Опубликовано 24 ноября 2024, 11:03
18 мин.

Эмир Кустурица, Том Тыквер, Квентин Тарантино: Чем сейчас заняты звездные режиссеры 1990-х

Поделиться:
Эмир Кустурица, Том Тыквер, Квентин Тарантино: Чем сейчас заняты звездные режиссеры 1990-х

© Laurent KOFFEL/Contributor/Getty Images

24 ноября 70 лет исполняется Эмиру Кустурице — режиссеру, без которого невозможно представить кинематограф 1990-х. Вспоминаем, кто еще из великих постановщиков прославился в бурлящем кинематографе 1990-х, и рассказываем, чем сейчас заняты некогда так ярко сиявшие звезды мирового кино.

Эмир Кустурица

Эмир Кустурица

Eamonn M. McCormack/Stringer/Getty Images

Эмир Кустурица стал самым известным выходцем из бывшей Югославии, чей профессиональный взлет совпал с трагическими событиями, которые последовали за распадом страны. Он дебютировал еще в 1980-х, его первым заметным фильмом стало «Время цыган» (1989), принесшее ему приз за лучшую режиссуру на Каннском фестивале. Этот успех стал основой его прорыва в 1990-х, закрепив за ним статус ведущего представителя современного европейского кинематографа. Американский дебют, фильм «Аризонская мечта» (1993) с молодым Джонни Деппом, продемонстрировал способность Кустурицы работать в разных культурных контекстах, сохраняя при этом свой уникальный стиль. Но даже на фоне этих успехов его следующий фильм «Андерграунд» (1995), сюрреалистическая трагикомедия и отходная молитва родной стране, выглядел прорывом и закрепил за ним статус не просто известного, но культового кинематографиста. Он завершил десятилетие фильмом «Черная кошка, белый кот» (1998), который получил «Серебряного льва» за режиссуру на Венецианском кинофестивале, а с началом нового века начал выходить за рамки традиционного игрового кино, сняв документальные картины «Super 8 Stories» (2001) и позже «Марадону» (2008).

Одним из его самых амбициозных проектов стало строительство собственного города Дрвенграда (Кустендорфа), этнодеревни в гористой местности западной Сербии, начатого как съемочная площадка для фильма «Жизнь как чудо» (2004). В 2008 году Кустурица основал кинофестиваль «Кустендорф», ежегодно проходящий в Дрвенграде и посвященный независимому и студенческому кино. Помимо этого, он известен как музыкант, гитарист поп-фолк-группы The No Smoking Orchestra, автор художественной прозы, актер, сыгравший главную роль в собственном фильме «По млечному пути» (2016), и поклонник российской культуры (недавно он выступал на медиафоруме в Москве и не раз заявлял о своем желании снять фильм в нашей стране). Сейчас Кустурица является президентом международного фестиваля дебютов «Дух огня». Также режиссер готовится снять кино в Сочи.

По млечному пути
On the Milky Road
Рейтинг: 7.05IMDb: 6.4
Жанры: Драмы, Фэнтези
2016, 120 мин
Сербия, Великобритания, 16+
Режиссер: Эмир КустурицаГлавные роли: Эмир Кустурица, Моника Беллуччи, Слобода Мичалович, Мики Манойлович, Александр Саша Сарич, Байрам Севердзан

Квентин Тарантино

Квентин Тарантино

Kevork Djansezian/Stringer/Getty Images

В середине 1990-х саундтрек «Криминального чтива» (1994) — не унылый сборник треков, записанных симфоническим оркестром, а подборка бронебойных ретрохитов вперемешку с диалогами — бежал впереди самого фильма и звучал из каждого утюга. Картина, в которой все части были перепутаны местами, произвела на современников такое впечатление, что еще долгие годы сотни режиссеров по всему миру упражнялись в подражаниях Тарантино. Парень из видеосалона, киноман в самом демократичном смысле слова, он уверенным движением смешал высокое и низкое, западное и восточное, завоевав пожизненную любовь на всех континентах. Еще до «Криминального чтива» внимание индустрии привлек его дебют «Бешеные псы» (1992), состоявшийся благодаря поддержке Харви Кайтеля, а также сценарии к «Прирожденным убийцам» (1994) Оливера Стоуна и «Настоящей любви» (1993) Тони Скотта.

