах, но далеко не всегда. Иногда эти ощущения вообще не имеют ничего общего с актуальной повесткой, а просто отвечают на вечные вопросы: например, как выглядит настоящая дружба («Жвалы») или как преодолеть кризис отношений («Невероятно, но факт»). Какой бы страшной, грустной и мрачной ни была тема, за которую берется Дюпьё, режиссер справляется с ней играючи: с задорным электронным саундтреком, актерской буффонадой и нелепыми красочными костюмами. Главное, чему учат фильмы автора, — не теряться в сложной и враждебной реальности. Если мир непонятен и бессмысленен, не стоит тревожиться и переживать: главное — погрузиться в этот чудной поток, и лучше это делать вместе с верными товарищами.