От Белоснежки до Райи: Как изменились принцессы Disney за последние 80 лет
В рядах диснеевских принцесс пополнение: представляем вам новую, во всех отношениях прогрессивную принцессу Райю и рассказываем, какими, по мнению мультипликаторов, надлежало быть девочкам в 30-е, 60-е, 90-е и 00-е.
Покорные и трудолюбивые: Белоснежка, Золушка, Аврора
Первый полнометражный цветной звуковой мультфильм Уолта Диснея «Белоснежка и семь гномов» был новаторским во всем, кроме репрезентации молодой девушки на экране. Еще бы: образ принцессы был вдохновлен экранными героинями Мэри Пикфорд — невинными девочками подросткового возраста, популярными в 1910-е годы. С другой стороны над визуальным обликом Белоснежки работал художник-карикатурист Грим Натвик — создатель самой пикантной мультгероини того времени Бетти Буп. Его первые эскизы даже были отвергнуты Диснеем именно за излишнюю сексуальность.
Художник смягчил эту версию, убрал пухлые губы и нарядил в крестьянское платье и туфли-сабо. Так родился канонический образ невинной девушки в беде, покорно принимающей свою участь. Главные добродетели Белоснежки — наивность, смирение и трудолюбие. Она готовит и убирает для мужчин-гномов и мечтает в свои 14 лет только о любви, напевая свою коронную песню Someday My Prince Will come («Когда-нибудь мой принц придет»). Сказочная условность «Белоснежки» к тому же полностью игнорирует возраст согласия: в счастливом финале принц целует спящую 14-летнюю принцессу.
Следующей героиней классического периода стала Золушка, появившаяся в одноименном мультфильме 1950 года. Так же, как и ее предшественница, Золушка отличалась выдающимися трудолюбием и кротостью, но в отличие от Белоснежки уже была готова побороться за свое счастье. Злая мачеха и вредные сводные сестры всеми силами препятствовали ее встрече с принцем, но девушка побеждала их не только с помощью феи-крестной и волшебных помощников в виде всякой живности, но и своей решительностью идти к мечте вопреки обстоятельствам.
Следом в 1959 году вышла «Спящая красавица», визуально отличающаяся от пасторальных «Белоснежки» и «Золушки». Художники Джон Хенч и Айвинд Эрл вдохновлялись картинами мастеров Северного Возрождения, что наполнило мультфильм готическими мотивами. Disney в очередной раз создал произведение новаторское по форме, но вполне традиционалистское по содержанию. Принцесса Аврора унаследовала основные черты своей предшественницы Белоснежки — наивность, покорность и готовность влюбиться в принца, как только тот появится в кадре. Разве что на этот раз героиня наконец избавилась от швабры и прочих атрибутов хорошей хозяйки.
По сюжету сказки Перро феи дарят новорожденной принцессе шесть добродетелей, среди которых был ум, но создатели мультфильма сократили количество волшебниц и Авроре достались только красота и прекрасный голос. Принцесса поет всего одну песню танцуя с принцем, а затем засыпает уколовшись веретеном. Пожалуй ее даже нельзя назвать главной героиней фильма, этот пробел восполняют другие женские персонажи. Так основное сражение за жизнь Авроры происходит между добрыми феями Флорой, Фауной и Мэривезой и коварной колдуньей Малефисентой. Мужчинам отведены фоновые роли: принц вступает в борьбу под неустанным контролем добрых волшебниц, а король и вовсе в самый ответственный момент напивается вина и просыпает тот момент, когда его дочь попадает в беду.
Юные бунтарки: Ариэль, Белль, Жасмин, Покахонтас, Мулан
Студии Disney потребовалось целых тридцать лет, для того чтобы вернуться с новой историей о принцессе — в 1989 году вышла «Русалочка». Ариэль выглядела по-настоящему революционно по сравнению с предшественницами. Она мечтала уже не о замужестве, а о другой жизни за пределами морского дворца своего отца Тритона. В этом свете влюбленность в принца Эрика выглядела как логическое продолжение ее подросткового бунта против отцовского запрета на знакомство с миром людей. К тому же она сама проявила инициативу, завоевала сердце возлюбленного и дважды спасла его от смертельной опасности.
