Опубликовано 13 апреля 2023, 12:32

Джентльмены предпочитают империю: Каким получился сериал «Большие надежды»

Поделиться:
Джентльмены предпочитают империю: Каким получился сериал «Большие надежды»

За новую экранизацию книги Чарльза Диккенса, вышедшую на стриминг-сервисе Hulu, отвечает Стивен Найт, автор «Острых козырьков». Его подход к истории мальчика-простолюдина, мечтающего стать джентльменом, оказался нетривиальным: вместо классического романа воспитания зрители получили рассказ о том, как и чем на самом деле жила в XIX веке Британская империя. Объясняем, почему на обруганный критиками сериал все-таки стоит обратить внимание.

Сирота Пип (Том Свит) живет в доме грозной старшей сестры (Хейли Сквайрс) и ее добродушного мужа-кузнеца (Оуэн МакДоннелл), скучает по умершим родителям и мечтает в один прекрасный день навсегда уехать из родного графства Кент. Однажды, навещая могилу отца и матери, он встречает на кладбище беглого каторжника (Джонни Харрис), который под угрозой смерти заставляет ребенка принести ему еду и напильник. Пип пока не подозревает, какое влияние на его будущее окажет это знакомство.

Кадр из сериала «Большие надежды», 2023

Кадр из сериала «Большие надежды», 2023

Помощь каторжнику оказывается не единственным странным происшествием в жизни мальчика. Вскоре его родственникам приходит запрос от мисс Хэвишем (блистательная Оливия Колман) — загадочной аристократки, которая коротает свои дни в ветшающем особняке за плотно запертыми воротами. Мисс Хэвишем ищет компаньона для приемной дочери Эстеллы (Хлоя Лиа), ровесницы Пипа. Раз в неделю мальчик должен посещать особняк, общаться с Эстеллой и брать уроки хороших манер, которые в дальнейшем позволят ему стать настоящим джентльменом. Семь лет спустя повзрослевшему Пипу (Финн Уайтхед из «Дюнкерка») объявят, что его обучение завершено. Подросток, превратившийся в красивого юношу, отправится в Лондон.

Новый сериал Стивена Найта, автора «Острых козырьков», был встречен публикой в штыки — оценки у «Больших надежд» очень низкие. Правда, зрители и критики, кажется, недовольны им по разным причинам. Консервативная часть аудитории традиционно проклинает создателей за «слепой кастинг», не учитывающий цвет кожи и этническое происхождение актеров. Хотя пора бы уже привыкнуть, тем более Найт в отношении Диккенса вовсе не новатор: несколько лет назад на экраны выходила «История Дэвида Копперфилда» Армандо Ианнуччи, в которой главная роль была отдана британцу индийского происхождения Деву Пателю.

Профессиональные обозреватели ругают сериал за излишнюю мрачность, использование нецензурной лексики, отход от сюжета оригинального романа и одержимость Найта грязью и наркотиками: кадры с курящей опиум мисс Хэвишем или месящими английские болота сапогами Пипа, взятыми крупным планом, надолго врезаются в память.

«Большие надежды» Стивена Найта

«Большие надежды» Стивена Найта

Но все эти претензии не по адресу. Поразительно, что кто-то вообще мог всерьез надеяться на классическую экранизацию, увидев в титрах фамилию Найта. Это автор, склонный к экспериментам и ревизии. Помимо «Острых козырьков», на его счету фильм «Лок», действие которого почти целиком разворачивается в салоне автомобиля с одним-единственным нервным Томом Харди за рулем, а также сценарий к драме «Спенсер», в которой Кристен Стюарт играла не столько реальную принцессу Диану, сколько современную фантазию о ее психологических травмах. К Диккенсу Найт, между прочим, тоже уже подступался. В 2019 году на BBC вышла снятая по его сценарию версия «Рождественской песни» — не по-детски суровая и жуткая.

Придираясь к кастингу и сюжетным нововведениям, можно легко пропустить главную тему «Больших надежд» — то, о чем Найт, собственно, хочет поговорить со зрителем, используя роман Диккенса. А подсказки тем временем разбросаны в каждой серии. Вот мисс Хэвишем в выцветшем свадебном платье подходит к зеркалу, а вокруг него на стене что-то вроде алтаря, составленного из восточных фарфоровых ваз. Вот капитан корабля вдруг просит кузнеца Джо наковать кандалов для рабов, которых он наберет в Африке и повезет в Америку. Вот камера выхватывает огромную карту Великобритании со всеми колониями, а двумя секундами позже это изображение трансформируется в зал лондонской Королевской биржи.

Исполнительным продюсером «Больших надежд» выступил Том Харди, который работал со Стивеном Найтом не только над фильмом «Лок», но и над сериалом «Табу». Там Британия начала XIX века тоже утопала в гипертрофированной грязи, а мировым злом была назначена Ост-Индская торговая компания — демонический синдикат, беспощадно высасывающий людей и ресурсы из колониальных владений европейских стран.

Сериал «Большие надежды», 2023

Сериал «Большие надежды», 2023

Колониализм и империализм занимают центральное место и в новых «Больших надеждах». В произведениях Диккенса, кстати, эти мотивы тоже существуют, но, естественно, сам писатель не имел возможности критически их осмыслить. У современных авторов это уже даже не возможность, а потребность: кто-то должен указать на то, что благополучие диккенсовских персонажей (если таковое у них, конечно, имеется) построено на колониальной торговле, являющейся одной из форм эксплуатации зависимых стран.

В романе идеал джентльмена, к которому так стремился Пип, критиковался с точки зрения морали: от исходно приписываемого этому образу благородства там уже ничего не оставалось. Стивен Найт критикует его с точки зрения постколониальной теории. Джентльмен — это не обладатель хорошего образования и безупречных манер, а продукт экономической системы, сложившейся в отдельно взятой империи, паразит, счастливо существующий за счет человеческих несчастий в других частях земного шара. «О, как он любит империю», — проницательно замечает мисс Хэвишем, когда Пип рассказывает ей о своих планах на жизнь. Любовь эта, к счастью, будет недолгой.

Новое в подписке

Лучшее в подписке