В нулевые Тарантино продолжил экспериментировать с жанрами и повествовательными техниками. Его дилогия «Убить Билла» (2003–2004) была оммажем фильмам о боевых искусствах и спагетти-вестернам, а «Бесславные ублюдки« (2009) стали радикальным экспериментом в жанре альтернативной истории. Тарантино никогда не стремился к работе над масштабными голливудскими проектами, предпочитая сохранять творческий контроль над своими фильмами. Его последующие картины, такие как «Джанго освобожденный» (2012) и «Омерзительная восьмерка» (2015), продолжили исследовать темы насилия, мести и искупления, характерные для творчества режиссера. Несмотря на противоречивые отзывы на некоторые из его поздних работ, Тарантино остается влиятельной фигурой в современном кинематографе. Его последний на сегодняшний день фильм «Однажды в... Голливуде» (2019) стал ностальгическим посвящением киноиндустрии 1960-х и получил широкое признание.

В отличие от многих своих ровесников, Тарантино долго не проявлял интереса к телевизионным проектам или продюсированию картин начинающих режиссеров. Он оставался верен кинематографу и неоднократно заявлял о своем намерении завершить карьеру после десятого фильма. В начале 2024 года стало известно, что Тарантино отказался от идеи снимать ранее проанонсированную картину «Кинокритик», поэтому прощаться с этим режиссером нам в ближайшем будущем не придется. Сейчас в списке его рабочих проектов — сериал (все-таки сериал!) «Сезон охоты», спин-офф «Однажды в... Голливуде», однако разработка идет уже несколько лет и о выходе на экраны пока ничего не слышно.

Однажды в… Голливуде
Once Upon a Time... in Hollywood
Рейтинг: 7.7IMDb: 7.6
Жанры: Драмы, Комедии
2019, 161 мин
Великобритания, США, 18+
Режиссер: Квентин ТарантиноГлавные роли: Леонардо ДиКаприо, Брэд Питт, Марго Робби, Эмиль Хирш, Маргарет Куолли, Тимоти Олифант

Ларри и Энди Вачовски

Культовые режиссеры 90-х

Bob Riha Jr/Contributor/Getty Images

Невозможно описать эффект, который произвела на неподготовленного зрителя «Матрица» (1999). Даже 25 лет спустя она остается одним из самых популярных и любимых фильмов в истории кино. Ларри и Энди Вачовски родились в Иллинойсе, успешно поступили в университеты, но оба так и не доучились, предпочитая рисовать комиксы и зарабатывать на небольшом строительном бизнесе. В 1996 году, вдохновившись книгой Роджера Кормана «Как я снял сотни фильмов и не потерял ни копейки в Голливуде», они выпустили гангстерский неонуар «Связь», в котором продемонстрировали все возможности своего будущего стиля и получили карт-бланш для съемок «Матрицы». Впечатление от фильма было настолько грандиозным, что его не смогли испортить ни гораздо менее удачные продолжения, ни другие провалы вроде созданного совместно с Томом Тыквером «Облачного атласа» (2012), «Спиди-гонщика» (2008) или «Восхождения Юпитер» (2015).

Самым большим коммерческим успехом после «Матрицы» стал фильм «V значит Вендетта» (2005), экранизация знаменитого графического романа Алана Мура. Их совместный с Томом Тыквером сериал Netflix «Восьмое чувство» (2015–2018) получил хорошие отзывы, но был в конечном итоге отменен после двух сезонов. Однако никакие неудачи уже не могут пошатнуть репутацию Вачовски, теперь уже Ланы и Лилли, и помешать им снимать и продюсировать то кино, которое они пожелают (вместе, а иногда и по отдельности). В начале 2024 года было объявлено, что Warner приступает к разработке пятой серии (не считая «Аниматрицы», аниме-альманаха по мотивам фильма, спродюсированного Вачовски в 2005-м) «Матрицы», в которой, правда, они уже не будут выступать режиссерами.