«Русалочка» стала последним диснеевским мультфильмом о принцессах, где в роли антагониста выступала женщина. Золушку и Белоснежку угнетали их злые мачехи, Аврора становилась жертвой проклятья Малефисенты, Ариэль — вступала в нечестную сделку с морской ведьмой Урсулой. Все злодейки в классических мультфильмах студии Disney символизировали мужской страх перед женской эмансипацией: они обладали властью и силой в противовес нежным принцессам, стремившимся к замужеству, и, разумеется, в финале традиционная женственность торжествовала.
В «Русалочке» этот сюжет был модернизирован — Ариэль сама вступала в схватку наравне с принцем. Так студия сделала шаг в сторону сильных принцесс, способных за себя постоять. Вскоре для создания образа героини в «Красавице и чудовище» впервые в истории студии была приглашена женщина — сценаристка Линда Вулвертон, которая сделала Белль, похожей на свободолюбивую Кэтрин Хепберн из «Маленьких женщин». Больше всего на свете она любила читать и вместо встречи с возлюбленным мечтала о приключениях. Белль сперва спасла своего отца от Чудовища, а затем и само Чудовище от неминуемой смерти. Образ принцессы в беде окончательно остался в прошлом, к тому же все следующие принцессы не были типичными белыми красотками — восточная девушка Жасмин бесстрашно выступала против брака с могущественным Джафаром, индианка Покахонтас стала первой принцессой, отказавшейся от замужества ради своего народа, а китаянка Мулан шла наперекор столетним обычаям, доказывая, что женщина может быть настоящей воительницей и спасительницей целого государства.
Однако у мультфильмов «Эпохи Ренессанса» студии Дисней была и оборотная сторона. В 2016 году американские лингвистки Кармен Фулт и Карен Эйзенхауэр проанализировали диалоги из всех мультфильмах о принцессах и пришли к выводу, что в 90-е героини говорили гораздо меньше, чем в «Белоснежке», «Золушке» и «Спящей красавице», где был соблюден гендерный баланс, и женских реплик было от 50 до 70%. Так, в «Золушке» принц произносил всего шесть фраз, одной из которых было слово «Подожди». В 90-е студия пошла по пути увеличения персонажей, как в бродвейских мюзиклах и многие из них по умолчанию были сделаны мужчинами. В «Русалочке» мужским голосам отдано 68% экранного времени, 71% — в «Красавице и чудовище», 90% — в «Аладдине», 76% — в «Покахонтас» и 77 % — «Мулан». Действительно, у Ариэль было три волшебных помощника мужского пола (создатели новой экранизации нивелировали гендерный дисбаланс — Чайку будет озвучивать певица Аквафина), а единственными заметными женщинами в истории о Покахонтас являлись ее подруга, произносящая несколько фраз, и говорящее дерево Ива.
Принцессы нового поколения: Тиана, Рапунцель, Мерида, Моана, Анна и Эльза
Недооцененный мультфильм студии «Принцесса и лягушка» одновременно стал последним фильмом, созданным при помощи рисованной анимации, и полем для экспериментов над сюжетом. Главная героиня Тиана — первая чернокожая принцесса в истории Disney. Она стремится открыть свой ресторан и начать бизнес, ее заглавная песня посвящена достижению этой цели, а не встрече с любимым. Судьба всё же сводит ее с принцем Навином — обедневшим транжирой и бездельником, превращенным в лягушку по причине своего легкомыслия. Режиссеры мультфильма Рон Клементс и Джон Маскер (вместе они также сделали «Русалочку» и «Алладина») уделили развитию отношений этой пары немало времени и вывели любовную историю в плоскость комедии. Дело в том, что Тиана и Навин влюбились друг в друга, когда оба были лягушками, лишь на пути к избавлению от колдовских чар. Возможно, постмодернистская ирония не была оценена зрителем, возможно, по форме мультфильм выглядел старомодным на фоне набирающей популярность 3D-анимации, но в любом случае печально, что сказка «Принцесса и лягушка» не стала громким хитом студии.
