К чему приводит пубертат: Стоит ли смотреть сериал «Монстры: История братьев Менендес»
На Netflix вышло продолжение тру-крайм-антологии Райана Мёрфи («Американская история ужасов» и «Американская история преступлений») — «Монстры: История братьев Менендес». Второй сезон рассказывает о двух парнях, безжалостно расстрелявших родителей ради наследства. В первом сезоне шоураннер обращался к судьбе Джеффри Дамера, на счету которого около 20 жертв. Рассказываем, каким получилось долгожданное продолжение.
Вечером 1989 года в службу спасения поступил звонок от двух братьев, истерично сообщивших, что они обнаружили мертвых родителей в семейном особняке в Лос-Анджелесе. Хосе (Хавьер Бардем) и Китти (Хлоя Севиньи) Менендесы были расстреляны, однако мотивы преступления остались неясными, так как в доме не пропала ни одна вещь. Их сыновей, Лайла (Николас Александр Чавес) и Эрика (Купер Кох), забрали в участок, где те выдвинули подозрения в сторону местной мафии и прочих бандитов. Хосе — выходец с Кубы, ставший руководителем крупной кинокомпании Live Entertainment. По мнению сыновей, у него было много врагов. Однако вскоре полиция вышла на след настоящих преступников — Лайла и Эрика.
Прежде всего Райан Мёрфи ассоциируется с «Американской историей ужасов» («АИУ»), которая уже растянулась на 13 сезонов. Это один из самых востребованных современных шоураннеров, да еще и с узнаваемым глянцевым почерком. История о Джеффри Дамере была выполнена в привычной стилистике автора, и дело не только в исполнившем главную роль Эване Питерсе — постоянном актере «АИУ». «Монстр» отличался чрезмерной жестокостью и любованием страшными подробностями преступлений маньяка. В «Братьях Менендес» Мёрфи отходит от обилия кровищи и прибегает к стерильному изображению, соответствующему жизни главных героев.
Эрик и Лайл Менендесы — мажоры, привыкшие брать от жизни всё, кроме психического равновесия. Роскошный особняк в Беверли-Хиллз, лимузины и часы Rolex — грани мира богачей. О том, что именно они убили Хосе и Китти, зритель узнает уже в первой серии. В оставшихся восьми ему предстоит выяснить, что же побудило ребят совершить преступление.
Второй сезон альманаха по большей части построен на монологах убийц. Сначала они по глупости раскрывают тайну психотерапевту, который начинает их шантажировать, потом делятся нюансами произошедшего с адвокатами, а далее пытаются оправдаться в суде. Процессу посвящен почти весь пятый эпизод. На протяжении получаса Эрик Менендес рассказывает о деталях его взаимоотношений с отцом. Пока он исповедуется с мокрыми глазами, адвокат сидит спиной к зрителю.
Также Мёрфи отказывается от обилия постельных сцен, несмотря на то, что драматургия строится на мотиве сексуальных домогательств. В отличие от Дамера, который менял жертв каждую серию, Менендесы убивают лишь раз, отчего сценаристам приходится удерживать внимание зрителя шокирующими и зачастую повторяющимися флешбэками. Авторы то и дело меняют рассказчиков, показывая события от лица разных персонажей. Пережевывание одних и тех же событий с небольшим изменением ракурса утомляют. На допросах братья рассказывают одно и то же, но в разной последовательности. При этом прием помогает удерживать интригу: зритель путается в показаниях и не в состоянии отличить правду от лжи.
Роль Китти Менендес досталась Хлое Севиньи, с которой Мёрфи работал над «Отелем», пятым сезоном «АИУ». К актерам нет ни малейшего вопроса: исполнителям ролей братьев Менендес Куперу Коху и Николасу Александру Чавесу удалось показать диаметрально противоположные характеры — нежного тихоню и самоуверенного кутилу, которые дополняют друг друга.
Сценаристы стараются следовать биографиям убийц, но иногда сворачивают. Например, на самом деле психоаналитик Менендесов сам пришел в полицию с записанным признанием братьев, хотя в сериале его сдает бывшая пациентка и любовница. А завещание парни крадут из личного компьютера отца с помощью хакера, а не после вскрытия сейфа.
Задача Мёрфи — не найти убийцу, а докопаться до причин ужасного преступления. В общей сложности процесс над братьями занял около трех лет. Всё могло бы решиться заметно раньше, но в ходе разбирательств вскрылось новое обстоятельство: Эрик и Лайл заявили о сексуальных домогательствах со стороны отца.
После премьеры истории о Дамере в адрес Мёрфи посыпались обвинения в романтизации преступлений. В этот раз шоураннер решил перестраховаться и акцентировать внимание на вине Менендесов. Никто так и не знает наверняка, правда ли подростки подверглись изнасилованию или нет. В 1996 году братья были приговорены к пожизненному заключению без права на условно-досрочное освобождение. А после выхода сериала Эрик обвинил авторов в ложной интерпретации произошедшего.
Второй сезон антологии Мёрфи получился достойным, но не более того. Пересматривать сериал зрители едва ли будут. За уход от кровавой бани — плюс. За вязкие сценарные повторы и бесконечные монологи — минус. Если бы Мёрфи сократил шоу до шести-семи эпизодов, оно получилось бы заметно динамичнее. Впрочем, антология о серийных убийцах уже продлена на третий сезон. В новых эпизодах Чарли Ханнэм сыграет американского маньяка Эда Гейна. Дата премьеры пока не назначена, но раньше следующей осени новую главу ждать точно не стоит.