Итоги Берлинского фестиваля: Семейные разборки и борьба со страхами
В столице Германии завершился 73-й Берлинале. Победителем киносмотра стала документальная картина француза Николя Филибера «На „Адаманте“». Рассказываем об обладателе «Золотого медведя» и других любопытных картинах из разных программ фестиваля.
Неделю назад в столице Германии завершился первый фестиваль из большой тройки (в нее также входят Канны и Венеция) — Берлинале. Киносмотр вполне заслуженно принято ругать за политизированность и внимание к модным трендам и повестке. В последние годы программа фестиваля уступает и Каннам, и Венеции. Крупные премьеры со звездами случаются разве что в рамках спецпоказов. Так, в Берлине состоялись громкие показы «Фабельманов» и «Тара» — двух картин, активно участвующих в оскаровской гонке. Почетного «Золотого медведя» в этом году получил Стивен Спилберг.
Фестиваль открыла романтическая комедия «Иди ко мне, детка» Ребекки Миллер. Сценаристка, режиссер и дочь знаменитого драматурга Артура Миллера не в первый раз приезжает в Берлин, а в ее фильмах стабильно собирается звездный каст, что особенно ценно для красной ковровой дорожки. Пожалуй, «Иди ко мне, детка» — отличный вариант для открытия фестиваля: кино легкое, незамысловатое, лишь предвестник показов основного конкурса. Композитор-мизантроп Стивен (Питер Динклэйдж) оказался в творческом кризисе за пару недель до срока сдачи новой оперы. Жена и по совместительству психотерапевт Патриция (Энн Хэтэуэй) советует супругу проветриться, погулять по Нью-Йорку и пообщаться с незнакомцами. Социофоб Стивен знакомится с капитаном баржи, романтиком Катриной (Мариса Томей). Композитор преодолевает кризис и пишет оперу про женщину, которая по удивительному совпадению управляет морским судном. Но вдобавок соблазняет и убивает мужчин. И это только начало истории. Также в картине снялись Иоанна Кулиг и Брайан Д’Арси Джеймс. Картина должна выйти в российский прокат в мае.
Другая важная премьера в программе спецпоказов — «Голда. Судный день» Гая Наттива. В октябре 1973 года, в период большого религиозного поста, вооруженные силы Сирии и Египта неожиданно атаковали Израиль. И тогда Голде Меир, первой женщине на посту премьер-министра страны, пришлось принимать судьбоносные решения. Началась война Судного дня. Главную роль в биографической картине исполнила британка Хелен Миррен, ранее игравшая Екатерину Великую, Елизавету I, Елизавету II, жену императора Калигулы Цезонию и супругу короля Великобритании Георга III Шарлотту.
Жюри основного конкурса Берлинале возглавляла Кристен Стюарт. Американская актриса стала самой молодой председательницей жюри фестиваля. Вместе с ней фильмы главной программы фестиваля оценивали актриса Голшифте Фарахани, режиссер Валеска Гризебах, режиссер Раду Жуде, кастинг-директор и продюсер Франсин Майслер, режиссер Карла Симон и режиссер Джонни То.
Как и всегда, в основном конкурсе Берлинале хватало немецких картин. Германию представляли пять картин: «До ночи» Кристофа Хоххойслера, «Музыка» Ангелы Шанелек, «Красное небо» Кристиана Петцольда, «Ингеборг Бахман: Путешествие в пустыню» Маргарете фон Тротты и «Однажды мы расскажем друг другу всё» Эмили Атеф. В конкурсе участвовали два анимационных фильма — «Судзумэ закрывает двери» Макото Синкая и «Арт-колледж 1994» Лю Цзяня — и неигровая лента «На „Адаманте“» Николя Филибера. Последняя завоевала «Золотого медведя» — главную награду Берлинале. Единственным представителем России в Берлине была картина «Клетка ищет птицу» Малики Мусаевой. Фильм показали в программе «Встречи» (Encounters).
Все награды от жюри основного конкурса и секции Encounters, которые были вручены на церемонии закрытия киносмотра, представлены ниже.
