«Декстер: Воскрешение»: Еще одна попытка оживить знакомую историю
На Paramount+ стартовало очередное продолжение легенды нулевых. Оригинальный «Декстер» завершился после восьми сезонов и почти сотни эпизодов в 2013 году, но его финал до сих пор регулярно попадает в рейтинги самых неудачных концовок.
Чтобы исправить ситуацию, в 2021 году шоураннер первых четырех сезонов Клайд Филлипс снял продолжение с подзаголовком «Новая кровь». В дополнительном сезоне Декстер Морган поселился в маленьком городке и сменил имя, но к нему приезжает подросший сын Гаррисон, который проявляет те же маниакальные наклонности. Финал должен был поставить окончательную точку: юноша выстрелил в отца по его же просьбе.
Но и такое завершение не понравилось зрителям из-за поспешности и нелогичности. Мало того, поклонники не слишком привязались к Гаррисону, который мог стать главным героем продолжения. Поэтому знатоков «Декстера» сначала побаловали приквелом «Первородный грех», а потом запустили и продолжение, где знаменитый благородный маньяк чудесным образом вернулся к жизни.
Оригинальный сериал был основан на романе Джеффа Линдсея «Дремлющий демон Декстера», но их сюжеты разошлись уже после первого сезона. Книжный Декстер окончательно умер в 2015 году в восьмой части цикла.
Декстера спас холод, замедливший кровотечение, потом он долго лежал в коме, общаясь с призраками бывших друзей и врагов. Придя в сознание, герой узнаёт, что его ни в чем не обвиняют. Мало того, Анхель Батиста, хоть и подозревает в бывшем коллеге преступника, вернул ему статус живого человека. Вслед за сыном Декстер отправляется в Нью-Йорк, где тихонько присматривает за Гаррисоном, который вынужденно совершает убийство.
Спасенного Декстера в больнице показали еще во вступительных кадрах к приквелу «Декстер: Первородный грех»
Кадр из сериала «Декстер: Воскрешение», реж. Маркос Сига, Моника Реймунд, 2025
Параллельно герою рассказывают, что в городе появился маньяк, нападающий на таксистов. Что удивительно, называют его Темный попутчик — так Декстер именовал свою жестокую сторону. Теперь отец тайно прибирает улики за сыном, а сам охотится на злодея. Однако в Нью-Йорке есть люди и пострашнее обычного убийцы.
Уже само существование «Воскрешения» — своеобразная ирония над миром «Декстера» и вообще тенденцией на бесконечные продолжения легендарных сериалов прошлого. В данном случае это своеобразная «отмена отмены». В «Новой крови» создатели пытались исправить неудачный финал и осовременить происходящее: сменили локацию, ввели молодого героя. Но теперь им приходится возвращаться к идеям оригинала — а ведь Декстер мог просто умереть и превратиться в видения сына, по подобию своего отца. Но нет, создатели буквально воскрешают не только главного героя, но и саму атмосферу первых сезонов: более ироничную, склонную скорее к черному юмору, чем к саморефлексии.
Глупо придираться к неординарной живучести маньяка — подобные истории знатоки хорроров проходили еще в эпоху популярности слэшеров. Да и сам Декстер Морган уже со второго сезона постоянно был на грани если не гибели, то разоблачения, а потом каким-то образом уплыл на лодке в бушующее море и снова не погиб. Тем более что условность происходящего обозначают уже с первых сцен: все призраки, которые являются главному герою, постарели не меньше, чем живые персонажи из старого сериала. Чтобы не разочаровываться в будущем, сразу стоит принять: «Воскрешение» склоняется чуть ли не к мистике и даже не пытается играть в правдоподобие.
В «Воскрешении» появился даже герой, который присутствовал только в первых двух сезонах «Декстера»
Кадр из сериала «Декстер: Воскрешение», реж. Маркос Сига, Моника Реймунд, 2025
В данном случае это скорее плюс — иначе все сюжетные повороты либо были бы слишком затянуты, либо вовсе бы не состоялись. А так Декстер Морган по щелчку пальцев находит в Нью-Йорке друзей и работу и моментально вычисляет маньяка. Тут, кстати, зрителя ждет главный сюрприз: значимость Темного попутчика в сериале намного меньше, чем может показаться по завязке.