Облачный атлас
Cloud Atlas
Рейтинг: 7.76IMDb: 7.5
Жанры: Приключения, Драмы, Фантастика
2012, 146 мин
Германия, США, 18+
Режиссер: Лана Вачовски, Том Тыквер, Лилли ВачовскиГлавные роли: Том Хэнкс, Холли Берри, Джим Бродбент, Джим Стёрджесс, Бен Уишоу, Хьюго Уивинг

М. Найт Шьямалан

М. Найт Шьямалан

Erik Voake/Stringer/Getty Images

М. Найт Шьямалан — еще один режиссер, чьи прежние заслуги не перекрываются последующими провалами. В 1999-м интернет был не настолько развит, чтобы в любой соцсети можно было наткнуться на спойлер, поэтому финал «Шестого чувства» производил на зрителей ошеломляющее впечатление — картина собрала более 670 миллионов долларов по всему миру и получила шесть номинаций на премию «Оскар». Путь Шьямалана в киноиндустрии — это история головокружительного взлета, неожиданных неудач и впечатляющего возвращения. Начав свою карьеру в 1990-х годах, Шьямалан быстро заявил о себе как о новом голосе в Голливуде, привнося на большой экран уникальное сочетание сверхъестественных элементов и неожиданных сюжетных ходов. Его первый полнометражный фильм «Яростная молитва» (1992), снятый сразу после университета, получил признание от Американского института кино как лучший дебют. Этот ранний успех открыл перед ним дорогу в большую индустрию (одновременно с работой над мистическим «Шестым чувством» он дописывал сценарий семейного «Стюарта Литтла»). На волне феноменального успеха «Шестого чувства» Шьямалан продолжил выпускать фильмы в начале 2000-х годов. Такие картины, как «Неуязвимый» (2000), «Знаки» (2002) и «Таинственный лес» (2004), укрепили его репутацию мастера жанра интеллектуального мистического триллера.

Однако карьера режиссера пошла на спад с выходом «Девушки из воды» (2006) и «Явления» (2008) — работы расстроили критиков и разочаровали аудиторию. Правда, последовавшие за ними картины «Визит» (2015), «Сплит» (2016), «Стекло» (2019), «Время» (2021) и «Стук в хижине» (2023) были встречены гораздо теплее. Как и многие его ровесники, Шьямалан успел поработать и на телевидении, став исполнительным продюсером многосерийного ужастика Apple TV+ «Дом с прислугой» (2019–2023). Чередование взлетов и падений, способность преодолевать трудности превращают Шьямалана в автора, от которого зрители и критики каждый раз продолжают ждать неожиданных и одновременно наполненных философским смыслом сюжетных трюков. Постановщик же продолжает активно снимать, в этом году он выпустил на экраны триллер «Ловушка», который вновь разделил как критиков, так и зрителей.

Стук в хижине
Knock at the Cabin
Рейтинг: 5.8IMDb: 6.1
Жанры: Триллеры, Ужасы
2023, 100
США, 18+
Режиссер: М. Найт ШьямаланГлавные роли: Дэйв Батиста, Джонатан Грофф, Бен Элдридж, Никки Амука-Бёрд, Руперт Гринт, Эбби Куинн

Спайк Джонс

Спайк Джонс

Kevin Winter/Staff/Getty Images

Довольно типичный для 1990-х случай: режиссер знаменитых видеоклипов, крутящихся в тяжелой ротации MTV, дебютирует в полнометражном кино и привлекает всеобщее внимание. Музыкальные клипы были главным аудиовизуальным впечатлением 1990-х, и Спайк Джонс создавал яркие и запоминающиеся мини-фильмы для таких музыкантов, как Бьорк, Beastie Boys, Sonic Youth, R.E.M., Daft Punk, Chemical Brothers, Fatboy Slim и Weezer. Sabotage (1994) для Beastie Boys стал настоящим культурным феноменом, а стиль Джонса — сочетание юмора, «грязной» картинки в стиле домашнего видео и режиссерской фантазии — быстро завоевал популярность. В полнометражном дебюте «Быть Джоном Малковичем» (1999) Джонс воплотил фантазию сценариста (а впоследствии режиссера) Чарли Кауфмана о калитке, ведущей в подсознание знаменитого актера, куда случайно попадает персонаж Джона Кьюсака, неудачливый актер кукольного театра. Фильм стал сенсацией и получил три номинации на «Оскар», включая «Лучшую режиссуру».

В 2002 году сотрудничество Джонса и Кауфмана продолжилось менее удачной «Адаптацией», а новый успех в полнометражном кино ему принесла последняя на данный момент игровая картина по собственному сценарию «Она» (2013) с Хоакином Фениксом, которая в значительной степени предсказала отношения человека и искусственного интеллекта. В последние годы Джонс также активно работал в области документального кино и в 2020-м снял для Apple TV+ «Историю Beastie Boys». Попытка подобно другим режиссерам его поколения поработать на сериалах пока закончилась ничем: его научно-фантастический проект для Netflix, над которым он работал два года, недавно был отменен стримингом.

