Опубликовано 29 мая 2023, 11:29
11 мин.

Итоги Каннского фестиваля: Расследование убийства и пролетарская любовь

Поделиться:
Итоги Каннского фестиваля: Расследование убийства и пролетарская любовь

На Лазурном Берегу завершился 76-й международный Каннский кинофестиваль. «Золотую пальмовую ветвь» завоевала судебная драма француженки Жюстин Трие «Анатомия падения». Рассказываем о победителях фестиваля и наиболее интересных премьерах внеконкурсной программы.

Подошел к концу Каннский фестиваль, остающийся самым престижным киносмотром мира. Пожалуй, если говорить об оскаровской гонке и грядущем наградном сезоне, то Венеция и Торонто стали местом, где проходят основные премьеры года, Лазурный же Берег радует любителей авторских фильмов и чествует заслуженных мастеров. Например, в этом году в конкурсе Канн была показана новая работа двукратного обладателя «Золотой пальмовой ветви» британца Кена Лоуча — «Старый дуб», за победу боролись «Опавшие листья» Аки Каурисмяки, «О сухих травах» Нури Бильге Джейлана, «Город астероидов» Уэса Андерсона, «Монстр» Хирокадзу Корээды и «Май-декабрь» Тодда Хейнса, а вне конкурса были представлены «Убийцы цветочной луны» Мартина Скорсезе и короткометражный вестерн Педро Альмодовара «Странный образ жизни».

Фильмы-номинанты Каннского фестиваля 2023

Кадр из фильма «Странный образ жизни», реж. Педро Альмодовар, 2023

© El Deseo, photo by Iglesias Más

Во время проведения фестиваля были вручены две почетные «Пальмовые ветви». Их получили ветераны Голливуда Майкл Дуглас и Харрисон Форд. 80-летний Форд исполнил главную роль в показанном вне конкурса приключенческом блокбастере «Индиана Джонс и колесо судьбы». Открывала фестиваль историческая драма Майвенн «Жанна Дюбарри», ознаменовавшая возвращение в кино после серии скандалов Джонни Деппа. На закрытии киносмотра зрители увидели новую анимационную работу студии Pixar — «Элементарно» Питера Сона.

Председателем жюри основного конкурса был шведский режиссер Рубен Эстлунд, дважды побеждавший в Каннах — с «Квадратом» шесть лет назад и с «Треугольником печали» в прошлом году. Также в состав жюри входили французский режиссер и сценаристка Жюлия Дюкурно (обладательница «Золотой пальмовой ветви» за боди-хоррор «Титан»), режиссер и сценарист из Аргентины Дамиан Сифрон, режиссер и сценаристка из Замбии Рунгано Ниони, американская актриса Бри Ларсон, американский актер Пол Дано, французский актер Дени Меноше, режиссер из Марокко Марьям Тузани, писатель и режиссер из Афганистана Атик Рахими.

Лучшие фильмы Канн-2023

Кадр из фильма «Элементарно», реж. Питер Сон, 2023

© Pixar

В основном конкурсе победу одержала картина француженки Жюстин Трие «Анатомия падения». Гран-при завоевала историческая драма Джонатана Глейзера «Зона интересов». Лучшим режиссером был признан Чан Ань Хунг, который представил в Каннах мелодраму «Рагу Додена Буффана». Приз жюри достался «Опавшим листьям» финского классика Аки Каурисмяки. В программе «Особый взгляд» победила дебютная работа британки Молли Мэннинг Уокер «Как заниматься сексом».

Ниже представлено распределение основных наград прошедшего 76-го Каннского фестиваля.

