Как создавался знаковый викторианский хоррор Тима Бёртона «Сонная Лощина»
Четверть века назад на экраны всего мира вышла культовая и мистическая «Сонная Лощина» Тима Бёртона. Фильм главного мрачного сказочника Голливуда стал настоящим хитом проката, скрестив в себе викторианскую готику, сказочный хоррор и историю любви. Рассказываем о том, как создавалась картина и как она воспринимается через 25 лет после премьеры.
Рождение легенды
«Сонная лощина» — проект одновременно оригинальный и нет. В основе сюжета лежит рассказ американского романиста Вашингтона Ирвинга «Легенда о Сонной Лощине», написанный им в период жизни в английском Бирмингеме в 1820 году. Это история про учителя из Коннектикута Икабода Крейна, который отправляется в тихую деревушку Сонная Лощина, чтобы расследовать серию загадочных убийств. На первый взгляд, преступления подтверждают давнюю легенду о якобы существующем всаднике без головы, который регулярно ночами охотится на местных жителей. Скептик Крейн должен разобраться: правда ли это или всего лишь локальная страшилка? Считается, что вдохновение Ирвинг черпал из кельтской мифологии и немецких сказок, где неоднократно встречался образ обезглавленного всадника. Впоследствии рассказ часто экранизировался (восемь фильмов и четыре сериала), но «Сонная Лощина» Бёртона остается самой известной версией, ставшей популярнее литературного оригинала.
За десятилетия своего существования слава рассказа вышла далеко за рамки киноформата: в честь произведения в 1974 году почтовая служба США выпустила именную марку стоимостью 10 центов, композитор Яромир Вайнбергер написал по его мотивам сюиту для симфонического оркестра, в 2022 году был выпущен графический роман «Лощина», а в городе Санта-Клаус в Индиане построен тематический аттракцион, воспроизводящий сцену побега от всадника без головы.
Контекст и популярность текста Ирвинга важны для того, чтобы оценить масштаб произведения и размах той почвы, на которой взялся за работу Тим Бёртон. Но сперва был не он, а сценарист Кевин Ягер, который еще в 1993 году загорелся идеей адаптировать «Легенду о Сонной Лощине». Ягер, в прошлом специалист по гриму, как раз дебютировал в режиссуре, сняв один из эпизодов сериала «Байки из склепа», и не был готов попрощаться с жанром ужасов. Заручившись поддержкой сценариста и продюсера Эндрю Кевина Уокера, Ягер приступил к работе: авторы старались максимально близко следовать оригинальному тексту Ирвинга, но всё же привнесли в него некоторые изменения. Ключевое отличие их версии заключалось в том, что главный герой — Икабод Крейн — превращался из школьного учителя в нью-йоркского констебля, отправившегося в Сонную Лощину расследовать серию загадочных убийств.
Дописав финальный драфт, Ягер и Уокер отправились обивать пороги киностудий и получили зеленый свет от матерого продюсера Скотта Рудина («Нефть», «Шоу Трумана», «Старикам тут не место»). Тот в свою очередь впечатлился не только текстом «Сонной Лощины», но и на тот момент еще не экранизированным сценарием Уокера к фильму «Семь», блуждавшим по студиям. Фильм тогда еще не сняли, но сценарий был настолько провокационным и смелым, что экранизация была лишь вопросом времени. К тому моменту проект, вероятно, уже попал в поле зрения режиссера Дэвида Финчера. Как бы там ни было, Рудин понимал, что имеет дело как минимум с одним очень талантливым автором, и подключил к работе Paramount Pictures.
У студии тут же возникли разночтения с Ягером: тот видел проект скорее как низкобюджетный слэшер с убийствами каждые пять минут хронометража, и этот замысел не вязался с планами студии, делавшей ставку на потенциально хитовый фильм с уклоном в исторический формат. Не сумев достичь компромисса, студия отложила сценарий на полку, где он пролежал следующие пять лет. За это время успел выйти триллер «Семь», а написавший его Эндрю Кевин Уокер стал успешным сценаристом. Чего не скажешь о карьере Кевина Ягера, которая пошла на спад.
