Детки не в порядке: 7 непредсказуемых сыновей в кино
В подписке Okko появился фильм Флориана Зеллера «Сын», а на большие экраны вернулась классика Франсуа Трюффо «Четыреста ударов». Обе картины объединяют истории непонятых подростков, печальные судьбы которых вызывают искреннее сочувствие. Рассказываем подробнее об этих глубоко несчастных мальчишках и вспоминаем других (не всегда хороших!) подростков из кино, у которых тоже не получилось найти общий язык с родителями.
Николас («Сын», реж. Флориан Зеллер, 2022)
Формально главным героем ленты «Сын» является не грустный тинейджер с суицидальными наклонностями, а его вечно занятой папаша, которого играет Хью Джекман. История 17-летнего Николаса упакована в отеческую драму о спасении утопающего в депрессии сына, потерявшего интерес к жизни после развода родителей. Для героя-старшеклассника уход отца из семьи становится тяжелым душевным потрясением, чтобы хоть как-то справиться с болью, он начинает прогуливать школу и заниматься селфхармом. Несколько раз юноша обманывает своих близких, что только усиливает недоверие и напряженность между ними. Его мать пребывает в полном отчаянии, но не прилагает достаточных усилий для решения проблемы, а отец списывает поведение мальчика на «трудный период» и строит оптимистичные прогнозы касательно будущего.
В теории «Сын» мог бы стать кинематографическим исследованием подростковой депрессии, но вместо этого фильм в большей степени сосредоточен на теме родительства. Николас же представлен как чувствительный и страдающий тинейджер, который нуждается не только в любви мамы и папы, но и в профессиональной помощи. При этом его родители хоть и обеспокоены поведением сына, долгое время бездействуют в надежде, что мальчик самостоятельно разберется со своими внутренними демонами. Несмотря на то что история Николаса остается неполной из-за однобокого взгляда на проблему, фильм иллюстрирует важность заботы о ментальном здоровье подростков и призывает взрослых обращать внимание на красные флаги в поведении ребенка.
Кевин («Что-то не так с Кевином», реж. Линн Рэмси, 2010)
В психологической драме Линн Рэмси знакомство с героем Эзры Миллера происходит через серию воспоминаний его экранной матери Евы в исполнении Тильды Суинтон. Убитая горем женщина пытается понять, почему ее сын совершил ужасное преступление. Единственное, что очевидно: корни проблемы определенно стоит искать в детстве. С самого рождения Кевин был странным и необщительным ребенком: сначала много кричал и плакал, потом годами играл в молчанку и сводил на нет все попытки матери найти с ним общий язык. В итоге мальчик вырос холодным и жестоким подростком, испытывающим глубокое неудовлетворение своей жизнью и отношениями с семьей. Со временем отчужденность и безразличие переросли в агрессию и жестокость, которые и привели к трагедии в школе и дома.
Непредсказуемое поведение Кевина связано с его ментальным здоровьем. Психологическое расстройство проявляется в отсутствии эмоций и безразличии к чувствам других людей, а также характеризуется тягой к садизму. Кроме прочего Кевин сталкивается с социальной изоляцией и непониманием со стороны окружающих, включая родителей и одноклассников. Он не находит своего места в обществе и не умеет установить нормальные межличностные связи. Мать и отец закрывают глаза на тревожные звоночки в поведении сына, что делает его еще более изолированным и отчужденным.
Брэндон («Гори, гори ясно», реж. Дэвид Яровески, 2019)
Невыносимого проказника из серии «Трудный ребенок» или дьявольское отродье вселенной «Омен» все и так знают, поэтому в качестве примера неудачных усыновлений в кино возьмем не самый очевидный вариант. Поговорим о терроризирующем всех вокруг мальчике из фантастического хоррора «Гори, гори ясно». Структурно фильм основан на гипотетической истории становления Супермена, оказавшегося злодеем, а не героем.
Молодая пара фермеров находит в лесу разбившийся космический корабль с младенцем на борту. Они решают усыновить мальчика и называют его Брэндоном. Поначалу тот ведет себя вполне дружелюбно, но с проявлением сверхспособностей его личность резко меняется в худшую сторону. Вместо того чтобы использовать нечеловеческую силу во благо, Брэндон становится злым и жестоким. Некогда милый ребенок начинает терроризировать одноклассников и без сожалений убивать всех, кто встает у него на пути. Он также демонстрирует недостаток эмпатии и способности к социальной адаптации, что делает его еще более опасным и непредсказуемым. В итоге на плечи родителей ложится задача помешать планам маленького садиста по захвату мира. Впрочем, до конца не ясно, насколько супермальчик действительно злонамерен. По всей видимости, он просто не знает, как контролировать свои эмоции и способности.
Генри («Добрый сынок», реж. Джозеф Рубин, 1993)
После серии, в общем-то, безобидных издевательств над незадачливыми грабителями в двух частях «Один дома» Маколей Калкин сыграл неуравновешенного маленького психопата в фильме «Добрый сынок». По сравнению с той беспощадной дичью, которую его персонаж Генри творит в этом фильме, выходки малыша Кевина Маккалистера с разбросанными по полу елочными игрушками и летящим в лицо утюгом кажутся просто детскими шалостями. Маленький Генри хладнокровно стреляет по кошкам и собакам, манипулирует родственниками, постоянно лжет и даже совершает убийство — в общем, делает всякие жуткие вещи и получает от этого удовольствие.
