История Южной Кореи в 10 фильмах
Как говаривали герои сериала «Друзья», «Корея — такая прекрасная страна с такой печальной историей». Действительно, разделенное без малого 80 лет назад государство пережило массу междоусобиц, несколько оккупаций, гражданскую войну и пару тяжелейших экономических кризисов, однако смогло сохранить достоинство и самобытность. Кратко рассказываем об истории Южной Кореи, иллюстрируя материал десяткой важных фильмов этой страны.
Зарождение корейского государства
Самый ранний этап истории осмысленного государственного образования на территории Корейского полуострова историки называют Древним Чосоном. Прежде племенной союз с центрами в городах-государствах, Древний Чосон оформился в полноценное царство в IV веке до н. э., успешно развивался сотни лет, а на заре нашей эры был покорен китайской империей Хань и вновь распался на несколько племенных союзов.
На то, чтобы сократить количество разрозненных племен хотя бы до трех и сбросить китайское иго, у будущей Кореи ушло без малого четыре века. Три раннефеодальных государства назывались Силла, Пэкче и Когурё и, конечно, не упускали возможности насолить друг другу. К тому же под боком зрела молодая китайская империя Тан, мгновенно решившая, что собирать дань с соседей — добрая традиция, от которой негоже отказываться даже после смены власти.
Комедийный эпик «Однажды на поле боя» специалиста по историческим картинам Ли Джун-ика как раз посвящен одному из важных эпизодов в истории ранних корейских государств, а именно битве при Хвансанбеоле и объединению трех царств под владычеством представителей Силла. Король Муёль под предлогом вассальных договоренностей заручился поддержкой империи Тан и напал на Пэкче. Несмотря на героическую помощь полулегендарного генерала Гебека, по сюжету согласившегося помочь королю Пэкче после трех чарок вина, многочисленные войска Силла одержали верх. После падения Пэкче Когурё сопротивлялось недолго, и на Корейском полуострове появилось первое единое государство — Объединенное Силла, изгнавшее империю Тан, которую оно использовало для возвышения, и установившее мир на долгих два века.
Этап междоусобных войн, длившийся около 50 лет, принято называть Три поздних корейских государства, когда ваны (корейские правители) вновь раздробили Силла на части. В 925 году произошло очередное объединение, и получившейся стране дали имя Корё — и этот период принято именовать «золотым веком буддизма» в Корее. Именно тогда была создана знаменитая Трипитака Кореана — сборник буддийских текстов, нанесенных на 81340 деревянных табличек. Произошел бум образования: было основано несколько частных академий, а на государственном уровне активно проводились реформы учебных заведений.
Но счастье длилось недолго, и уже в XII веке по Корё прокатилась волна восстаний как следствие борьбы за власть, а в середине XIII века страна стала данником Монгольской империи. От ига Корё освободилось благодаря сотрудничеству с набирающей силу в Китае династией Мин, но очередной закат корейского государства уже был не за горами. Удивительно, что довольно продолжительному периоду (Корё существовало больше четырех веков) в истории Кореи посвящено совсем немного фильмов. «Воин» Ким Сон-су — один из таких редких алмазов. Картина хоть и притворяется эпическим боевиком, но основана на реальной истории: в 1375-м из Корё в Китай отправилась дипломатическая миссия. Дипломатов агонизирующая империя встретила не самым приветливым образом, все члены посольства, вероятно, погибли. «Воин» интерпретирует историю в более героическом ключе: в составе миссии оказываются закаленные бойцы, с боем прорывающиеся на родину через охваченный междоусобицами Китай и смертельную пустыню. Фильм Ким Сон-су по сей день считается одной из самых успешных и масштабных работ в истории корейского кинематографа благодаря въедливому подходу создателей — всё, от костюмов до лингвистической дотошности (герои говорят только на родных языках), строго соответствует эпохе.