Призы международного жюри
«Золотой медведь» за лучший фильм :*
«На „Адаманте“», реж. Николя Филибер
Гран-при жюри:
«Красное небо», реж. Кристиан Петцольд
«Серебряный медведь» — приз жюри:
«Плохая жизнь», реж. Жуан Канижу
«Серебряный медведь» за лучшую режиссуру:
Филипп Гаррель — «Большая колесница»
«Серебряный медведь» за лучшую главную роль:
София Отеро («20 000 разновидностей пчел», реж. Эстибалис Урресола Солагурен)
«Серебряный медведь» за лучшую роль второго плана:
Тея Эре («До конца ночи», реж. Кристоф Хоххойслер)
«Серебряный медведь» за лучший сценарий:
Ангела Шанелек («Музыка», реж. Ангела Шанелек)
«Серебряный медведь» за особый художественный вклад:
Элен Лувар (оператор фильма «Диско-бой», реж. Джакомо Аббруццезе)
Секция Encounters
Лучший фильм :*
«Здесь», реж. Бас Девос
Лучший режиссер:
Татьяна Уэсо — «Эхо»
Специальный приз жюри:
«Орландо. Моя политическая биография», реж. Поль Б. Пресьядо
«Самсара», реж. Луис Патиньо
Призы международного жюри (короткий метр)
«Золотой медведь» за лучший короткометражный фильм :*
«Гусеницы», реж. Мишель Кесервани, Ноэль Кесервани
«Серебряный медведь» за короткометражный фильм :*
«Погруженный в черное», реж. Мэттью Торн, Дерик Линч
Специальное упоминание жюри:
«Это свидание», реж. Надя Парфан
Другие награды
Приз за лучший документальный фильм :*
«Эхо», реж. Татьяна Уэсо
Приз GWFF за лучший дебют:
«Проект „Клезмер“», реж. Леандро Кох, Палома Шахманн
О некоторых фильмах завершившегося Берлинале рассказываем подробнее.
«На „Адаманте“», реж. Николя Филибер (основной конкурс, «Золотой медведь»)
«Адамант» — название судна, пришвартованного на Сене. В корабле расположен уникальный парижский центр помощи людям с психическими расстройствами. Вместе с небольшой съемочной группой режиссер Николя Филибер наблюдает за буднями пациентов и специалистов. Здесь нет никаких халатов и смирительных рубашек. На «Адаманте» царит утопическая демократия. Психологи выслушивают тревоги и страхи приходящих пациентов, а также предложения о совместном досуге. На судне проводится кинофестиваль с обсуждением фильмов и множество других активностей. Пожалуй, жюри поразил гуманизм картины, а также возможность существования людей в гармонии, которую столь чутко уловил французский документалист.
«Плохая жизнь», реж. Жуан Канижу (основной конкурс, «Серебряный медведь», приз жюри)
Португалец Жуан Канижу привез в Берлин диптих: «Плохая жизнь» и «Плохо живется». Первый был представлен в основном конкурсе, второй — в Encounters. Пять женщин — Сара (Рита Бланку), три ее дочери Пьедад (Анабела Морейра), Ракель (Клейя Альмейда) и Анжела (Вера Баррето), а также дочь Пьедад Саломе (Мадалена Альмейда) — управляют отелем. Сами готовят, сами убирают со столов, а вечерами вспоминают старые обиды. Например, Саломе пару дней назад осталась без отца и ждет от Пьедад хотя бы грамма сочувствия. Старый отель хранит множество семейных драм. «Плохая жизнь» — изысканно снятая, неторопливая картина с чеховским сценарием.
«Музыка», реж. Ангела Шанелек (основной конкурс, «Серебряный медведь» за лучший сценарий)
Представительница и живой классик Берлинской школы Ангела Шанелек переиначивает древнегреческий миф о царе Эдипе. Действие развивается сначала в Греции 1980-х годов, а потом в Германии XXI века. Йон (Алеша Шнайдер) нечаянно убивает Лукиана (Теодор Врахас), в заключении знакомится с работницей тюрьмы Иро (Агат Боницер). У пары рождается дочка, которую Йон увозит в Германию. А спустя много лет воспитывавшийся приемными родителями и не знавший родного отца преступник узнает, что Лукиан и был его папой. Лакун в сюжете достаточно, а в «Музыке» герои практически не говорят. Древнегреческий миф рассказан минимальными художественными средствами. Это тихое авторское кино, впечатляющее неслучайностью мельчайших деталей и многозначительностью пауз и недосказанностей.