Психопатические черты Генри видны невооруженным глазом. Мальчик проявляет аномально высокий уровень жестокости, который настолько выходит за рамки обычного поведения ребенка его возраста, что вызывает удивление и страх. Генри, несомненно, очень хитер и способен скрывать свои истинные намерения от окружающих. Помимо прочего, он также демонстрирует чрезмерную ревность к матери, причинение зла которой в конечном итоге становится его главной целью. Печальная ирония в том, что родители считают мальчика образцовым ангелочком, а его темную сторону замечает лишь кузен Марк (его, кстати, играет маленький Элайджа Вуд), который приехал погостить у родственников. Разумеется, десятилетнему гостю никто не верит, поэтому тот вынужден действовать самостоятельно, чтобы остановить опасного и непредсказуемого двоюродного брата от злодеяний.
Ник («Красивый мальчик», реж. Феликс ван Гронинген, 2018)
Непредсказуемое поведение среди подростков не всегда характеризуется склонностью к агрессии и насилию. Другая грань — тяга к саморазрушению. Именно этот путь выбирает Ник Шефф в наркодраме «Красивый мальчик». Любимчик публики Тимоти Шаламе в образе торчка убедительно передал сложность и многогранность персонажа, за что был номинирован на несколько престижных кинопремий. В основу картины легли мемуары Дэвида Шеффа — любящего отца, который пытается спасти сына от пагубной зависимости. Хроника событий показана глазами обеспокоенного родителя в исполнении Стива Карелла (между прочим, одна из лучших ролей в карьере актера!) и переключается между настоящим временем и его воспоминаниями. Мы видим, как мужчина пытается разобраться в том, почему его сын стал наркоманом, и ищет способ помочь мальчику.
Зависимость Ника от запрещенных веществ оказалась для его родителей полной неожиданностью. Никаких предпосылок, казалось, не было. Парень рос в любящей семье, развод мамы и папы прошел для него спокойно. Тем не менее тонкий и чувствительный мальчик попадает в водоворот зависимости, которая начинает управлять всеми аспектами его жизни. В наркотиках Ник находит утешение и возможность уйти от реальности. Кроме прочего юноша так или иначе страдает от давления родителей, ожидающих от него высоких достижений. Однако он не хочет причинять боль своей семье и долгое время скрывает патологическую тягу к саморазрушению. После серии безуспешных реабилитаций Ник снова и снова возвращается к дозе, но, несмотря на все трудности, отец и сын продолжают бороться с этой проблемой вместе.
Антуан («Четыреста ударов», реж. Франсуа Трюффо, 1959)
12-летнего Антуана из «Четырехсот ударов» можно назвать одним из самых необоснованно обиженных взрослыми подростков. Его безразличные родители даже не пытаются понять чувства сына. Вместо душевного тепла и внимания легковерная мамаша вечно кричит на Антуана без причины, а некогда добрый отчим вдруг начинает угрожать военной академией. Дела в школе обстоят не лучше: там парень часто сталкивается с несправедливостью и насмешками со стороны учителей и одноклассников. В конечном итоге «трудный подросток» начинает прогуливать уроки, а после и вовсе сбегает из дома. Бунт мальчика ставит под угрозу его свободу и будущее. Очень скоро по воле отчима мальчишка оказывается в полицейском участке, где его ожидает неизбежное и слишком жестокое наказание.
Несмотря на ершистый характер, герой юного Жан-Пьера Лео вызывает искреннюю симпатию. Его непредсказуемое поведение вроде прогулов, воровства и побега из дома объясняются проявлением внутренней боли. Антуан страдает от отсутствия любви и внимания со стороны родителей и просто хочет найти место в мире, где его не отвергают. Однако именно взрослые отворачиваются от мальчика в самый тяжелый момент его жизни.
Нитрам («Нитрам», реж. Джастин Курзель, 2021)
История Нитрама показывает, что одинокие и непонятые люди могут быть в том числе крайне опасными для окружающих. В основу фильма легли реальные события. Речь идет о самом ужасном массовом убийстве в истории Австралии, когда в 1995 году 28-летний Мартин Брайант застрелил в течение дня 35 человек. Однако фильм — это не просто хроника кровавых преступлений, а драма глубоко несчастного и озлобленного человека с психическими проблемами, остававшегося в изоляции на протяжении всей своей жизни.
Нитрам («Мартин» наоборот) в исполнении Калеба Лэндри Джонса живет в небольшом городке вместе с родителями и пытается найти свое место в обществе, но постоянно чувствует себя отверженным. Он неуклюж и заторможен, нередко действует импульсивно и нелогично. Этот «большой ребенок» может проявлять эмпатию и заботу о других, но эмоциональная нестабильность часто приводит его к необдуманным и опасным поступкам. Смерть единственного друга становится для Нитрама триггером. Глубоко несчастный юноша больше не может сдерживать разрушительную энергию внутри себя и выходит убивать без видимых причин. Судьба героя вызывает одновременно ужас и парадоксальное сочувствие.