Великий Чосон
Избавившись от монгольского ига, Корё перешло в вассальную зависимость от империи Мин, королевская династия прервалась, и ее место заняла новая, под предводительством бывшего генерала Ли Сонге, взявшего имя Тхэджо. Название Чосон было выбрано китайским правительством из двух предложенных Тхэджо вариантов и отсылало к протокорейскому государству Древний Чосон, существовавшему на территории Корейского полуострова в 2000-х годах до н. э.
Первые шаги вновь молодой страны были направлены на реформирование религиозного строя — от буддизма отказались в пользу конфуцианства. Под руководством императора Сечжона Великого был создан корейский фонематический алфавит хангыль, использующийся в стране по сей день. О его тяжелейшей разработке втайне от китайского правительства и нелояльных министров рассказывает драма Чо Чхоль-хёна «Язык нации». Сечжон (в фильме его роль исполняет известный по «Паразитам» Сон Кан-хо) искал способ обучить грамоте как можно больше людей, а не только малочисленную прослойку знати. По легенде, император подглядел формы начертания корейских иероглифов, когда наблюдал за колебаниями на ветру рыбацких сетей. Прибегнув к помощи буддистских монахов и ученых мужей с незамутненным родословными и положением разумом, Сечжон за несколько лет создал и опубликовал новый алфавит, принципиально отличавшийся от использовавшегося прежде китайского. С тех пор в Южной Корее каждый год 9 октября отмечается День хангыля.
Из-за географического положения Чосон продолжал страдать от соседских вторжений. На протяжении двух сотен лет страну терроризировали периодическими набегами сначала японцы, а затем маньчжуры. Наконец, когда на северной границе Чосона набрала силу маньчжурская империя Цин, свергнувшая китайскую династию Мин, сопротивляться вторжениям стало невозможно, и Чосон стал цинским данником. Национальной борьбе с захватчиками из Цин посвящен боевик Чхве Джэ-хуна «Мастер меча». Лучший мечник государства Тхэ-юль (Чан Хёк) из-за старой травмы постепенно теряет зрение. О бывшем бойце заботится его дочь (Ким Хён-су), но однажды девушку уводят в плен солдаты армии Цин, и фехтовальщику придется в последний раз взяться за оружие. Картина не только уделяет внимание визуально совершенным боям на мечах, но и демонстрирует тяготы простого народа, оказавшегося в заложниках у собственных правителей, слишком слабых и алчных, чтобы сказать «нет» иностранному вторжению.
Едва оправившись от одной оккупации, Чосон медленно, но неминуемо оказался в плену другой. Сложным для страны периодом, когда король Коджон объявил о создании Великой империи Хан, а себя — императором нового Корейского государства, воспользовалась Япония. Солнце Чосона закатилось, и долгие годы над Корейским полуостровом реял флаг Страны солнца восходящего.
Тяжелый XX век
Империалистская Япония аннексировала Корею в 1910 году. Этот период принес корейскому народу не только страдания под гнетом авторитарных колониальных властей, но и экономический и культурный рост. Но, конечно, никакое увеличение ВВП не сравнится со свободой нации. Такого мнения придерживалась и Ю Гван-сун — символ сопротивления японской оккупации и основательница движения 1 марта — девушка, замученная в тюрьме Содэмун, не дожив одного года до совершеннолетия. Каждый день, проведенный в застенках, демонстрациями и выступлениями Ю Гван-сун старалась приблизить освобождение родины и пробудить в соотечественниках национальную гордость. Тяжелейшей судьбе девушки посвящен мрачный черно-белый фильм Чо Мин-хо «Сопротивление: История Ю Гван-сун».
Старания Ю Гван-сун не прошли даром. Япония была вынуждена ослабить колониальную хватку, и корейцы какое-то время могли дышать спокойно, пока не началась политика запрета корейского языка. «МАЛЬМОИ: Секретная миссия» режиссера Ом Ю-на рассказывает о том, как вопреки всему Корейское лингвистическое общество работало над одним из первых словарей корейского языка. Работы были прекращены только в 1944 году, когда оккупационные власти провели ряд арестов и практически разгромили лингвистическое общество, несколько членов которого скончались от пыток в тюрьме, не дожив до освобождения Кореи меньше года.