Призы жюри основного конкурса

«Золотая пальмовая ветвь»

«Анатомия падения», реж. Жюстин Трие

Гран-при 

«Зона интереса», реж. Джонатан Глейзер

Приз жюри

«Опавшие листья», реж. Аки Каурисмяки

Лучший режиссер

Чан Ань Хунг, «Рагу Додена Буффана»

Лучшая мужская роль

Кодзи Якусё, «Прекрасные дни»

Картины, представленные на 76-м Каннском кинофестивале

Кадр из фильма «О сухих травах», реж. Нури Бильге Джейлан, 2023

© Nuri Bilge Ceylan

Лучшая женская роль

Мэрвэ Диздар, «О сухих травах»

Лучший сценарий

Юдзи Сакамото, «Монстр»

Программа «Особый взгляд»

Лучший фильм

«Как заниматься сексом», реж. Молли Мэннинг Уокер

Приз жюри

«Гончие», реж. Камаль Лазрак

Лучший режиссер

Асмаэ Эль Мудиер, «Мать всей лжи»

«Как заниматься сексом» Молли Мэннинг Уокер

Кадр из фильма «Как заниматься сексом», реж. Молли Мэннинг Уокер, 2023

© Nikolopoulos Nikos

Лучший актерский состав

«Цветок бурити», реж. Жуан Салавиза и Рене Надер Мессора

Приз «Свобода»

«Прощай, Джулия», реж. Мохамед Кордофане

Приз «Новый голос»

«Знамение», реж. Баладжи Тасиани

Призы международного жюри (короткий метр)

«Золотая пальмовая ветвь» за лучший короткометражный фильм

«27», реж. Флора Анна Буда

Особое упоминание

«Фар», реж. Гуннур Мартинсдоттир Шлютер

Программа «Двухнедельник режиссеров»

Europa Cinemas Label Award за лучший европейский фильм

«Креатура», реж. Елена Мартин Гимено

Список фильмов, представленных на Каннском кинофестивале в 2023 году

Кадр из фильма «Химера», реж. Аличе Рорвахер, 2023

© Ad Vitam

SACD Award за лучший фильм на французском языке

«Принц», реж. Пьер Кретон

Программа «Неделя критики»

Гран-при

«Тигровые полоски», реж. Аманда Нелл Ю

Приз жюри

«В доме идет дождь», реж. Палома Сермон-Даи

Другие награды

«Золотая камера» за лучший дебют

«Внутри желтого кокона», реж. Фам Тиен Ан

Приз ФИПРЕССИ в основном конкурсе

«Зона интересов», реж. Джонатан Глейзер

Приз ФИПРЕССИ в программе «Особый взгляд»

«Поселенцы», реж. Фелипе Галвез

Фильмы, представленные на Каннском фестивале в этом году

Кадр из фильма «Тигровые полоски», реж. Аманда Нелл Ю, 2023

© Akanga Film Productions

Приз ФИПРЕССИ в параллельных программах

«Аллея силы», реж. Лилла Халла

Приз экуменического жюри

«Прекрасные дни», реж. Вим Вендерс

Queer Palm

«Монстр», реж. Хирокадзу Корээда

Palm Dog

Пес Снуп, «Анатомия падения»

Рассказываем подробнее о некоторых фильмах Каннского фестиваля.

«Анатомия падения», реж. Жюстин Трие (основной конкурс, «Золотая пальмовая ветвь»)

«Анатомия падения»

© Les Films Pelléas — Les Films de Pierre

Немецкая писательница Сандра (Сандра Хюллер) живет в солидном доме в Альпах с мужем-французом и ослепшим в ДТП сыном Даниэлем (Майло Мачадо Гранер). Однажды супруг выпадает из окна и умирает. Главной подозреваемой в один момент становится жена погибшего, а основным свидетелем по делу проходит сын. К судебному процессу приковано внимание страны. Все пытаются разобраться, что же на самом деле произошло. Убийство после ссоры? Самоубийство? Досадный несчастный случай?

«Анатомия падения» француженки Жюстин Трие удостоилась «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Постановщица в четвертый раз приезжает на Лазурный Берег. В 2013-м ее «Возраст одиночества» участвовал в программе ACID, спустя три года в «Неделе критики» был показан ромком «В постели с Викторией», триллер «Соблазн» в 2019-м был представлен в основном конкурсе. И вот теперь победа. «Анатомия падения» скорее представляет собой не триллер, а судебную драму с многочисленными флешбэками, раскрывающими не самый счастливый брак. Картина куплена в российский прокат. «Анатомию падения» можно будет увидеть на больших экранах с 14 сентября.

