Опубликовано 29 августа 2023, 16:25
12 мин.

Итоги фестиваля в Карловых Варах: Телефонные мошенники и одинокие иммигранты

Поделиться:
Итоги фестиваля в Карловых Варах: Телефонные мошенники и одинокие иммигранты

В июле завершился 57-й международный кинофестиваль в Карловых Варах. Это главный киносмотр фильмов из Восточной Европы, хотя география картин в основном конкурсе была широкой: от США до Ирана. «Хрустальный глобус» за лучший фильм получила болгарская драма Стефана Командарева «Уроки Благи». Рассказываем о победителях фестиваля и не только.

Две главные программы фестиваля в Карловых Варах — основной конкурс и Proxima. В основном конкурсе было представлено 11 полнометражных картин. Главный приз — «Хрустальный глобус» — достался драме болгарского автора Стефана Командарева «Уроки Благи». Также наградой за лучшую женскую роль была отмечена исполнительница главной роли актриса Ели Скорчева. Специальный приз жюри получила иранская картина «Пустые сети» Бехруза Карамизаде. Лучшим режиссером смотра был признан американский режиссер иранского происхождения Бабак Джалали, представивший на киносмотре черно-белый «Фремонт». Приз за лучшую мужскую роль забрал Херберт Нордрам из картины Эрнста Де Геера «Гипноз». Специальное упоминание жюри получил ливанский документальный фильм Сирила Ариса «Танцы на краю вулкана», приз зрительских симпатий — историческая драма Венсана Переса «Край лезвия». В программе Proxima победила южнокорейская драма режиссерки Ю Джи-ён «Рождение».

Кадр из фильма «Пустые сети»

Кадр из фильма «Пустые сети»

реж. Бехруз Карамизаде, Иран, Германия, 2023

На протяжении многих лет Россия традиционно была хорошо представлена на фестивале в Карловых Варах. В теперь уже не существующей программе «Восток-Запад» (теперь она называется Proxima) отечественные фильмы часто удостаивались высшей награды. В 2014-м главный приз программы достался Ивану И. Твердовскому за «Класс коррекции», в 2017 году победил фильм «Как Витька Чеснок вез Лёху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта, в 2018-м — «Сулейман Гора» Елизаветы Стишовой, а в 2019-м — «Бык» Бориса Акопова. Последняя на сегодняшний день момент победа в программе «Восток-Запад» случилась в 2021 году. Тогда главный приз забрала историческая драма Владимира Мункуева «Нуучча».

О наиболее интересных фильмах прошедшего в Карловых Варах киносмотра рассказываем подробнее.

«Уроки Благи», реж. Стефан Командарев, Болгария, Германия (основной конкурс, «Хрустальный глобус» за лучший фильм, приз лучшей актрисе — Ели Скорчева)

Итоги фестиваля в Карловых Варах: Телефонные мошенники и одинокие иммигранты

Чтобы похоронить мужа Христо, пенсионерка Блага (Ели Скорчева) собирает приличную сумму денег. Десятки лет она преподавала болгарский язык и жила душа в душу с супругом-полицейским. Теперь, когда мужа рядом нет, Блага растеряна. Пожилую женщину обманывают телефонные мошенники и отбирают последние деньги. Учительнице на пенсии нужно в кратчайшие сроки найти средства, иначе место мужа на кладбище отойдет кому-то другому. 70-летнюю даму на работу брать никто не хочет, но Блага не робкого десятка.

«Уроки Благи» Стефана Командарева стали триумфатором фестиваля в Карловых Варах. Автор участвовал в «Особом взгляде» Канн с драмой «Направления», но прежде на крупных киносмотрах не побеждал. Но для болгарского кинематографа это не первый успех в Карловых Варах: в 2019-м «Хрустальный глобус», главный приз фестиваля, забрало драмеди Петара Вылчанова и Кристины Грозевой «Отец». «Уроки Благи» сняты в стилистике румынского кино 2000-х и 2010-х. В последние годы болгарское авторское кино во многом наследует работам Кристи Пую, Корнелиу Порумбою и Раду Мунтяна. Картина Командарева представляет собой бескомпромиссную социальную драму о мытарствах пенсионерки в отчаянных обстоятельствах. Местом действия неслучайно выбран провинциальный Шумен. Это далеко не София, так что возможности быстро заработать фактически нет. «Уроки Благи» несколько раз обманывают зрительские ожидания, так что не ждите, что бедная и несчастная учительница болгарского сдастся под тяжестью свалившихся неприятностей.