«Диско-бой», реж. Джакомо Аббруццезе (основной конкурс, «Серебряный медведь» за выдающиеся художественные достижения — операторка Элен Лувар)
Полнометражный дебют итальянца Джакомо Аббруццезе в несколько наивной, но яркой форме рассказывает о колониальном прошлом европейских держав и сегодняшнем положении трудовых мигрантов. Белорусы Леша (Франц Роговский) и Миша (Михал Балики) под видом футбольных болельщиков пересекают польскую границу, чтобы попасть в Евросоюз. Миша погибает, а Леша добирается до Парижа и записывается в Иностранный легион. Очень скоро он оказывается в дельте реки Нигер, где вовсю идет гражданская война. Леша убивает лидера повстанцев Хомо (Морр Ндиае), но, похоже, дух африканца вселяется в белоруса. Итальянский режиссер рассказывает нехитрую историю посредством клипового монтажа, завораживающих кадров джунглей и ночного Парижа, так что неудивительно, что жюри отметило работу выдающейся операторки Элен Лувар.
«Тотем», реж. Лила Авилес (основной конкурс, приз экуменического жюри)
Мексиканская режиссерка Лила Авилес рисует грустный, но узнаваемый портрет большого семейства. Насыщенное событиями действие умещается в один длинный день. Талантливый молодой художник Тона (Матео Гарсиа) болен раком в терминальной стадии. Сестры Тоны Нурия (Монтсеррат Мараньон) и Алехандра (Марисоль Газе) устраивают в родительском доме сюрприз-вечеринку. Это одновременно торжество и прощание. Благодаря точному в деталях и лишенному излишней мелодраматичности сценарию за один день зрители прекрасно понимают внутренние конфликты и отношения внутри семейства. Главной героиней становится семилетняя дочь Тоны Соль (Наима Сентиес), которой мама Люсия (Иазуа Лариос) недавно объяснила, что папу она больше не увидит. Девочка пока не понимает, что происходит. Для нее дом дедушки с бабушкой — огромная и увлекательная вселенная. Девочка подсматривает, как пекут пирог, видит, как тетя Нурия позвала загадочную женщину прогонять из жилища злых духов с помощью благовоний и особых слов, играет с собакой и насекомыми. В детстве радости и разочарования где-то рядом.
«Здесь», реж. Бас Девос (программа Encounters, приз за лучший фильм)
Бельгийский режиссер славится неторопливыми историями, развивающимися в Брюсселе. В новом фильме румынский строитель Стефан (Стефан Гота) планирует отправиться на несколько недель на родину. Он освобождает холодильник и готовит кастрюлю овощного супа. Стефан посещает всех друзей в городе и угощает скромным кушаньем. В лесу он знакомится с китаянкой Шусю (Лиё Гон), преподающей в университете и изучающей мхи. Может быть, румыну стоит остаться в Брюсселе. Разреженная драматургия позволяет по-разному интерпретировать события на экране. Встреча в лесу — настоящее волшебство. Можно даже решить, что состоялась она уже в загробном мире. Девос снова восхитительно изображает городские ландшафты на восходе и закате солнца, когда лучи нежно гладят каменные и стеклянные поверхности. Мягкие цвета могут убаюкать.
«Отсутствие», реж. У Лан (программа Encounters)
Дебютант из Китая У Лан смог привлечь в проект великого актера Ли Каншэна, известного по шедеврам Цай Минляна. На практически райском острове Хайнань строительный бум. Компании возводят многоэтажки на намывах. Хань Цзяньюй (Каншэн) выходит из тюрьмы и находит бывшую возлюбленную Хон Су (Мен Ли), которая воспитывает их общую дочь. Он всё еще надеется построить семью. Хон вкладывает все свои деньги в строящуюся квартиру, но девелопер крадет деньги дольщиков и сбегает. «Отсутствие» — лиричная и живописная история, раскрывающая проблему китайских городов-призраков. Жертвами экономических особенностей развития страны становятся простые люди, которым хочется жить здесь и сейчас.
