Все сезоны «Американской истории ужасов»: От «Дома-убийцы» до «Нежности»
На канале FX вышла первая серия нового сезона «Американской истории ужасов» — легендарной хоррор-антологии американского сценариста Райана Мёрфи, которая вот уже 12 лет будоражит умы фанатов жанра ужасов. От сезона к сезону «Американская история ужасов», или просто «АИУ», как ее называют поклонники, меняет свою стилистику, рассказывая зрителям страшные истории о привидениях, маньяках, клоунах, ведьмах и даже… выборах президента США. При этом актерский состав остается всё тем же, меняются лишь роли, исполняемые в сериале. Специально к выходу новой «АИУ» останавливаемся на каждом сезоне шоу поподробнее.
Американская история ужасов: Дом-убийца
В отличие от большинства последующих сезонов, «Дом-убийца» скроен по канонам классического фильма ужасов: есть дом, есть призраки и герои, находящиеся в состоянии глубокого личного кризиса. Тем не менее даже в начале своего пути Райан Мёрфи активно использует поп-культурные референсы и многочисленные сюжетные допущения, соединяя реальное с вымышленным.
Сюжет разворачивается в Лос-Анджелесе, на территории печально известного особняка, куда переезжает семья из трех человек — врач-психиатр Бен Хармон (Дилан МакДермотт), его супруга Вивьен (Конни Бриттон) и дочь Вайолет (Таисса Фармига). Бен безуспешно пытается склеить отношения с женой после случайной измены со студенткой (Кейт Мара), однако Вивьен, кажется, не готова его простить. Тем временем Вайолет знакомится с Тейтом (Эван Питерс), психопатом, живущим по соседству, который явно знает о доме больше, чем ее родители.
Американская история ужасов: Психбольница
Второй сезон «АИУ», получивший подзаголовок «Психбольница», оказался значительно страшнее и кровожаднее «Дома-убийцы». Здесь Мёрфи впервые выходит за рамки жанра ужасов, добавляя в повествование элементы научной фантастики и даже мюзикла. Кроме того, «Психбольница» затрагивает важные социальные темы, связанные с расовой сегрегацией и дискриминацией различных социальных меньшинств, но делает это скорее играючи, не отклоняясь от основной сюжетной арки.
Действие «Психбольницы» разворачивается в 1964 году, главные герои — врачи и пациенты специализированного медицинского учреждения для душевнобольных преступников «Брайарклифф», куда крайне легко попасть, но откуда практически невозможно выбраться. В стенах «Брайарклиффа» происходит много странных событий: монахиня Джуд (Джессика Лэнг) переживает кризис веры, журналистка Лана Уинтерс (Сара Полсон) борется за право быть самой собой, а работяга Кит (Эван Питерс) отбывает срок вместо опасного маньяка-убийцы.
Американская история ужасов: Шабаш
Третий сезон «Американской истории ужасов» едва ли можно назвать хоррором, тем не менее он самый стилизованный в антологии. Кроме того, «Шабаш» имеет собственный лор и даже кроссовер. В этом сезоне Мёрфи как никогда предан художественной форме, но частенько забывает о содержании — многие персонажи кажутся лишними, а сюжет то и дело напоминает подростковый фанфикшен. Тем не менее «Шабаш» берет зрителя колоритными персонажами и сильными актерскими перфомансами Джессики Лэнг, Фрэнсис Конрой и Кэти Бейтс.
События третьего сезона разворачиваются спустя 300 лет после скандального судебного процесса над салемскими ведьмами. Главные героини — молодые женщины, учащиеся в закрытой магической школе, — начинают подвергаться атакам потомков тех самых «охотников на ведьм». Внутри самого учебного учреждения также существует напряжение, связанное с борьбой амбициозных учениц за власть, — ведь только одна из них сможет стать верховной ведьмой.
Американская история ужасов: Фрик-шоу
После неоднозначного «Шабаша» Мёрфи вновь вернулся к классике жанра ужасов, сняв собственную версию «Уродцев» 1932 года. Главные герои «Фрик-шоу» — люди с различными особенностям развития: бородатая женщина (Кэти Бейтс), мальчик с клешнями вместо рук (Эван Питерс), сиамские близнецы (Сара Полсон) и многие другие. Каждый из них так или иначе пытается приспособиться к жизни в «нормальном» обществе, мечтает быть принятым и любимым, однако реальность, как это часто бывает, оказывается слишком жестокой и непредсказуемой, особенно к тем, кого принято называть «не такими, как все».