«Фремонт», реж. Бабак Джалали, США (основной конкурс, приз за лучшую режиссуру)

Итоги фестиваля в Карловых Варах: Телефонные мошенники и одинокие иммигранты

Раньше афганка Донья (Анаита Вали Зада) работала переводчицей на американской военной базе. С приходом к власти в родной стране талибов*(*террористическая организация, запрещена на территории России) девушке пришлось бежать в Штаты. Хорошо, что, в отличие от героя фильма «Переводчик» Гая Ричи, ей дали визу. Теперь Донья живет в калифорнийском городке Фремонт и работает на китайской фабрике по выпечке печений с предсказаниями. Даже в комьюнити земляков она чувствует себя чужой, по ночам девушка никак не может заснуть. Однажды Донью повышают, теперь она становится автором предсказаний. Иммигрантка пишет на нескольких бумажках свой номер телефона в надежде встретить любовь. И чудо случается.

Режиссер Бабак Джалали родился в Иране, но уже давно живет в Лондоне. Его картина «Радиогрезы» победила на фестивале в Роттердаме 2016 года. Сценарий «Фремонта» Джалали написал в соавторстве с Каролиной Кавалли, чья «Аманда» недавно выходила в отечественный прокат. У фильма уже была российская премьера — на фестивале «Зеркало» в Иваново, а впервые его показали в начале года на «Сандэнсе». Черно-белый «Фремонт» напоминает ранние, наполненные абсурдным юмором работы Джима Джармуша о неприкаянных героях в поисках смысла и счастья (особенно «Более странно, чем в раю»). Конечно, Джалали говорит о непростой доле иммигрантов на чужбине, но получается у него настолько остроумно, что трудно не попасть под обаяние картины. А поклонников сериалов «Бесстыжие» и «Медведь» непременно порадует неожиданное появление на экране Джереми Аллена Уайта.

«Танцы на краю вулкана», реж. Сирил Арис, Германия, Ливан (основной конкурс, специальное упоминание жюри)

Итоги фестиваля в Карловых Варах: Телефонные мошенники и одинокие иммигранты

4 августа 2020 года в порту Бейрута произошло два мощных взрыва. В результате взрыва 2750 тонн аммиачной селитры 210 человек погибли, 6 тысяч получили ранения, а около 300 тысяч остались без крыши над головой. Значительная часть столицы Ливана была разрушена. В этот момент съемочная группа фильма Мунии Аки «Коста-Брава, Ливан» была готова начать производство. Мало того что многие локации просто перестали существовать, а горожане регулярно сталкивались с отключением электроэнергии, напомним, что это время пандемии коронавируса. А после взрыва в порту курс ливанской валюты начал резко падать. Производственная компания столкнулась с невероятными вызовами.

В 2002 году на экраны вышел документальный фильм Кита Фултона и Луиса Пепе «Затерянные в Ла-Манче» о бесконечных несчастьях, которые свалились на съемочную группу Терри Гиллиама во время работы над картиной «Человек, который убил Дон Кихота». В тот раз британскому автору так и не удалось доделать фильм. И только почти через два десятка лет картина все-таки вышла на экраны, но главные роли вместо Жана Рошфора и Джонни Деппа исполнили Джонатан Прайс и Адам Драйвер. Теперь у «Затерянных в Ла-Манче» есть достойный конкурент. «Танцы на краю вулкана» живописуют сомнения нескольких десятков человек перед лицом страшной трагедии. Стоит ли вообще продолжать работать? До кино ли вообще сейчас ливанцам? Драма «Коста-Брава, Ливан» все-таки была снята, искусство победило все обстоятельства. Также стоит отметить, что главную роль в картине исполнила Надин Лабаки, режиссер душещипательной драмы «Капернаум», обладателя приза жюри Канн 2018 года.

«Гражданин Святой», реж. Тинатин Каджришвили, Грузия, Франция, Болгария (основной конкурс)

Итоги фестиваля в Карловых Варах: Телефонные мошенники и одинокие иммигранты

Каждое утро рабочие одной грузинской шахты, прежде чем спуститься под землю, просят удачи и благословения у статуи в горах. На кресте в полном обмундировании распят шахтер. Он принимает все грехи работяг, он местный святой. С ним разговаривают, у него просят помощи. Однажды статуя оживает, молодой шахтер (Георгий Баблуани) спускается с креста. Руководство горнодобывающей компании недовольно, потому что боится, что без благословения святого рабочие откажутся спускаться под землю. Спустившийся с креста шахтер не разговаривает, но может творить чудеса.