«Зона интересов», реж. Джонатан Глейзер (основной конкурс, гран-при)

«Зона интересов» Джонатана Глейзера

© Courtesy of A24

Вторая мировая война. Концентрационный лагерь Освенцим возглавляет комендант Рудольф Хёсс (Кристиан Фридель). В нескольких сотнях метров от забора страшного места расположена уютная вилла коменданта: лужайки, роскошный сад, пятеро детей. За хозяйством внимательно следит супруга Хёсса Хедвиг (Сандра Хюллер). Пара принимает гостей, беззаботно проводит время, рассуждает о будущем, словно никакого ужаса, в котором они принимают непосредственное участие, рядом не происходит.

«Зона интересов» Джонатана Глейзера, в итоге удостоившаяся гран-при, была одним из самых ожидаемых фильмов фестиваля. Бывший клипмейкер, а ныне уважаемый автор снимает крайне редко и каждый раз удивляет. Последний его фильм был сделан 10 лет назад, это восхитительно красивая фантастика «Побудь в моей шкуре» со Скарлетт Йоханссон. Новая картина поставлена по одноименному роману британца Мартина Эмиса, но постановщик оставил от романа только общую канву. «Зоной интересов» нацисты называли 40-километровую территорию вокруг Освенцима. Производством фильма Глейзера занималась студия A24 («Солнцестояние», «Лунный свет» и «Из машины»). Пока неизвестно, выйдет ли пугающе реалистичная драма в российских кинотеатрах.

«Опавшие листья», реж. Аки Каурисмяки (основной конкурс, приз жюри)

«Опавшие листья» Аки Каурисмяки

© Sputnik

Сотрудницу хельсинкского супермаркета Ансу (Альма Пёвсти) уволили за то, что она унесла с работы домой просроченный сэндвич. Девушка подбирает на улице милую собачку по имени Чаплин и вынуждена перебиваться подработками, чтобы прокормить и себя, и питомца. Анса знакомится с другим неудачником — сварщиком Холаппой (Юсси Ватанен), который утомил начальство и коллег своим пьянством. Пара идет в кино, но никто не спрашивает друг у друга телефона. Так что непонятно, встретятся ли двое в большом городе снова.

После премьеры «По ту сторону надежды» в Берлине шесть лет назад финский классик Аки Каурисмяки пообещал уйти из кино, но, к счастью, свое обещание не сдержал. Фаворит критиков, мелодрама «Опавшие листья», удостоилась приза жюри. Каурисмяки говорит, что фильм можно считать четвертой частью «пролетарской трилогии» конца 1980-х («Тени в раю», «Ариэль», «Девушка со спичечной фабрики»). Финский автор продолжает снимать удивительно душевные картины о простых людях, обычно остающихся на обочине больших историй. У Каурисмяки же в центре внимания любящие собак сварщики, продавщицы, работницы спичечной фабрики или сапожники. Нехитрые сюжеты о победе добра над злом непременно развиваются под ностальгическую музыку и происходят в странном ретро-антураже, где время словно бы остановилось раз и навсегда.

«Рагу Додена Буффана», реж. Чан Ань Хунг (основной конкурс, приз за лучшую режиссуру)

«Рагу Додена Буффана»

© Carole-Bethuel ©2023 CURIOSA FILMS- GAUMONT — FRANCE 2 CINEMA

1885 год. Знаменитый гурман Доден (Бенуа Мажимель) живет в большом поместье вместе с Эжени (Жюльет Бинош), которая уже 20 лет трудится у него поваром. Они живут в мире и согласии, любят друг друга, но Эжени отказывается выходить замуж за Додена. К гурману приходят в гости друзья, пара мило прогуливается по лесу, либо готовит еду, либо о ней говорит, либо ест. Больше фактически ничего не происходит.

Гастрономическая костюмная мелодрама принесла французу вьетнамского происхождения Чан Ань Хунгу награду за лучшую режиссуру. Постановщик снимает крайне редко — его предыдущая картина «Вечность» выходила на экраны семь лет назад, а главным шедевром остается номинированная на «Оскар» драма «Аромат зеленой папайи». «Рагу Додена Буффана» — кино удивительное, почти бессюжетное, но теплое, пронизанное лучами солнца. В каждом кадре чувствуется близость двух главных героев, которые прекрасно знают друг друга, так что даже слова не нужны. Мажимель и Бинош, встречавшиеся около 25 лет назад, словно бы снова вспоминают старые чувства.

