Герой нашего племени: Каким получился «Вождь войны» с Джейсоном Момоа
На Apple TV+ продолжает выходить исторический сериал об объединении Гавайских островов в одно королевство. Шоураннером и исполнителем главной роли выступил актер Джейсон Момоа, сын коренного гавайца. Рассказываем, стоит ли смотреть боевой эпос о войнах островитян с белыми колонизаторами и друг с другом.
Четыре островных тихоокеанских королевства — Оаху, Мауи, Кауаи и Гавайи — ведут междоусобные войны и ждут обещанного древним пророчеством короля, который должен их объединить. Уставший от бессмысленного кровопролития воин Каиана (Джейсон Момоа), вождь войны с острова Мауи, оставляет своего правителя Кахекили (Темуэра Моррисон) и удаляется в добровольное изгнание. Пробудет он там, впрочем, недолго. Коварный Кахекили, уверовавший в собственную избранность, обманом вернет Каиану в ряды армии, а потом попытается его убить. Спасется герой с помощью прибывших на острова британцев. Для местных жителей существование «белокожих» сюрпризом не является: за несколько десятилетий до этого у них уже побывал Джеймс Кук.
На самом большом острове Гавайи тем временем идет своя борьба. Там к предстоящей глобальной войне готовится воин Камеамеа (Каина Макуа). В жены ему обещана Каахуману (Люсиан Бьюкенен) — принцесса с острова Мауи. Отец девушки считает, что этот брак одобрен свыше: если верить божественным знакам, Каахуману должна сыграть особую роль в развитии королевств. Сама героиня от предстоящей свадьбы не в восторге. Амбиций у нее много, быть тихой женой, покорно рожающей мужу детей, она точно не готова.
Первый эпизод сериала выглядит как смесь «Аквамена» с «Игрой престолов». Джейсон Момоа плавает в обнимку с акулой и бегает по лесам в одной набедренной повязке. В каждом из островных королевств плетутся дворцовые интриги. За кадром женский голос вещает о пророчестве про «обещанного короля». Голубоглазых «белых ходоков» с британских торговых судов пока не видно, но все в курсе, что они где-то рядом.
Джейсон Момоа до съемок не говорил свободно по-гавайски. Язык пришлось учить с репетитором. Актер признался, что это было сложнее, чем осваивать дотракийский для «Игры престолов»
Кадр из сериала «Вождь войны», реж. Брайан Мендоза, Андерс Энгстрем, Джастин Чон, Джейсон Момоа, 2025
На самом деле «Вождь войны» не имеет отношения ни к фэнтези, ни к комиксам. Это довольно точное переложение переломного момента в истории Гавайев. На рубеже XIX века с помощью европейского и американского оружия столетиями воевавшие между собой острова действительно слились в единое королевство. Большинство персонажей, включая Каиану, — реальные исторические личности с персональными страницами в «Википедии».
Для Момоа, уроженца Гавайев, это не какой-то проходной проект, а дело жизни. Актер не только исполнил в сериале главную роль, но и выступил его шоураннером, соавтором сценария, продюсером и режиссером финального эпизода. Главная задача заключалась в том, чтобы изменить сам взгляд на историю островов. За событиями в сериале зритель наблюдает глазами коренных жителей, а не пришлых и якобы «цивилизованных» колонизаторов. Точность деталей поражает. Значительную часть экранного времени персонажи ведут диалоги на гавайском языке, английский появляется лишь ближе к середине сезона. Костюмы и оружие — как из этнографического музея. Все главные роли исполняют актеры полинезийского происхождения. В мощном саундтреке — а в его создании, на секундочку, участвовал сам Ханс Циммер! — использованы традиционные гавайские инструменты.
Одной из главных звезд проекта стала новозеландская актриса Люсиан Бьюкенен, которую прославили съемки в сериале «Ночной агент»
Кадр из сериала «Вождь войны», реж. Брайан Мендоза, Андерс Энгстрем, Джастин Чон, Джейсон Момоа, 2025
Чтобы превратить историческую хронику в контент для стриминга, реальные события, конечно, пришлось слегка беллетризировать. И вот тут у авторов всё вышло совсем не так гладко, как хотелось бы. В отличие от основанного на книге Джеймса Клавелла «Сёгуна», проекта с похожими задачами и посылом, у «Вождя войны» не было солидного литературного первоисточника. Всю драматургию пришлось создавать с нуля. Отсюда, вероятно, многочисленные отсылки к поп-культурным сюжетам разных эпох, не всегда уместные в сериале, который изо всех сил стремится быть оригинальным и аутентичным. Зато «Вождь войны» по-настоящему расцветает в боевых эпизодах, где герои замолкают и, облачившись в яркие плащи и шлемы из птичьих перьев, начинают изобретательно друг друга крошить.
В целом это сериал, который берет фактурой, а не психологическими тонкостями. И за качество этой фактуры ему можно многое простить. Даже тот, кто останется равнодушным к антиколониальному месседжу, вряд ли сможет устоять перед головокружительными видами гавайской природы, перед детально воссозданными ритуалами, о которых без сериала среднестатистический западный человек никогда бы ничего не узнал, перед мелодичностью языка, в котором выразительно перекатываются гласные звуки, ну и, конечно, перед видом Момоа в набедренной повязке — за таким вождем и правда хоть в воду, хоть в пекло.
Вердикт
«Вождь войны» — проект, который уроженец Гавайев Джейсон Момоа вынашивал много лет. Хроника объединения Гавайских островов наконец-то рассказана с точки зрения местных жителей, а не англоязычных колонизаторов, которые в прошлом в основном и писали учебники истории. У сериала далеко не идеальная драматургия, но все его недостатки искупаются потрясающей проработкой материального мира, в котором существуют герои, восхитительными боевыми сценами и искренней любовью авторов к Гавайям.