Убийца подводит к более масштабной теме, которая пришла то ли из ужастиков, то ли из кинокомиксов: этакому суперзлодею, собирающему вокруг себя преступников. У него даже есть помощница, которая ходит с угрожающим видом и при первой необходимости может решить любой вопрос. На эту линию создатели «Воскрешения» явно делают основную ставку — недаром на роли антагонистов взяли Питера Динклэйджа и Уму Турман.
Увы, часть, посвященная Гаррисону, выглядит скучнее. Его история превращается в кошки-мышки с полицией. В действии появляются традиционные напарники, причем Кадиа Сараф в образе детектива зачем-то копирует одновременно Хью Дэнси из «Ганнибала» с его визуализацией убийств и Уиллема Дефо из «Святых из Бундока» с привычкой слушать музыку на месте преступления и хамоватым отношением к окружающим.
В первых эпизодах главный злодей не появляется, но на его присутствие неоднократно намекают
Кадр из сериала «Декстер: Воскрешение», реж. Маркос Сига, Моника Реймунд, 2025
Тонкости сюжетной линии добавляет только незримое присутствие Декстера. Но всё же слишком очевидно, почему Гаррисону не доверили отдельный сериал: Джек Элкотт хорош в роли растерянного импульсивного подростка, но постоянно наблюдать за ним не очень интересно. Пока что он достоин быть лишь очередной мотивацией отца.
И даже хорошо, что Декстера снова делают менее рефлексирующим и страдающим. Драма из «Новой крови» потерялась где-то в его коме, и теперь маньяк без сомнений отправляется ловить других злодеев, лишь формально прикрываясь другой мотивацией. А преследовать его наверняка будет то ли сам Анхель Батиста, то ли вся старая команда. И чтобы подчеркнуть возвращение сериала к прошлому, в нём даже саундтрек собирают из старых песен — ретро сейчас в моде, так почему бы не дать зрителям лишний раз послушать Bee Gees или Talking Heads.
«Воскрешение» пока что выглядит намного большим фансервисом, чем «Новая кровь»: здесь часто вспоминают прошлое и цитируют первые сезоны классики. Но сериалу это очень идет: проект давно уже смотрят только те зрители, которые полюбили «Декстера» в нулевых, когда антигерои были еще не так привычны. До массовой раскрутки стримингов, заваливших поклонников тру-краймом, люди тянулись к ярким злодеям, а в образах маньяков искали скорее харизму, чем реалистичность. Поэтому возвращение любимого героя в более привычном имидже и обстановке — зона комфорта, которая позволит приятно провести вечер за очередным эпизодом.
Майкл С. Холл появлялся во всех сериала про Декстера. Даже в приквеле, где основную роль исполнил Патрик Гибсон, он мелькает в начале и выступает в роли рассказчика
Кадр из сериала «Декстер: Воскрешение», реж. Маркос Сига, Моника Реймунд, 2025
Но всё же есть одна главная проблема, с которой создатели ничего сделать не смогут — прошлое сериала. «Декстер» уже дважды заканчивался «за упокой», причем во всех смыслах. Обнадеживает, что приквел «Первородный грех» весь первый сезон продержался на достойном уровне. Но получится ли поверить, что в третий раз историю справедливого маньяка продумают более основательно или хотя бы последовательно? Если нет, будет уникальный пример тройного провала одной и той же франшизы.
Вердикт
Судя по первым эпизодам, «Декстер: Воскрешение» — ироничное возвращение сериала к его корням. В сюжете снова есть юмор и атмосфера большого города, где легко затеряться. Зрителя развлекают короткими появлениями знакомых персонажей и саундтреком, собранным из хитов. Линия сына Декстера уходит на второй план, давая дополнительную мотивацию главному герою, а сам он должен встретиться не просто с маньяком, а с более влиятельным и опасным человеком. Если историю смогут дотянуть на должном уровне до конца, финал может получиться ярче, чем в предыдущих попытках.