«Монстр», реж. Хирокадзу Корээда (основной конкурс, приз за лучший сценарий)

«Монстр» Хирокадзу Корээды

© Gaga, Toho, Fuji Television Network, AOI Pro, Bun-Buku

Мать (Сакура Андо) замечает, что ее двенадцатилетний сын Минато (Соя Курокава) стал вести себя странно. Женщина отправляется в школу, чтобы разобраться, что стряслось. Мальчик рассказал, что его унижал и бил учитель (Эйта Нагаяма). Также в этой истории важную роль играет одноклассник Минато (Хинато Хиираги), ребенок из неполной, трудной семьи. А еще очевидно, что немногословная директриса (Юко Танака) что-то скрывает.

Японец Хирокадзу Корээда давно стал завсегдатаем конкурса Каннского фестиваля. В 2018-м он победил с «Магазинными воришками», а в прошлом году привозил снятую в Южной Корее драму «Посредник», которая еще только выйдет в российский прокат в августе этого года. Новый фильм «Монстр», как и классический «Расёмон» Акиры Куросавы, рассказывает одну и ту же историю, но с разных точек зрения — матери, учителя и детей. Каждая глава необязательно противоречит предыдущей, но точно ее дополняет. В фильме звучит последний саундтрек скончавшегося в конце марта Рюити Сакамото. «Монстр» куплен для российского проката, даты релиза пока нет.

«Прекрасные дни», реж. Вим Вендерс (основной конкурс, приз за лучшую мужскую роль — Кодзи Якусё)

«Прекрасные дни» Вима Вендерса

© MASTER MIND Ltd

Пожилой и редко разговаривающий японец (Кодзи Якусё) драит современные общественные туалеты в Токио. Своей работы мужчина не стыдится и выполняет ее на совесть. А в свободное время одинокий японец читает дома Фолкнера, фотографирует лес и катается на машине. Постепенно прорисовываются детали прошлого главного героя, который на старости лет остался совсем один.

В последние годы Вим Вендерс больше известен по документальным фильмам («Папа Франциск. Человек слова», «Соль Земли» и «Пина: Танец страсти в 3D»), а игровые работы мастера («Погружение», «Всё будет хорошо» и «Прекрасные дни в Аранхуэсе») особой любви не снискали ни у критиков, ни у зрителей. А ведь почти 40 лет назад немец завоевал «Золотую пальмовую ветвь» за «Париж, Техас». «Прекрасные дни» меланхоличны, элегичны, несколько сентиментальны. Пожалуй, в XXI веке ничего лучше в игровом кино Вендерс не снял. Картина куплена для российского проката.

«Город астероидов», реж. Уэс Андерсон (основной конкурс)

«Город астероидов»

© Focus Features

Ведущий вечерней телепередачи (Брайан Крэнстон) предлагает зрителям посмотреть спектакль о дивном месте Астероид-Сити, расположенном возле кратера, который остался после падения астероида тысячи лет назад. 1955 год. К месту падения астероида стекаются на слет юные звездочеты. Сюда вместе с одаренным сыном и тремя дочерями прибывает вдовец и военный фотограф Оги Стинбек (Джейсон Шварцман), но внезапно из-за возможного контакта с инопланетянами город закрывают на карантин. Теперь как-то коротать время вынуждены астрономы, их родители, учителя и даже военные.

Кажется, сегодня фильмы Уэса Андерсона («Отель „Гранд Будапешт“», «Королевство полной луны» и «Французский вестник. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“») не нуждаются в излишних представлениях. Как и всегда, на экране рябит в глазах от количества звезд. Том Хэнкс, Скарлетт Йоханссон, Тильда Суинтон, Эдвард Нортон, Эдриан Броуди… Список можно продолжать долго. Андерсон сознательно останавливает время и оставляет героев в подвешенном состоянии, которое всем, кто пережил карантин, связанный с пандемией коронавируса, прекрасно знакомо. Многочисленные персонажи вынуждены разбираться в сети и задумываться о настоящем, пока будущее туманно. Пожалуй, это один из самых грустных фильмов американского автора.

