Джон Траволта, Уилл Смит и Шон Коннери: Актеры, отказавшиеся от культовых ролей
Не каждый актер, получив сценарий в руки, может предугадать успех будущего фильма. Зачастую большие голливудские звезды стараются прислушиваться или к продюсерам и агентам, или к своим кошелькам, подписываясь только на потенциально выгодные для карьеры проекты. Но иногда даже самые подкованные в этом деле актеры ошибаются. Вспоминаем 10 выдающихся актеров, которые отказались от великой роли.
Джон Траволта («Форрест Гамп»)
После первой волны популярности за счет «Бриолина» и «Прокола» к началу 1990-х карьера Траволты начала идти на спад. Ему доставались роли хоть и в популярных, но далеко не престижных романтических комедиях по типу «Уж кто бы говорил». Так что предложение Роберта Земекиса сыграть главную роль в обреченной на премию «Оскар» картине «Форрест Гамп» должно было звучать для Траволты как манна небесная. Только вот он отказался от роли наивного добряка, решив дать шанс фильму одного молодого, но многообещающего режиссера — Квентина Тарантино.
Да, Траволта решил сыграть киллера Винсента Вегу в «Криминальном чтиве», предоставив Тому Хэнксу шанс воплотить Форреста Гампа в жизнь. Ставка Траволты сыграла — он получил заветную номинацию на «Оскар» и перезапустил карьеру в криминальном жанре. На его счету ряд культовых фильмов 90-х: «Без лица», «Достать коротышку», «Основные цвета». Земекис точно бы смог придумать, как превратить секс-символа 1970-х в зажатого Гампа, но теперь уже представить Траволту в роли культового персонажа Хэнкса сложно, даже зная интерес режиссера к его кандидатуре.
Уилл Смит (Нео, «Матрица»)
После успеха дебютной картины «Связь» сестры Вачовски убедили голливудских воротил в своем потенциале и получили деньги на масштабный научно-фантастический блокбастер «Матрица». Конечно, режиссеры хотели пригласить лучшего актера на роль Нео. Известный по образам крутых парней в боевиках конца 1980-х и 1990-х годов Уилл Смит одним из первых получил приглашение на кастинг. Он прочитал сценарий и не впечатлился. Но сыграть главную роль в гарантированном блокбастере Смит отказался совсем по другой причине.
Главные роли в хитовых «Людях в черном» и «Дне независимости» непроизвольно сделали Смита лицом сай-фай-жанра, превратив принца из Беверли Хиллс в бравого борца с пришельцами. Актер, желающий доказать свою разносторонность и гибкость в подборе ролей, предпочел выбрать «Дикий, дикий Запад» (пять «Золотых малин» 2000 года), а не «Матрицу». Несмотря на то, что Смит снялся в одной из самых ненавидимых лент современного Голливуда, а не в обожаемой классике, он не особо-то и горюет, разумно замечая, что Киану Ривз и Вачовски сняли прекрасный фильм и без его участия.
Рэйчел Макадамс (Андреа Сакс, «Дьявол носит Prada»)
Успех «Дрянных девчонок» и «Дневника памяти» превратил Рэйчел МакАдамс в многообещающую актрису, и боссы 20th Century Fox были уверены в позитивной траектории ее карьеры. И тогда ей предложили главную роль в «Дьявол носит Prada». Шанс поработать с Мэрил Стрип и заработать приличный гонорар убедил бы любую актрису принять предложение продюсеров, но МакАдамс отказалась от съемок в ленте, причем сделала это трижды.
Режиссер Дэвид Френкель нехотя выбрал другую молодую актрису на роль Андреи Сакс — Энн Хэтэуэй, — но шокирующий отказ МакАдамс от возможности стать мегазвездой продолжает волновать и продюсеров, и поклонников актрисы. Впоследствии МакАдамс рассказала, что предпочла вернуться в родную Канаду вместо съемок в комедии из-за проблем с ментальным здоровьем. Актриса знала, что упускает большой шанс, но просто не могла себя заставить взяться за такую яркую роль. К счастью, в глобальном смысле на карьере МакАдамс это не отразилось: как и за Хэтэуэй, за ней закреплен статус ведущий актрисы Голливуды.