Она
Her
Рейтинг: 7.8IMDb: 8
Жанры: Драмы, Фантастика
2013, 120 мин
США, 16+
Режиссер: Спайк ДжонсГлавные роли: Хоакин Феникс, Скарлетт Йоханссон, Эми Адамс, Руни Мара, Крис Пратт, Оливия Уайлд

Дэвид Финчер

Дэвид Финчер

Francois Durand/Stringer/Getty Images

Карьера Дэвида Финчера началась в 1980-х, и он тоже был успешным клипмейкером, снимавшим видео для Мадонны и Aerosmith. Впрочем, в те годы имен режиссеров клипов никто не знал. Дебютная работа — третья часть франшизы «Чужой» — оказалась неудачной, а настоящая слава пришла к нему с выходом фильма «Семь» (1995), который стал культовым и положил начало его репутации мастера напряженных психологических триллеров. История о детективах, которые преследуют серийного убийцу, использующего семь смертных грехов как мотивы для своих преступлений, привлекла внимание зрителей жестокостью и глубиной. Фильм не только собрал более 327 миллионов долларов по всему миру, но и стал образцом для подражания в жанре триллера. Следующим значимым проектом Финчера стал «Бойцовский клуб» (1999), основанный на романе Чака Паланика, — наряду с «Матрицей» до сих пор один из самых популярных и влиятельных фильмов в истории кино: сложная структура повествования и неожиданные повороты сюжета сделали его культовым, несмотря на первоначально неоднозначные отзывы критиков (крупнейший московский кинотеатр того времени отказался ставить его в расписание).

В новом веке Финчер продолжает создавать фильмы, каждый из которых становился событием: «Комната страха» (2002), «Загадочная смерть Бенджамина Баттона» (2008), «Социальная сеть» (2010), «Девушка с татуировкой дракона» (2011), «Исчезнувшая» (2014). «Социальная сеть», рассказывающая об истории Марка Цукерберга, получила три премии «Оскар» и была признана одним из лучших фильмов десятилетия благодаря динамичной нарративной структуре и глубокому анализу человеческих отношений в эпоху технологий, а «Исчезнувшая» до сих пор остается одним из самых пугающих и завораживающих высказываний об отношениях мужчины и женщины. В отличие от многих коллег, Финчер не просто активно работает на телевидении: созданный им для Netflix «Карточный домик» (2013–2018) фактически открыл новую эпоху стриминговых сериалов. Его стиль остается неизменным: он продолжает использовать тщательно продуманные композиции кадров, высококонтрастное освещение и сложные сюжетные линии. Сейчас режиссер, в чьей фильмографии уже есть снятый в 1990-х фильм «Игра», работает над англоязычной адаптацией «Игры в кальмара» для Netflix.

Исчезнувшая
Gone Girl
Рейтинг: 8.17IMDb: 8.1
Жанры: Триллеры, Драмы, Приключения
2014, 143 мин
США, 18+
Режиссер: Дэвид ФинчерГлавные роли: Бен Аффлек, Розамунд Пайк, Нил Патрик Харрис, Тайлер Перри, Кэрри Кун, Ким Диккенс

Пол Томас Андерсон

Пол Томас Андерсон

Rebecca Sapp/Contributor/Getty Images

Пол Томас Андерсон, режиссер с характерным визуальным стилем и склонностью к исследованию сложных человеческих отношений, стал одним из самых влиятельных голосов американского независимого кино 1990-х годов. Его фильм «Ночи в стиле буги» (1997) о взлете и падении порнозвезды 1970-х в исполнении Марка Уолберга принес автору первую номинацию на «Оскар» за оригинальный сценарий и стал символом десятилетия, как и дождь из лягушек, падающий на головы многочисленным героям «Магнолии» (1999). В 2000-е годы Андерсон продолжил экспериментировать с жанрами и нарративными техниками. Его костюмный фильм «Нефть» (2007) с Дэниэлом Дэй-Льюисом в главной роли сравнивали с такими классическими картинами, как «Гражданин Кейн» и «Гигант». «Мастер» (2012), вдохновленный жизнью основателя сайентологии Л. Рона Хаббарда, исследует динамику отношений между харизматичным лидером культа и его учеником. Фильм был одной из последних работ актера Филипа Сеймура Хоффмана, чье сотрудничество с Андерсоном стало знаковым.