Японской оккупации положили конец победа союзников во Второй мировой и варварские бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Корея была объявлена зоной интересов США и СССР и разделена по 38-й параллели на две страны — коммунистическую КНДР и условно демократическую Республику Корея. После 35 лет оккупации корейское государство столкнулось с еще одной национальной трагедией, исход которой не решен до сего дня. Ведь за разделением последовала кровопролитная Корейская война, где по разные стороны фронта оказались братья, сестры, отцы и дети. Эпическая военная драма «38-я параллель» повествует как раз о двух братьях, попавших на фронт в самый разгар войны и просто пытающихся выжить. Режиссер Кан Джэ-гю не только досконально воссоздал одно из ключевых сражений Корейской войны, но и наглядно продемонстрировал зрителям, что в бойне нет правых и виноватых, есть только смерть, разрушение и полное отсутствие смысла.
Война, как известно, завершилась в 1953 году подписанием договора о перемирии и фактической заморозкой конфликта. Корея раскололась окончательно, а ее граждане по обе стороны границы стали возвращаться к мирной жизни. О сложном периоде посттравматического синдрома целой нации рассказывает один из важнейших корейских фильмов — «Шальная пуля» режиссера Ю Хён-мока. Снятая словно в стиле итальянского неореализма драма на примере одной семьи демонстрирует бытовые ужасы послевоенного общества, а главный герой красноречиво отказывается расставаться с мучающим его больным зубом, откладывая поход к врачу до душераздирающего финала.
Современная Корея
Несмотря на республиканский статус, вплоть до 1992 года, когда в Южной Корее был избран первый гражданский президент, власть в стране находилась в руках военных диктаторов. Переломным моментом стало восстание в Кванджу в 1980-м. Тогда целый город захлестнула волна протестов против очередного военного переворота и расстрела студенческой демонстрации. События в Кванджу описаны с точки зрения водителя такси Ким Ман-соба (Сон Кан-хо) в фильме «Таксист». Ким подвозит до Кванджу немецкого журналиста Юргена Хинцпетера (Томас Кречман), где оба попадают в гущу ужасающих событий, унесших жизни, по разным данным, от 300 до 2000 человек. Страну лихорадило всё следующее десятилетие. Волны студенческих восстаний разбивались о попытки властей лавировать между удержанием прежнего формата управления и демократическими реформами, но в конечном итоге народ победил, и в Корее был провозглашен переход к Шестой Республике — принципам управления, которых правительство придерживается по настоящее время.
Пройдя огонь и воду демократических трансформаций, собрав себя заново после многочисленных оккупаций и ужасов войны, Южная Корея ворвалась в четверку Азиатских тигров — стран, показавших невероятный экономический рост с 1960-х по 1990-е. Там, где когда-то скрипели рыбацкие лачуги, выросли небоскребы, транснациональные корпорации спешили открыть офисы в Сеуле, Пусане и Инчхоне, а корейские компании стремительно захватывали высокотехнологичные рынки. Корея стала важнейшим экономическим центром региона, и ничего не предвещало беды. Рост не мог продолжаться вечно, и в 1997 году Корею накрыл Азиатский финансовый кризис.
Последствия кризиса удалось полностью преодолеть только к 2001 году, но разрыв между бедными и богатыми слоями населения продолжает расти. Наиболее полный взгляд на современную историю Южной Кореи дает фильм «Мятная конфета» Ли Чхан-дона, герой которого перед добровольной смертью вспоминает ключевые моменты собственной жизни, соотносящиеся с основными событиями в стране. От студенческих волнений и расстрелов демонстраций до последствий экономического кризиса — персонаж Соль Гён-гу наглядно демонстрирует зрителю, как государственная машина ломает идеалистов, превращая ярких мечтателей в системные винтики. Итогом перемен в стране и сегодняшнего положения вещей стала ситуация, показанная в оскароносных «Паразитах» Пон Джун-хо.