Попытка № 2
В 1998 году Paramount с подачи на тот момент генерального продюсера студии Шерри Лэнсинг воскресила работу над сценарием. Лэнсинг, прежде сотрудничавшая с Бёртоном на картине «Эдвард руки-ножницы», настояла на кандидатуре режиссера. Бёртон с радостью согласился, мечтая снять не просто привычное для себя мрачно-сказочное кино, но по-настоящему тревожный и пугающий фильм. «Прежде я никогда не делал фильмы ужасов, что странно, потому что люблю хорроры сильнее всех прочих жанров. В сценарии были сцены, которые я мечтал поставить», — позже признавался Бёртон.
Рассказывая о своей любви к ужасам, Бёртон не преувеличивал — по его словам, «Сонная Лощина» впитала в себя наследие картин-предшественниц и его любимых представителей жанра: от итальянской «Маски Сатаны» Марио Бава и «Доктора Джекилла и сестры Хайд» Роя Уорда Бейкера до «Невесты Франкенштейна» Джеймса Уэйла и «Кричи, Блакула, кричи» Боба Келиджана.
С оператором Эммануэлем Любецки режиссер достиг полного согласия в визуальном решении картины: снимали на специальную линзу, чтобы сразу добавить изображению холодно-синий оттенок. Любопытно, что изначально авторы не боялись зайти в своих экспериментах с видеорядом еще дальше: Бёртон и Любецки хотели снять черно-белый фильм в квадратном формате старого Голливуда. Но студия запротестовала, и кинематографисты решили напустить в кадр побольше искусственного тумана и так выкрутить цветовую гамму на постобработке, чтобы было как можно больше черного оттенка.
Кастинг
Бёртон предложил добавить характеру Крейна неуклюжести и излишней манерности, которые так точно сумел передать любимчик режиссера Джонни Депп. Для обоих эта коллаборация стала третьей в карьере, но не финальной — на сегодняшний день они сделали 8 совместных проектов. Неудивительно, что Депп был первой кандидатурой Бёртона на роль, однако продюсеры колебались, предложив ему также рассмотреть Брэда Питта, Лиама Нисона и хорошо знакомого с историческим кино Дэниэла Дэй-Льюиса. Если отстоять Деппа перед студией Бёртону всё же удалось, самому актеру пришлось уступить Paramount. Он мечтал сыграть героя в том виде, как тот прописан в рассказе Ирвинга: с большим носом, крупными ушами и удлиненными пальцами. Студия рассудила, что для этого потребуется сложный пластический грим, который, скорее всего, будет смотреться на Деппе нелепо. Актер позже признавался, что представлял Икабода далеким от привычного образа маскулинного героя вроде тех, что появляются в фильмах про войну. Напротив, этот персонаж ему виделся куда более феминным. В качестве своего ключевого источника вдохновения в работе над образом Депп назвал роль Анджелы Лэнсбери в «Смерти на Ниле» 1978 года.
Пока Депп нащупывал зерно роли, шел кастинг на исполнителя образа всадника без головы. Кристофер Уокен так мечтал поработать с Бёртоном, что согласился на роль без колебаний, даже утаив от режиссера, что не умеет ездить верхом. Депп, напротив, любил лошадей и умел с ними обходиться. Со своим экранным жеребцом он настолько подружился, что, когда узнал о намерении усыпить животное после завершения съемок, забрал его себе.
Неловко получилось с выбором экранной возлюбленной героя Деппа — Катрин Энн Ван Тассел, которую сыграла Кристина Риччи. Депп и Риччи познакомились задолго до этого — в 1990 году на съемках драмы «Русалка», в которой снималась на тот момент возлюбленная Деппа Вайнона Райдер. Зная Риччи фактически с детства, Депп первое время смущался необходимости разыгрывать с ней любовную линию. Интересна и другая случайная параллель — в «Сонной Лощине» снялись сразу три исполнителя роли лорда ситхов из «Звездных войн»: Кристофер Ли (сыграл судью), Иен МакДермид (доктор Томас Ланкастер) и Рэй Парк (исполнял все каскадерские трюки всадника без головы). К слову, Джонни Депп выполнил все трюки самостоятельно.