Его последняя на данный момент картина «Лакричная пицца» (2021), в которой главную роль исполнил сын Хоффмана Купер, ностальгическая комедия о взрослении в 1970-х, получила три номинации на «Оскар», включая «Лучший фильм» и «Лучший режиссер». Сегодня Андерсон остается одним из самых уважаемых режиссеров современности, а его новый проект «Битва при Бактан-Кросс» с участием Леонардо ДиКаприо и Реджины Холл должен выйти в 2025 году.

Лакричная пицца
Licorice Pizza
Рейтинг: 7.1IMDb: 7.3
Жанры: Драмы, Мелодрамы, Комедии
2021, 133 мин
США, Канада, 18+
Режиссер: Пол Томас АндерсонГлавные роли: Купер Хоффман, Алана Хаим, Шон Пенн, Том Уэйтс, Брэдли Купер, Бенни Сэфди

Джим Джармуш

Джим Джармуш

Daniele Venturelli/Contributor/Getty Images

Джим Джармуш ярко дебютировал еще в начале 1980-х. Однако у российского зрителя режиссер ассоциируется именно с 1990-ми, и причина проста: его очень любили российские телевизионные начальники. Константин Эрнст лично выпускал «Мертвеца» (1996) в видеопрокат, а ретроспектива Джармуша на REN-TV в 1999 году стала общероссийским культурным событием. Можно предположить, что такой всенародной славы у артхаусного режиссера Джармуша, воспитанного в традициях классической французской синефилии, больше нет ни в одной стране. Его первый полнометражный фильм «Отпуск без конца» (1980) был снят за 12 тысяч долларов во время учебы в Нью-Йоркском университете и заложил основы его фирменного стиля: минималистичные городские пейзажи, отчужденные персонажи, сухой юмор. Настоящий прорыв Джармуша произошел с фильмом «Более странно, чем в раю» (1984), получившим «Золотую камеру» (приз за лучший дебют) Каннского фестиваля. В 1980–90-е Джармуш укрепил свою репутацию большого автора фильмами «Вне закона» (1986), «Таинственный поезд» (1989) и «Ночь на Земле» (1991). Его отличительными чертами стали нелинейное повествование, тонкий юмор и внимание к маргинальным персонажам.

В новом веке Джармуш продолжил экспериментировать с жанрами, сняв «Пса-призрака: Путь самурая» (1999) и «Сломанные цветы» (2005), а также собрав воедино разрозненные фрагменты проекта «Кофе и сигареты» (2003). Его более поздние работы — «Патерсон» (2016) и «Мертвые не умирают» (2019) — подтверждают статус Джармуша как одного из самых самобытных режиссеров современности, а вампирская комедия «Выживут только любовники» (2013) стала культовым фильмом и гимном бессмертной романтической любви. В ближайшее время после перерыва в несколько лет у Джармуша должен выйти новый фильм «Отец, мать, сестра, брат», над которым он снова поработал с Адамом Драйвером, Томом Уэйтсом и Кейт Бланшетт.

Выживут только любовники
Only Lovers Left Alive
Рейтинг: 7.4IMDb: 7.3
Жанры: Фантастика, Триллеры, Фэнтези
2013, 118 мин
Великобритания, Германия, 16+
Режиссер: Джим ДжармушГлавные роли: Тильда Суинтон, Том Хиддлстон, Антон Ельчин, Миа Васиковска, Джеффри Райт, Слиман Дази

Джейн Кэмпион

Джейн Кэмпион

Emma McIntyre/Staff/Getty Images

До начала 2020-х, когда вслед за «Титаном» Жюлии Дюкурно «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах получила «Анатомия падения» Жюстин Трие, Джейн Кэмпион долгие годы оставалась единственной женщиной, удостоенной этой награды (однако мало кто помнит, что тогда, в 1992-м, ее фильм «Пианино» разделил главную награду с картиной Чэня Кайгэ «Прощай, моя наложница»). Кэмпион начала снимать кино еще в 1980-х, но первую известность и особый приз жюри фестиваля в Венеции ей принес фильм «Ангел за моим столом» (1990), биография новозеландской писательницы Джанет Фрейм, в юности чудом избежавшей лоботомии. Однако «Пианино», история немой женщины, в середине XIX века переезжающей к будущему мужу-тирану из Шотландии в Новую Зеландию, стала для зрителей и критиков настоящим потрясением, открыв мир потаенных страстей и воли к творчеству вопреки всем сложностям. Помимо каннского приза, Кэмпион (вторая женщина в истории) также удостоилась режиссерской номинации на «Оскар».