«Клетка ищет птицу», реж. Малика Мусаева (программа Encounters)
Единственный фильм в программе Берлинале этого года, связанный с Россией, — драма Малики Мусаевой «Клетка ищет птицу». Картина снята полностью на чеченском языке с непрофессиональными актерами. Старшеклассница Яха (Хадижа Батаева) знает, что вот-вот мама (Рита Мержоева) выгодно выдаст ее замуж. Девочке не нравится, что за нее уже всё решили, и готовит побег. Полнометражный дебют выпускницы кабардино-балкарской мастерской Александра Николаевича Сокурова говорит о несвободном положении женщины на Северном Кавказе. Начинающаяся как светлая магическая сказка лента ближе к финалу превращается в параноидальный и клаустрофобический триллер.
«Плохо живется», реж. Жуан Канижу (программа Encounters)
Если первая часть диптиха Жуана Канижу показывала мир отеля глазами его владелиц и работниц, то продолжение смещает фокус на постояльцев. Картина разбита на три главы. Две звезды, находящиеся в отношениях уже семь лет, переживают кризис из-за появившегося на горизонте третьего. Правда, на экране мужчина не появляется. А вот в двух других сюжетах любовные треугольники очерчены более четко. Мама пытается увести у дочери молодого супруга. А в отношения двух девушек без конца беспардонно вмешивается мать одной из них, считающая, что дочь достойна лучшей партии. «Живется плохо» развивается параллельно первой части диптиха. Две картины вместе образуют масштабное и концептуальное полотно о невротических и страдающих людях.
«Бескрайний бассейн», реж. Брэндон Кроненберг (спецпоказ)
Премьера третьего фильма Брэндона Кроненберга («Антивирус» и «В чужой шкуре») вновь шокирует зрителей кровавым, местами отвратительным, но актуальным и ни на что не похожим зрелищем. Роскошный курорт в вымышленной стране третьего мира Ла-Толке. В отеле поселились две пары. Написавший один роман и ищущий вдохновение для второго писатель Джеймс (Александр Скарсгард) и его богатая жена Эм (Клеопатра Коулмэн). Они случайно знакомятся с актрисой рекламы Габи (Миа Гот) и архитектором Албаном (Жалиль Леспер). Вместе две парочки отправляются за пределы отеля на пикник, а на обратном пути пьяненький Джеймс сбивает местного жителя. По законам страны писателя должны казнить, но есть неортодоксальное решение. Если обойтись без спойлеров, «Бескрайний бассейн» напоминает смесь «Белого лотоса» или «Треугольника печали» с «Забавными играми» Михаэля Ханеке. Кроненберг исследует животные инстинкты, спрятанные в человеке, и показывает, как быстро вроде бы респектабельные люди в случае вседозволенности становятся дикарями.
«Фантастическая машина», реж. Аксель Даниэльсон, Максимилиен Ван Эртрик (программа Generation 14plus)
Шведы Аксель Даниэльсон и Максимилиен Ван Эртрик под чутким продюсерским присмотром Рубена Эстлунда («Треугольник печали» и «Форс-мажор») сняли увлекательный документальный фильм о развитии видеотехнологий и фотографии на протяжении двух веков. Камера-обскура, кинематограф братьев Люмьер, вебкам и первые вирусные ролики — режиссерам интересно всё, что так или иначе связано с фиксацией жизни в ее разных проявлениях. Повествование получается хаотичным и калейдоскопичным, составленным из тысячи роликов, но забавно смонтированным. И, конечно, режиссеров волнует, каким стал человек под влиянием зоркого ока камеры.
«Лицо медузы», реж. Мелиса Либенталь (программа Forum)
По традиции в программе Forum показывают самые дикие фильмы Берлинале, хотя Кроненберг-младший мог бы с ними поспорить. «Лицо медузы» аргентинской постановщицы Мелисы Либенталь в любопытной экспериментальной форме разбирается с вопросом идентичности. Одним утром Марина (Росио Стеллато) просыпается, смотрит на себя в зеркало и не узнает человека в отражении. Девушка проснулась с чужим лицом и теперь не понимает, кто же она. Марину не узнают на работе, ей приходится менять паспорт и другие документы. И пусть даже девушка стала популярнее, ее гложет экзистенциальная тоска из-за невозможности идентифицировать себя. Марина задается вопросом: что же определяет человека? ДНК, паспорт или внутреннее самоопределение? Приключения главной героини сопровождает простая компьютерная графика и минималистичная 2D-анимация.