Шон Коннери (Гэндальф, «Властелин колец»)
Первый Бонд и главный секс-символ 1960-х, Шон Коннери оставил неизгладимый след в истории Голливуда. Учитывая культовый статус Коннери, режиссеры сражались за возможность заполучить его в фильмы даже в начале 2000-х, когда ему было 70 лет. И Питер Джексон не был исключением. Коннери — первый кандидат на роль Гэндальфа в 1999 году, и продюсеры были уверены, что заманят шотландца во «Властелина колец», предоставив актеру раннюю версию сценария и предложив процент от сборов грядущего фильма.
Согласно продюсеру Марку Ордески, Коннери прочитал сценарий, но отказался играть персонажа Дж.Р.Р. Толкина, признавшись, что запутался в сложных перипетиях фэнтезийного сюжета. К тому же перспектива провести больше года в Новой Зеландии точно не пришлась по душе семидесятилетнему актеру. Уступив роль Иэну МакКеллену, Коннери упустил возможность заработать больше 200 миллионов фунтов стерлингов, но, учитывая его заоблачную популярность и статус национального достояния, вряд ли когда-нибудь задумывался об этом всерьез.
Вигго Мортенсен (Росомаха, «Люди Икс»)
Звезда Вигго Мортенсена взошла благодаря «Властелину колец», в котором актер играл Арагорна, но Голливудские продюсеры заметили талантливого артиста задолго до Питера Джексона — Мортенсен сыграл заметные роли в «Идеальном убийстве», «Психо» Гаса Ван Сента и «Солдате Джейн» перед тем как получить главное предложение в своей карьере. И речь идет не о легендарном персонаже Толкина. В конце 90-х режиссер Брайан Сингер пригласил актера обсудить возможность сыграть Росомаху.
Перспектива подписаться играть одного персонажа на неопределенное количество времени сразу смутила Мортенсена, который не хотел застрять в блокбастерах на десятилетия вперед. Но именно реакция его сына Генри, заядлого фаната комиксов о Людях Икс, убедила актера отказаться от выгодного предложения. Генри не только раскритиковал сценарий «Людей Икс», но и поспорил с Сингером о качестве истории. Мортенсен, доверившись сыну, решил не рисковать репутацией, выбрав роль Арагорна во «Властелине колец», а не Росомахи.
Тосиро Мифунэ (Оби-Ван Кеноби, «Звездные войны: Новая надежда»)
Легендарный Тосиро Мифунэ, прославившийся главными ролями в культовых фильмах Акиры Куросавы «Семь самураев», «Трон в крови» и «Скрытой крепости», стал первым японским актером, достигшим мировой славы. Исторические фильмы с участием Мифунэ были настолько популярны, что американской публике было сложно представить другого актера в образе благородного самурая или странствующего ронина. Неудивительно, что Джордж Лукас решил обратиться именно к Мифунэ с предложением сыграть джедая и ментора Люка Скайуокера, Оби-Вана Кеноби, сай-фай-«самурая» в изгнании.
К удивлению Лукаса, Мифунэ не подписался на роль в дорогостоящем блокбастере, заявив, что фантастическая лента унизит образ самурая, играющего важнейшую роль в истории и культуре Японии. Причем отказ Мифунэ от роли нельзя объяснить нежеланием работать с Голливудом — к 1977 году актер уже снялся в «Аде в Тихом океане» и «Большом призе», в которых сыграл немаленькие, пусть и не самурайские роли. Роль Оби-Вана отошла Алеку Гиннессу, а Мифунэ продолжил сниматься в родной Японии и Голливуде, по-видимому, нисколько не сожалея об упущенной возможности сыграть джедая.
Лиам Нисон (Джеймс Бонд, «Золотой глаз»)
До премьеры триллера «Заложница» в 2008 году Лиам Нисон был известен как серьезный драматический актер, который брался за неординарные роли и сотрудничал с крупнейшими голливудскими режиссерами, а не как звезда боевиков 2010-х годов. Однако Нисону выпал шанс стать иконой экшен-жанра еще в 90-х, когда продюсер Бондианы Барбара Брокколи предложила ему роль агента 007 в «Золотом глазе». Хоть Нисон был совсем не против пойти по стопам Шона Коннери и Роджера Мура, британцу пришлось отказаться от щедрого предложения из-за невесты, актрисы Наташи Ричардсон.