В последующие годы Кэмпион неоднократно возглавляла различные фестивальные жюри и продолжала снимать кино, работая с такими актрисами, как Николь Кидман (которая впервые пришла к ней на пробы в 13 лет, но не получила роль), Кейт Уинслет и Мег Райан, однако ее новым большим международным успехом стал сериал «Вершина озера» (2013–2017), детективный триллер с Элизабет Мосс. В 2021-м постановщица сняла «Власть пса». За фильм с Бенедиктом Камбербэтчем, Джесси Племонсом и Кирстен Данст Кэмпион удостоилась приза за режиссуру в Венеции, а также «Оскара» и «Золотого глобуса».

Власть пса
The Power of the Dog
Рейтинг: 6.6IMDb: 6.8
Жанры: Драмы, Вестерны
2021, 126 мин
Великобритания, Канада, 18+
Режиссер: Джейн КэмпионГлавные роли: Бенедикт Камбербэтч, Кирстен Данст, Джесси Племонс, Коди Смит-Макфи, Женевьева Лемон, Томасин Маккензи

Том Тыквер

Том Тыквер

Stephane Cardinale - Corbis/Contributor/Getty Images

Лола, девушка с красными волосами, пробегающая несколькими альтернативными маршрутами в попытках спасти бойфренда-контрабандиста, стала таким же символом 1990-х, как гангстеры, обсуждающие «Биг Мак» в «Криминальном чтиве». Фильм «Беги, Лола, беги» (1998) напоминал прохождение компьютерной игры (радикально новый опыт той эпохи), восхищал уникальной структурой повествования, предлагая три разных варианта развития судьбы героев, и вводил в легкий транс пульсирующим саундтреком, анимацией, динамичным монтажом и необычными углами съемки. Фильм не был дебютом немецкого режиссера Тома Тыквера: он начал снимать кино на Super 8 еще в 11 лет, а его первые полнометражные картины «Убийственная Мария» (1993) и «В зимней спячке» (1997) вызвали одобрительную реакцию критиков. Однако именно «Лола» стала прорывом, собрав по всему миру внушительную кассу и десятки наград.

В 2000-е годы Тыквер был уже не столько немецким, сколько глобальным автором, работавшим с голливудскими актерами на международных проектах, таких как «Рай» (2001) с Кейт Бланшетт и «Парфюмер: История одного убийцы» (2006) с Беном Уишоу. Еще более масштабную голливудскую постановку «Интернешнл» (2009), триллер с Клайвом Оуэном и Наоми Уоттс, вряд ли можно назвать большой удачей, но самым крупным провалом оказался «Облачный атлас» (2012), созданный им в соавторстве с сиблингами Вачовски. Несмотря на амбициозный сюжет и звездный актерский состав, экранизация романа Дэвида Митчелла не смогла окупить бюджет в мировом прокате, а зрители и критики сочли ее запутанной и сложной для понимания.

Параллельно с голливудской карьерой Тыквер продолжал снимать авторские фильмы в Германии: в 2010-м его немецкоязычная картина на тему полиамории «Любовь втроем» участвовала в конкурсе Венецианского фестиваля (но осталась без наград). Как и многие другие авторы, сделавшие себе громкое имя в бурлящем кинематографе 1990-х, в последние годы Тыквер как продюсер и режиссер включился в производство сериалов, и эту его ипостась можно назвать вполне успешной. Запутанность и многофигурность, которая отпугнула кинозрителей от «Облачного атласа», не помешала относительному успеху следующего совместного проекта Тыквера и Вачовски, научно-фантастического сериала «Восьмое чувство», снятого для Netflix и отмененного после двух сезонов. Однозначно успешным оказался и политический ретродетектив о веймарской Германии «Вавилон-Берлин», стартовавший в 2017-м. Пятый сезон шоу впереди. Кроме того, как продюсер он поддерживает молодое кино Африки, уже почти 20 лет участвуя в создании фильмов вместе с женой Мари Стейнманн-Тыквер, основавшей специально для этих целей собственную продюсерскую компанию.