Сюжет «Фрик-шоу» разворачивается в начале 1950-х годов, в небольшом городе Джупитер, штат Флорида. Приезд труппы цирковых артистов становится настоящим событием для местных жителей, тем не менее вместе с аттракционом они привозят нечто мрачное, порабощающее души и тела тех, кто рискнул оказаться слишком доверчивым. Параллельно основному сюжету разворачивается арка богатого вельможи Дэнди Мотта (Финн Уиттрок), который чересчур напоминает героя знаменитого «Американского психопата».
Американская история ужасов: Отель
Готический нуар «Отель», сюжет которого основан на городской легенде о лос-анджелесском отеле «Сесил», является самым амбициозным сезоном «Американской истории ужасов» — как в плане звездности актерского каста, так и в плане невероятной красоты декораций, большая часть которых была возведена буквально с нуля и четко адаптирована к заданному жанру. Кроме того, «Отель» — это первый сезон «АИУ», снятый без участия Джессики Лэнг. Актриса долгое время была визитной карточкой сериала. На ее место пришла эксцентричная Леди Гага, которой досталась роль бессмертной и бесконечно сексуальной вампирши.
Действие «Отеля» разворачивается сразу в нескольких параллельных временных линиях, сюжет которых так или иначе связан с отелем «Кортез» — главным приютом для всех преступников Лос-Анджелеса. Жуткие нераскрытые убийства, происходящие на территории гостиницы, привлекают внимание детектива Джона Лоу (Уэс Бентли), который решает во что бы то ни стало разгадать мрачную загадку «Кортеза».
Американская история ужасов: Роанок
Шестой сезон «Американской истории ужасов» снят в виде мокьюментари и отсылает к таким представителям жанра, как «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света», «Репортаж», «Паранормальное явление». В центре сюжета — телевизионная группа, которая приезжает в старый дом, чтобы снять фильм о жестоком убийстве. Внезапно персонажи начинают погибать один за другим, параллельно перед зрителями разворачиваются жуткие флешбэки того, что на самом деле произошло в этом месте.
«Роанок» в сравнении с тем же «Отелем» кажется максимально жестоким — в этом сезоне также есть элементы слэшера, знакомые фанатам «АИУ» по «Психбольнице». Мёрфи также представляет собственное видение городской легенды об индейском племени роанок, проживавшем в Северной Каролине с 1587 по 1590 год.
Американская история ужасов: Культ
Седьмой сезон шоу, получивший подзаголовок «Культ», выделяется на фоне других историй Мёрфи в первую очередь за счет яркого сатирического тона. Его выход, в частности, был приурочен к скандальным выборам президента США, в результате которых победу одержал бизнесмен-республиканец Дональд Трамп. При этом Мёрфи, как и многие другие представители западной индустрии, поддерживал кандидатуру Хиллари Клинтон.
Сюжет «Культа» сосредоточен на борьбе американских либералов и консерваторов. Главная героиня — Элли Мэйфэйр-Ричардс (Сара Полсон) — переживает сильнейшее расстройство, вызванное терактами 11 сентября 2001 года. После внезапной победы Трампа эмоциональное состояние женщины окончательно дестабилизируется. Тем временем правый политический активист Кай Андерсон (Эван Питерс) решает занять место в совете города, где проживает Элли.
Американская история ужасов: Апокалипсис
Первый в истории антологии сезон-кроссовер объединяет сюжеты «Дома-убийцы» и «Шабаша», переплетая эти реальности в жутком постапокалиптическом будущем, где большая часть человечества стала жертвой ядерного взрыва. Оставшаяся в живых группа людей обитает в подземном бункере «Аванпост 3», куда неожиданно наведываются персонажи из первого и третьего сезонов.