По признанию актера, Ричардсон поставила ему ультиматум — Бонд или она. Актер выбрал ее, уступив роль Пирсу Броснану, и никогда не жалел о своем выборе. Ричардсон и Нисон прожили вместе 15 лет — актриса трагически скончалась в 2009 году, получив черепно-мозговую травму во время катания на лыжах. Нисон остался вдовцом, но продолжил растить двух сыновей и играть в кино, относясь к упущенной возможности стать Джеймсом Бондом с юмором, фантазируя, что Ричардсон просто не хотела видеть его в компании «девушек Бонда».
Мэтт Дэймон (Джейк Салли, «Аватар»)
К 2009 году Мэтт Дэймон стал одним из самых высокооплачиваемых и популярных актеров в Голливуде, и крупные студии сражались за право видеть его во главе очередного блокбастеры. Для визионера Джеймса Кэмерона именно Дэймон был первым кандидатом на роль солдата Джейка Салли в «Аватаре» — роль, обреченная на финансовый успех. Режиссер был уверен, что его проект соберет приличную кассу, и предложил Дэймону взаимовыгодную сделку — Дэймон поделится своей популярностью с Кэмероном, а тот даст ему процент от сборов «Аватара».
Взвесив все за и против, Дэймон решил сосредоточиться на съемках фильма «Ультиматум Борна» и отказался от предложения. Даже 10% процентов от сборов ленты не переубедили артиста. После того, как фильм Кэмерона стал самой успешной голливудской картиной в истории, Дэймон не раз называл себя дураком, жалея, что главная роль в картине досталась Сэму Уортингтону. Актер смог бы заработать 250 миллионов долларов, если бы перспектива сыграть синекожего пришельца не отпугнула его от съемок в «Аватаре».
Джек Николсон (Майкл Корлеоне, «Крестный отец»)
Еще до колоссального успеха «Китайского квартала» и «Пролетая над гнездом кукушки» в середине 1970-х Джеку Николсону прочили статус мегазвезды. И Фрэнсис Форд Коппола решил помочь молодому актеру достигнуть голливудского Олимпа, предложив ему роль Майкла Корлеоне в «Крестном отце». Но Николсон оказался не готов делить экранное время с Марлоном Брандо и Джеймсом Кааном.
Несмотря на различные слухи, причина отказа Николсона не была связана с его подозрениями о качестве фильма или нежеланием работать с Копполой или Брандо. Николсон предпочел сосредоточиться на других ролях из-за своей гражданской позиции, не позволившей ему, ирландцу, играть роль итальянца. По словам Николсона, происхождение и актерский талант Аль Пачино сделали того идеальным кандидатом на роль Майкла, и звезда «Сияния» был только рад, услышав, что Пачино утвердили на роль наследника клана Корлеоне. К концу 80-х Николсон стал одним из самых любимых актеров мира, и упущенная возможность сыграть в «Крестном отце» нисколько его не заботила.
Леонардо ДиКаприо (Патрик Бэйтман, «Американский Психопат»)
Вполне вероятно, Кристиан Бэйл не ожидал, что роль в экранизации романа Брета Истона Эллиса «Американский психопат» станет самой культовой в его карьере. В 2020-х, с появлением субкультуры сигма-самцов, психопатичный яппи Патрик Бэйтман стал неофициальным лицом сообщества — последователи «идеологии» создали тысячи мемов с Бэйлом, неожиданно вернув ему популярность в интернете. При этом Бэйл не был основным кандидатом на роль безумного банкира: режиссер Мэри Хэррон хотела видеть только Бэйла в главной роли, но, когда ее картиной заинтересовался Леонардо ДиКаприо, продюсеры решили выкинуть из проекта и Хэррон, и Бэйла.
Большие боссы подняли бюджет фильма и уже потирали руки в предвкушении миллионов в кассовых сборах, но беда пришла откуда не ждали: фривольный ДиКаприо передумал играть маньяка, уйдя к Дэнни Бойлу в «Пляж». Чтобы спасти картину, продюсеры вновь подписали Хэррон и Бэйла, чьи старания смогли окупить производственный бюджет картины в несколько раз. Однако образ ДиКаприо, бьющего Джареда Лето топором по голове, не покидает умы фанатов до сих пор.