Вавилон-Берлин
Babylon Berlin
Рейтинг: 8.2IMDb: 8.4
Жанры: Триллеры, Драмы, Криминальное
2017, 4 сезона
Германия, 18+
Режиссер: Хендрик Хандлёгтен, Том Тыквер, Ахим фон БоррисГлавные роли: Фолькер Брух, Лив Лиза Фрис, Ларс Айдингер, Фритци Хаберландт, Карл Маркович, Йенс Харцер

Дэвид Линч

Дэвид Линч

Michael Tran/Stringer/Getty Images

Последний сюрреалист Дэвид Линч, американский режиссер, сценарист и визуальный художник, стал одной из самых уникальных и влиятельных фигур в мире кино. Он не был дебютантом 1990-х, его карьера началась на пару десятилетий раньше с выходом культового черно-белого фильма «Голова-ластик» (1977). Но, как и «Человек-слон» (1980), провальная «Дюна» (1984) или завораживающий «Синий бархат» (1986), его дебют стал известен широкой аудитории только в 1990-х после выхода «Твин Пикса». Сериал и его создатель стали объектами культового поклонения. Их совместный проект с Марком Фростом, который вышел на американском телевидении в 1990-м и уже в 1993-м был показан по Первому каналу в России, изменил отношение к сериалам и фактически открыл дорогу всем будущим сложным многосерийным проектам. «Дикие сердцем» (1990), «Шоссе в никуда» (1997) и «Малхолланд Драйв» (2001) воспринимались уже в контексте «Твин Пикса» — как новые пугающие и завораживающие приключения, в которые автор приглашает зрителя.

В XXI веке главными работами режиссера стали экспериментальный фильм «Внутренняя империя» (2006) и третий сезон «Твин Пикса» (2017). В последние годы Линч не часто работал в кино, в основном снимая музыкальные клипы, экспериментальные видео и выставляясь как художник. В этом году ему исполнилось 78 лет, и он тяжело болен: из-за эмфиземы ему приходится большую часть времени носить кислородную маску. Из дома постановщик выходит по большим праздникам.

Твин Пикс
Twin Peaks
Рейтинг: 8.5IMDb: 8.8
Жанры: Триллеры, Криминальное, Детективы
1990, 3 сезона
США, 18+
Режиссер: Дэвид Линч, Лесли Линка Глаттер, Калеб ДешанельГлавные роли: Кайл МакЛоклен, Майкл Онткин, Шерил Ли, Лара Флинн Бойл, Шерилин Фенн, Рэй Уайз

Ларс фон Триер

Ларс фон Триер

Emma McIntyre/Staff/Getty Images

Выпускник Датской киношколы Ларс фон Триер прославился еще в 1980-х, когда его полнометражный дебют «Элемент преступления», постмодернистский триллер, исследующий темы насилия и морального разложения в контексте постапокалиптической Европы, получил Гран-при Канн. Следующий фильм «Эпидемия» (1987) продолжил исследование тем, связанных с разрушением общества, а посвященная послевоенной Германии «Европа» (1991) стала финалом первой из его трилогий. В 1990-х фон Триер приобрел широкую известность благодаря телесериалу «Королевство» (1994), который сравнивали с «Твин Пиксом». Успех сериала открыл новые горизонты для его творчества, и вскоре после этого он выпустил «Рассекая волны» (1996), фильм о жертве ради любви и веры. Эта работа принесла ему приз жюри на Каннском фестивале и сделала его одним из самых обсуждаемых режиссеров своего поколения. Фильм «Танцующая в темноте» (2000) с Бьорк в главной роли стал кульминацией его карьеры и принес фон Триеру «Золотую пальмовую ветвь».