Большая часть сюжетной интриги держится на главном злодее — антихристе (Коди Ферн), который родился в финале «Дома-убийцы». Ему противостоят могущественные ведьмы «Шабаша» (Фрэнсис Конрой, Сара Полсон, Эмма Робертс) — женщины пытаются сделать всё возможное для того, чтобы отменить пришествие тьмы на землю и спасти человечество от печальной участи.
Американская история ужасов: 1984
Как можно догадаться по названию, девятый сезон «Американской истории ужасов» стилизован под самые известные хорроры конца прошлого века — в частности, франшизу «Пятница, 13-е». Основной сюжет разворачивается на территории детского лагеря, где происходит серия кровавых убийств местных вожатых. Спустя десятилетия лагерь решают снова открыть, а жуткий маньяк, который так и остался на свободе, снова берется за топор.
«1984» по всеобщему мнению считается самым слабым сезоном антологии — Мёрфи начинает сразу несколько больших сюжетных линий, большая часть которых элементарно не оправдывает себя. Более того, сезон кажется очень перегруженным из-за обилия колоритных персонажей, каждый из которых нуждается в своем месте под солнцем, но едва ли находит развитие.
Американская история ужасов: Двойной сеанс
В отличие от всех предыдущих сезонов, «Двойной сеанс» разделен на две полноценные части, каждая из которых представляет собой отдельную законченную историю. Впрочем, оба сюжета традиционно роднит мистическая тема. В десятом сезоне Мёрфи также решил освежить привычный актерский каст новыми лицами: впервые в «Американской истории ужасов» снялись Маколей Калкин и Кайя Гербер — до этого девушка уже успела появиться в спин-оффе сериала «Американские истории ужасов».
Первая часть «Двойного сеанса» фокусируется на молодой семье (Лили Рэйб, Финн Уиттрок и Райан Кира Армстронг), которая переезжает в провинциальный город на побережье. Глава семейства — амбициозный писатель Гарри — внезапно находит так называемую таблетку гениальности, которая наделяет талантом любого, кто ее примет. Увы, у препарата имеются побочные эффекты. Во второй части «Двойного сеанса», снятой в черно-белом формате, рассказывается о группе студентов, которые против своей воли оказываются вовлечены в научный эксперимент с участием пришельцев.
Американская история ужасов: Нью-Йорк
Действие сезона под лаконичным названием «Нью-Йорк» разворачивается в начале 80-х годов прошлого века. В отличие от «1984», одиннадцатый сезон «АИУ» делает основную ставку не на слэшер, а на старый добрый тру-крайм. Главные герои «Нью-Йорка» (Джо Мантелло и Рассел Тови) расследуют серию убийств, направленных против сексуальных меньшинств. Параллельно доктор Ханна Уэллс (Билли Лурд) пытается разобраться в истоках загадочной болезни, которая пришла в город с острова Файр-Айленд.
Несмотря на интригующую завязку и актуальный жанр, «Нью-Йорк» был и остается самым блеклым сезоном «Американской истории ужасов», который практически утопает в собственной вторичности. Мёрфи в очередной раз ходит по кругу, предлагая зрителям интересные фишки из прошлых сезонов, но не создавая ничего уникального. Новые актеры, призванные чуть обновить картинку, этой проблемы, увы, не решают, а лишь подтверждают общую усталость шоураннера от собственного шоу.
Американская история ужасов: Нежность
О новом, уже двенадцатом сезоне «Американской истории ужасов» на данный момент известно мало. Впервые за историю сериала Райан Мёрфи прибег к литературному первоисточнику — сюжет «Нежности» основан на одноименном романе Даниэль Валентайн, выход которого запланирован на конец 2023 года. Кроме того, впервые в сериале появятся модель Кара Делевинь и телезнаменитость Ким Кардашьян — обе составят компанию признанной звезде «АИУ» Эмме Робертс, ей досталась главная роль.
В центре сюжета «Нежности» находится отчаявшаяся молодая женщина, которая прибегает к радикальным мерам для того, чтобы забеременеть. С учетом того, что Мёрфи добровольно отказался от поста шоураннера в пользу Хэлли Фейффер, «Нежность» может стать по-настоящему новым словом в культовой хоррор-антологии, которая уже давно нуждается в переосмыслении.