«Гражданин Святой» — третий фильм Тинатин Каджришвили. Две предыдущих драмы автора участвовали в различных программах Берлинского фестиваля. Новую картину снял болгарский оператор Крум Родригез. Изысканное черно-белое изображение, напоминающее то ли поздние работы Андрея Тарковского, то ли творчество Белы Тарра, сразу же подчеркивает сюрреалистичность мира фильма. На экране мы видим вроде бы вполне будничные сцены, но волшебные исцеления животных и людей, как и невероятное оживление каменного шахтера, тут же переводят все события в разряд христианской притчи. Зрители наблюдают почти что второе явление Христа, но люди вокруг неспособны воспринять чудо, не могут оценить масштаб явления святого. Погруженные в бытовые заботы и верующие как-то механически, лишь в символы, не понимающие сути религии шахтеры и руководство горнодобывающей компании оказываются недостойны божественных благ.

«Красные комнаты», реж. Паскаль Планте, Канада (основной конкурс)

Итоги фестиваля в Карловых Варах: Телефонные мошенники и одинокие иммигранты

Людовика Шевалье (Максвелл МакКейб-Локос) обвиняют в жестоком убийстве трех девочек-подростков. Тела детей были найдены неподалеку от его дома, на компьютере подсудимого найдены десятки гигабайтов запрещенных видеоматериалов, на одежде мужчины обнаружена кровь жертв. Более того, неизвестный (предположительно сам Людовик) продавал ролики, на которых маньяк режет девочек на части и отрезает им гениталии. Садистские видео с пытками стоили бешеных денег. К судебному процессу в Монреале над возможным маньяком приковано огромное внимание общественности. Мало кто сомневается, что Шевалье виновен, но есть и редкие защитницы. Келли-Энн (Жюльетта Гарьепи) и Клементина (Лори Бабен) не пропускают ни одного заседания и становятся буквально одержимы дьявольским делом.

Квебекский автор Паскаль Планте («Временные татуировки» и «Надя, Баттерфляй») снял, возможно, самый страшный фильм года. Картина не получила наград в Карловых Варах, зато выиграла главный приз на домашнем фестивале Fantasia. «Красные комнаты» не являются классическим ужастиком со скримерами и литрами крови. Нет, все ужасы остаются за пределами кадра, но, во-первых, картина держит в невероятном напряжении, а во-вторых, пугает главная героиня. Нелюдимая и холодная Келли-Энн снимается в фотосессиях для известных брендов, легко выигрывает крупные суммы в онлайн-покер и одержима запретным кошмаром. Словно бы в обычной жизни ей скучно. На одно из заседаний она приходит в парике и в одежде одной из убитых девочек, а еще постоянно посещает дома жертв. Планте доводит до некомфортного предела интерес современного человека к маньякам, убийствам и шокирующим подробностям злодеяний. Как при доступном потоке информации не сойти с ума, вопрос открытый.

«Гипноз», реж. Эрнст Де Геер, Швеция, Норвегия, Франция (основной конкурс, приз лучшему актеру — Херберт Нордрам)

Итоги фестиваля в Карловых Варах: Телефонные мошенники и одинокие иммигранты

Вера (Аста Аугуст) вместе с бойфрендом Андре (Херберт Нордрам) запускают приложение для мобильных телефонов, которое бы следило за здоровьем женщин в неблагополучных странах. В режиме реального времени на экран выводится множество жизненно важных показателей. Стартап отобрали для участия в крупнейшем для Скандинавии питчинге, на котором можно будет представить свою разработку перед множеством инвесторов из разных стран. В последнее время Вера чувствует себя неудовлетворенной. Чтобы разобраться с неприятными ощущениями, девушка внезапно обращается к гипнотерапевту. Теперь Вера говорит всем только правду. Во время питчинга и встреч с потенциальными инвесторами возникает множество неловких ситуаций.

«Гипноз» дебютанта Эрнста Де Геера — с запасом самый смешной фильм фестиваля в Карловых Варах этого года. Это интеллектуальная комедия, которая в увлекательной форме показывает, что одобряемое обществом поведение требует постоянной лжи и борьбы с собственным естеством, а заодно заставляет аудиторию чувствовать себя неуютно. Как только Вера перестает следовать наскучившим ей правилам, она тут же становится маргиналом, от которого готовы отвернуться все, даже бойфренд. Де Геер очень тонко подмечает, что современный человек каждый день вынужден идти на поводу у близких, коллег, родственников, подстраиваться под них, надевать очередную маску. Но где же ты настоящий? «Гипноз» предлагает зрителям представить себя на месте героев картины и попытаться стать чуть свободнее. Исполнитель роли Андре Херберт Нордрум, получивший на фестивале приз лучшему актеру, знаком отечественным зрителям по «Худшему человеку на свете».

«С девушками всё в порядке», реж. Итсасо Арана, Испания (основной конкурс)

Итоги фестиваля в Карловых Варах: Телефонные мошенники и одинокие иммигранты

Четыре актрисы и драматург едут на одну летнюю неделю в загородный дом репетировать пьесу, действие которой развивается в XVII веке. За проведенное вместе время девушки лучше узнают друг друга, делятся подробностями личной жизни и соотносят себя с персонажами литературного произведения. Часто актрисы переодеваются в тесные корсеты, что еще больше смешивает реальные события и сюжет пьесы.