«Индиана Джонс и колесо судьбы», реж. Джеймс Мэнголд (внеконкурсная программа)

«Индиана Джонс и колесо судьбы»

© The Walt Disney Company

1970-е годы. Профессора археологии Индиану Джонса (Харрисон Форд) друзья и коллеги провожают на пенсию. Но вдруг словно из ниоткуда появляется крестная дочка Джонса Вомбат (Фиби Уоллер-Бридж) и рассказывает об удивительном артефакте, который позволяет обладателю перемещаться во времени. Само собой, Индиана не может пройти мимо. Но находятся на удивительную ценную вещицу и другие охотники.

Перестрелки, погони, впечатляющие спецэффекты и постоянное движение — компоненты, которые заставили миллионы зрителей полюбить приключенческую франшизу. К одному из своих культовых образов вернулся ветеран Харрисон Форд. Новую часть приключений археолога снял Джеймс Мэнголд («Логан» и «Ford против Ferrari»). Роль главного злодея исполнил Мадс Миккельсен. В американский прокат блокбастер выйдет уже 30 июня.

«Убийцы цветочной луны», реж. Мартин Скорсезе (внеконкурсная программа)

«Убийцы цветочной луны»

© Apple

Эрнест Беркхарт (Леонардо ДиКаприо) во время Первой мировой был поваром, а по окончании войны приехал в округ Осейдж в штате Оклахома. Здесь расположена индейская резервация. Приехал Эрнест сюда неслучайно — тут живет его дядя Уильям Хэйл (Роберт Де Ниро), землевладелец, который также занимается разведением скота и неожиданно находится в хороших отношениях с индейцами. Беркхарт сватается к Молли Кайл (Лили Гладстоун), молодой страдающей диабетом женщине из зажиточной индейской семьи. Эрнест рассчитывает однажды завладеть ее землями, но для этого нужно, чтобы умерло несколько человек.

В 1920-е в Оклахоме на индейских землях была обнаружена нефть, после чего по краям прокатилась серия убийств. Расследовались преступления кое-как, пока за дело не взялось ФБР под руководством молодого и деятельного Дж. Эдгара Гувера. В основе эпического фильма Мартина Скорсезе — научно-популярный роман журналиста Дэвида Гранна «Убийцы цветочной луны. Нефть. Деньги. Кровь». Конечно, это одна из самых ожидаемых картин года, достаточно только упомянуть блестящие роли Де Ниро и ДиКаприо. Сага об алчности, глупости и порочности выйдет в американский прокат 6 октября, а затем станет эксклюзивно доступна на Apple TV+. На сегодняшний день фильм уже называют одним из фаворитов «Оскара».

«Жанна Дюбарри», реж. Майвенн (внеконкурсная программа)

«Жанна Дюбарри»

© Stéphanie Branchu / Why Not Productions

Во второй половине XVIII века, за пару десятков лет до Великой французской революции, представительница социальных низов Жанна Бекю (Майвенн) постепенно идет вверх по классовой лестнице. Для этого, правда, приходится спать с видными столичными аристократами. Среди жертв обаяния и красоты Жанны: граф Дюбарри (Мельвиль Пупо) и маршал Ришелье (Пьер Ришар). При покровительстве важных знакомых на девушку обращает внимание любвеобильный и немолодой король Людовик XV (Джонни Депп). Жанна становится фавориткой монарха, раздражая как родственников главы государства, так и приближенных ко двору. Всех смущает ее прошлое простолюдинки.

Историческая драма Майвенн («Полисс», «ДНК» и «Мой король») открывала фестиваль на Лазурном Берегу. Но всё внимание было приковано к Джонни Деппу, который три неспокойных года нигде не снимался. Съемки костюмного фильма проходили в Версале, это дорогая, может быть, слишком традиционная, но красивая постановка с захватывающим сюжетом. Бюджет картины оценивается в 22 с лишним миллиона долларов. «Жанна Дюбарри» куплена для показа в России, даты релиза пока нет.

Новое в подписке

Лучшее в подписке