Маркетинг и релиз
Почти все декорации, включая деревушку Сонная Лощина, были построены в павильоне, а потому бюджет фильма с изначальных $30 млн довольно быстро вырос до $70 млн. Это автоматически повышало ставки — картина должна была стать хитом осеннего проката. Дебютный трейлер фильма был показан в августе 1999-го на фестивале Comic-Con. Параллельно был запущен специальный, оформленный в стилистике фильма и снабженный различными дополнительными видеоматериалами про съемки и главных героев сайт: на заре интернета подобный подход в продвижении проекта считался новаторским и необычным. За несколько недель до премьеры в продажу поступили фирменные игрушки в виде фигурок героев «Сонной Лощины», а еще было выпущено фирменное издание книги The Art of Sleepy Hollow, состоящей из текста сценария с комментариями Бёртона.
Выбранная стратегия продвижения сработала: за время проката лента собрала 207 млн долларов по всему миру. В первый уик-энд она заняла вторую строчку проката, пропустив вперед только новую бондиану — «И целого мира мало» с Пирсом Броснаном. Спустя несколько недель, всё еще удерживаясь в пятерке лидеров, «Сонная Лощина» опустилась на четвертую строчку, уступив второй «Истории игрушек» от Pixar и апокалиптическому хоррору «Конец света» с Арнольдом Шварценеггером.
Мнения журналистов несколько разнились: одни отмечали, что, пусть это и не лучший фильм Бёртона, но пугающе атмосферный и интригующий, другие (в их числе и легенда кинокритики Роджер Эберт) называли «Сонную Лощину» лучшим хоррором со времен выхода «Дракулы» Фрэнсиса Форда Копполы. С Эбертом соглашался и критик Time Ричард Корлисс: «Самый визуально богатый, красивый и по-хорошему странный фильм Бёртона со времен выхода его же «Бэтмен возвращается». Простая история обретает новые краски при соприкосновении с высоким стилем режиссера».
При всех восторгах прессы, претендовать на почетные награды в ключевых категориях «Сонная Лощина» не могла. Преимущественно картину отмечали в технических и художественных категориях: «Лучшая работа художника», «Лучшие костюмы и грим», «Лучшие визуальные эффекты». Так, например, поступила Американская киноакадемия, наградив фильм тремя номинациями (одна победа художников Рика Хайнрихса и Питера Янга), и британская киноакадемия BAFTA (три номинации и две победы: «Лучший художник картины» — Хайнрихс, «Лучший дизайн костюмов» — Коллин Этвуд).
25 лет спустя
Прошедшие четверть века доказали, что «Сонная Лощина» — кино высокой пробы, прошедшее проверку временем. Визуально и стилистически фильм всё еще захватывает дух, а режиссура Бёртона, как и актерские работы, остается яркой и волнующей.
Летом 2022 года появились разговоры о запуске возможного ребута от всё тех же Paramount Pictures. Предполагалось, что за проект будет отвечать Линдси Бир, но за прошедшие два с половиной года нет новой информации, и, вероятно, сейчас проект заморожен или закрыт.
Не так успешна оказалась судьба прочих экранизаций произведения Ирвинга, вышедших уже после картины Бёртона. В 2004 году на ABC запремьерился семейный ужастик «Возвращение в Сонную Лощину» с Кейли Куоко — на Кинопоиске рейтинг фильма составляет 3,3 из 10 возможных. В 2013-м на телеканале Fox запустился сериал «Сонная Лощина», к которому зрители оказались чуть благосклонней: 6,8 от российских зрителей и 7,3 от иностранной аудитории. Самая свежая на данный момент вариация «Сонной лощины» — комедийный веб-сериал «Headless: A Sleepy Hollow Story» 2022 года, переносящий события рассказа в наши дни. На этот раз современный Икабод пытается расследовать серию таинственных смертей вместе с соседом, у которого есть личные планы на счет главного героя. Эта вольная трактовка двухвекового текста Ирвинга оказалась самой успешной: рейтинг проекта на IMDB — 9,3. В остальном же «Сонная Лощина», верная тексту Вашингтона Ирвинга, остается эталонной экранизацией нетленного рассказа. Его история хоть и уходит корнями в древние мифы и легенды, но остается актуальной и устрашающей до сих пор — страшилка оказалась без срока годности.