«С девушками всё в порядке» — дебютная картина актрисы Итсасо Араны. У дебютантки получился маленький, необязательный, но душевный фильм, в котором все главные роли отданы женщинам. Одна влюбилась и теперь переписывается с парнем, другая тяжело переживает смерть матери, третья готовится родить ребенка. С одной стороны, репетиции на природе выбиваются из привычного порядка вещей. С другой, позволяют девушкам сделать паузу и спокойно взглянуть на свою жизнь. Это вроде бы нехитрая разговорная конструкция, но из-за обилия персонажей с разными проблемами история становится универсальной. Аране удается уверенно держать баланс между забавными, грустными и сентиментальными эпизодами.

«Рождение», реж. Ю Джи-ён, Южная Корея (программа Proxima, приз за лучший фильм)

Итоги фестиваля в Карловых Варах: Телефонные мошенники и одинокие иммигранты

Молодая писательница Джей (Хан Хэ-ин) готовится опубликовать новую книгу. С переводом романа на английский помогает бойфренд Чон-ву (Ли Хан-джу), который также преподает в престижной частной школе. И всё у пары было хорошо, пока Джей не забеременела. Ранее молодые люди договаривались не заводить детей. Но теперь Чон-ву хочет стать отцом, а его подруга точно не готова к материнству. Теперь пару трясет от постоянных конфликтов.

Премьера картины состоялась в прошлом году на фестивале в Пусане, что не помешало «Рождению» победить в Карловых Варах во второй по значимости программе. Отдельная тема фильма — конфликт личной жизни и творческой работы. С мыслями о грядущем рождении ребенка Джей не может писать, дедлайны горят. Корейская режиссерка показывает двух героев на перепутье, когда ключевое решение может полностью определить будущее на много лет вперед. И снова право женщины решать, что ей делать со своим телом, ставится под сомнение.

«Темная материя», реж. Карим Лакзаде, Иран (программа Proxima)

Итоги фестиваля в Карловых Варах: Телефонные мошенники и одинокие иммигранты

Молодые актер (Махдис Махдияр) и актриса (Кейван Пармар) очень хотят сниматься в кино, а пока вынуждены зарабатывать деньги на скучных работах. Оба приезжают на кастинг нового фильма и не получают роли. Но парень с девушкой решают действовать радикально — снять свою картину. Помогает им в этом непростом деле юный Зия (Иман Саядборхани), который мечтает стать режиссером. Производство картины превращается в совместные приключения. Кино, должно быть, получится гибридным, на стыке игрового и документального. Чтобы закончить фильм, приходится даже нарушать закон.

«Темная материя» интересна по нескольким причинам. Это кино с разреженной драматургией, а потому зритель гадает, что же произойдет в следующую минуту. Юных кинематографистов в кадре штормит, никакого продуманного плана нет, есть только желание сбежать от рутины дней и почувствовать себя свободными. С другой стороны, по меркам иранского кинематографа «Темная материя» — фильм, подрывающий моральные устои. Героиня Кейван Пармар не носит хиджаб, танцует и вообще наслаждается жизнью. Интересна и форма. В какой-то момент зритель окончательно перестает понимать, что есть фильм в фильме, что документальное, что игровое.

«Адская жара», реж. Альберт Господарский, Чехия, Словакия (программа Proxima, спецприз жюри)

Итоги фестиваля в Карловых Варах: Телефонные мошенники и одинокие иммигранты

Большой осколок Солнца летит к Земле. Приближающийся космический объект может уничтожить всё человечество, а пока на нашей планете просто стоит адская жара. В небольшой квартире в тихом городке умирает от летней скуки 18-летний Винчек (Винсент Господарский). Отношения с отцом (Милан Микулчик) в лучшем случае натянутые. Друзья зовут Винчека потусить в коттедже за городом. Начинается странное роуд-муви. Например, на конечной остановке поезда, на котором ехал парень, его жестоко избивают.

«Адская жара» — дебютный полный метр молодого чешского режиссера Альберта Господарского. Допущение в виде жары и летящего к Земле осколка Солнца позволяет режиссеру накалить обстановку, сделать людей вокруг Винчека более злыми и раздраженными. Вполне возможно, что молодой человек и так воспринимал окружающих как враждебно настроенных, а стало только хуже. У картины все плюсы и минусы первого фильма: рваное, фрагментарное повествование, странноватый главный герой, темы попыток сепарации от родителей и сексуального томления.

Новое в подписке

Лучшее в подписке