Через два года в прокат вышел мультфильм «Рапунцель: Запутанная история» (в оригинале Tangled) открыв эпоху 3D-принцесс. Студия вновь вернулась к сюжету классической сказки о спасении прекрасной девушки, заточенной в башне в ожидании избавителя. История была значительно переписана, волосы Рапунцель наделены магической силой, а сама девушка боевым характером. После «Рапунцель» героини следующих 3D-мультфильмов гораздо больше походили на супергероинь, нежели на прежних очаровательных принцесс: Моана («Моана», 2016) управляла океаном, Мерида («Храбрая сердцем», 2012) стреляла из лука не хуже Леголаса или Соколиного глаза из «Мстителей», а Эльза из «Холодного сердца» повелевала снегом и льдом. Сорежиссерками «Храброй сердцем» и «Холодного сердца» впервые выступили женщины — Бренда Чэпман и Дженнифер Ли, соответственно.
Истории о принцессах классического периода 30-50-х годов показывали в первую очередь вражду и конкуренцию двух женщин друг с другом. Мультфильмы, все без исключения снятые мужчинами-режиссерами, комплементарно рисовали фигуры мудрых, очаровательных, сильных отцов, ради которых героини нередко рисковали жизнью (Мулан, Покахонтас, Белль). Но почти полностью исключали взаимоотношения с подругами, сестрами и матерями (в «Спящей красавице» вполне живая мать Авроры появлялась на несколько минут в начале и в финале, в то время как отец был активным второстепенным персонажем, даже друзья-животные, как это ни странно, всегда оказывались мужского пола). Бренда Чэпман в «Храброй сердцем» (оригинальное название Brave) впервые рассказала историю взаимоотношений матери и дочери (принцессы и королевы), полностью исключив романтическую линию. Дженнифер Ли в «Холодном сердце» вывела на первый план истинную любовь двух сестер Эльзы и Анны — персонажи очень отдаленно напоминали Снежную Королеву и Герду из сказки Ганса Христиана Андерсена. Эльза, изначально задуманная как антагонистка, превратилась в положительную героиню. Так, вечно враждующие архетипы злой колдуньи и доброй принцессы наконец помирились, впервые за 80 лет существования диснеевских сказок.
Райя и последние тенденции: Disney на перепутье
Принцессы Эльза и Анна, несмотря на невероятный успех дилогии «Холодное сердце», десятки миллионов кассовых сборов и два «Оскара», не вошли в официальный список принцесс Disney. Технически в итоге они стали королевами, но, вероятнее всего, причина их отсутствия в перечне кроется в другом: студия на протяжении последних двух десятилетий переосмысляет саму концепцию принцесс и старается четко реагировать на критику и учитывать запрос аудитории. Так, фанаты «Холодного сердца» запустили хэштэг #giveelsaagirlfriend, что красноречиво свидетельствовало о том, что привлечь более взрослую аудиторию Disney уже удалось.
В итоге, кажется, студия просто выбрала другую стратегию — принцессы стали ближе к героиням комиксов, наравне с женскими персонажами франшизы «Звездные войны» они спасают мир и урегулируют политические конфликты. Именно такой героиней стала принцесса Райя из самого последнего анимационного мультикультурного блокбастера студии — «Райя и последний дракон». Весь основной состав персонажей «Райи» озвучен актрисами азиатского происхождения во главе с Аквафиной и Джемой Чан. Подобно Безумному Максу, Райя разъезжает по постапокалиптической пустыне в поисках последней драконихи, способной восстановить мир в вымышленной стране Кумандре. Три основных героини мультфильма — женщины: дракониха Сису и враждующие принцессы-воительницы Райя и Намари, именно им предстоит разрешить многовековое противостояние людских племен и объединить пять государств. Таких приключений Белоснежка и представить себе не могла.