Однако одним из самых влиятельных художников в мире его сделали не только снятые в 1990-х картины, но и знаменитый манифест движения «Догма», написанный им с группой товарищей в 1995 году. Этот свод правил призван был переизобрести кинематограф в ситуации наступающей технологической революции — отказа от пленки, перехода на цифру, удешевления съемочного процесса. Десятки авторов по всему миру еще несколько лет снимали картины, соблюдая правила «Догмы» (естественное освещение и звук, дрожащая камера, отказ от имени режиссера в титрах), а возникший в рамках движения визуальный стиль повлиял даже на Голливуд, разрушив представление о безальтернативности идеальной картинки. В начале 2000-х годов фон Триер начал работу над своей «американской трилогией», первой частью которой стал фильм «Догвилль» (2003). Экспериментальный проект с Николь Кидман в главной роли был снят в минималистичной манере и исследовал темы рабства и социальной справедливости. Вторая часть, «Мандерлей» (2005), продолжила эту тему, но не смогла достичь такого же успеха, а завершающая картина трилогии так и не была снята.

Ларс фон Триер также известен своими провокационными высказываниями и эпатажными выходками. На пресс-конференции Каннского кинофестиваля в 2011 году, посвященной премьере фильма «Меланхолия», определившего представления об апокалипсисе для целого поколения, он вызвал скандал, заявив, что «понимает Гитлера». Это привело к его временному отстранению от участия в фестивале, и две части «Нимфоманки» (2013) вышли, минуя Канны. Однако уже в 2018 году он вернулся на Круазетт с картиной «Дом, который построил Джек», психологическим триллером о серийном убийце, который стал предметом споров из-за своей жестокости и провокационного содержания. Сегодня Ларс фон Триер остается одной из самых противоречивых и влиятельных фигур в мире кино. Несмотря на болезнь Паркинсона и постоянную депрессию, в этом году он приступил к работе над новой картиной «После».

Дом, который построил Джек
The House That Jack Built
Рейтинг: 6.79IMDb: 6.8
Жанры: Ужасы, Триллеры, Драмы, Криминальное
2018, 152 мин
Дания, Франция, 18+
Режиссер: Ларс фон ТриерГлавные роли: Мэтт Диллон, Ума Турман, Дэвид Бэйли, Бруно Ганц, Джереми Дэвис, Эдвард Спелирс

Вонг Кар-Вай

Вонг Кар-Вай

Jason Kempin/Staff/Getty Images

Режиссер из Гонконга Вонг Кар-Вай стал символом романтической меланхолии и поэтического визуального стиля 1990-х годов. Граница между реальностью и фантазией в них часто размыта. Кар-Вай с детства увлекался кино и после получения диплома по графическому дизайну в Гонконгском политехническом университете начал свою карьеру как сценарист для телепередач и мыльных опер. Однако его истинный талант проявился, когда он стал режиссером. В 1988 году он выпустил дебютный фильм «Пока не высохнут слезы», который стал знаковым для гонконгского кино, но настоящая слава пришла к нему с выходом «Чунгкингского экспресса» (1994) и драмы «Счастливы вместе» (1997), получившей приз за лучшую режиссуру в Каннах. В конце 1990-х Гонконг, куда родители режиссера бежали от культурной революции, перестал быть британской колонией, начался период перехода его в состав Китая — и кинематограф Кар-Вая во многом стал оммажем этой уходящей реальности.

В 2000 году Вонг выпустил картину «Любовное настроение», получившую признание критиков по всему миру. Фильм стал классикой благодаря уникальной эстетике, использованию цвета и света, а также глубокому эмоциональному содержанию. В последующие годы Вонг продолжал экспериментировать с формой и содержанием. «2046» (2004) продолжает темы любви и утраты, исследуя воспоминания о прошлом через призму научной фантастики (в 2047 году процесс перехода Гонконга должен быть окончательно завершен). Однако англоязычный дебют «Мои черничные ночи» (2007) оказался скорее неудачей, после которой режиссер взял долгий перерыв. Он вернулся к работе в полнометражном кино только в 2013 году с фильмом «Великий мастер», который рассказывает о мастере боевых искусств Ип Мане. В числе недавних работ режиссера — оставшийся на внутреннем китайском телевизионном рынке многосерийный эпос о Шанхае 1930-х годов «Цветение». Неизвестно, когда Вонг снимет следующий полный метр.

Великий мастер
Yi dai zong shi
Рейтинг: 6.8IMDb: 6.6
Жанры: Боевики, Драмы
2013, 122 мин
Гонконг, Китай, 12+
Режиссер: Вонг Кар-ВайГлавные роли: Тони Люн Чу Вай, Чжан Цзыи, Чан Чэнь, Бэньшань Чжао, Сяо Шэнь-Ян, Сон Хе-гё
Читайте также

Новое в подписке

Лучшее в подписке