Чтобы помнили: Что не так с сериалом «Цитадель»
Стриминг Amazon Prime Video выпустил «Цитадель» — сериал с гигантским бюджетом в 200 миллионов долларов и масштабной историей о шпионах, который до выхода считался одной из главных премьер весны. Но в итоге этот шпионский боевик оказался вторичным и безрадостным зрелищем. Рассказываем подробнее, почему же так вышло.
В скоростном поезде, едущем где-то в итальянских Альпах, девушка в красном (Приянка Чопра Джонас) подходит к человеку с чемоданом, протягивая оброненные им водительские права, и спрашивает: «Вы Грегор Йованович?» Человека (русского, разумеется) действительно зовут так, фамилия его, судя по удостоверению, — Г2ановский (да, с цифрой), а в чемодане он везет высокообогащенный уран, который собирается продать тому, кто больше заплатит. У девушки в красном, впрочем, есть свои секреты. Имя у нее попроще — Надя Синх, зато она оперативница «Цитадели» — независимой спецслужбы, которая следит за порядком во всем мире. Вместе с напарником и бывшим возлюбленным Мейсоном Кейном (Ричард Мэдден) Надя пытается предотвратить продажу урана.
Выясняется, что это ловушка, подстроенная «Мантикорой», крупнейшим в мире преступным синдикатом. Кто-то из «Цитадели» перешел на его сторону и раскрыл данные об остальных агентах, которых после этого начали устранять по всему миру. Под удар попадают и Надя с Мейсоном: скоростной поезд взрывается, оба падают в воду и, так уж выходит, теряют память. Спустя восемь лет Надя работает в ресторане в Валенсии, Мейсон учит школьников бейсболу и живет с женой и дочерью на отшибе в Орегоне. Там его находит мужчина с фамилией Орлик (Стэнли Туччи), технический специалист «Цитадели», который решает вернуть Мейсона в строй (а тот, конечно, со временем вернет и Надю). Задача бывших агентов — выкрасть у «Мантикоры» коды для запуска ядерных боеголовок, хранящиеся в чемодане с изобретательным названием «Секретный кейс».
«Цитадель» — шпионский сериал стоимостью около 200 миллионов долларов, спродюсированный для Amazon братьями Руссо (авторы блокбастеров «Мстители: Война бесконечности» и «Мстители: Финал»), которые годом ранее сделали в том же жанре и с тем же бюджетом (и чуть забегая вперед — в той же безрадостной манере) «Серого человека» для Netflix. Замах в обоих случаях был на новую бондиану или борниану, никак не меньше. На территорию Джейсона Борна в «Цитадели» заходят сразу: героя Ричарда Мэддена, которого, напомним, зовут Мейсон, вскоре после вступления вытаскивают раненым из воды, после чего он мучается от амнезии и периодически действует по принципу «голова не помнит, а руки делают».
Но у Борна помимо амнезии были завораживающая скорость и смекалка, превосходно продуманные бои, у Бонда — секс, живописные локации, автомобили и колоритные противники. В «Цитадели» же есть все клише дурного шпионского боевика, но не хватает всего остального. Здесь катастрофически много говорят и мало делают: в сериале три погони, три драки, ни одного оригинально снятого эпизода — воображения режиссерам хватило только на перевернутые кадры в начале каждой серии. Скорость, с которой происходят события в «Цитадели», черепашья: Борн за то время, которое нужно несчастным героям сериала Amazon, чтобы пройти два коридора, пересекает пару кварталов.
Автомобили заменены редкими и примитивными по задумке гаджетами вроде ботинок со встроенными лыжами. Живописные локации, среди которых формально заявлены Италия, Испания, Мексика и несколько штатов США, — сплошной, сразу бросающейся в глаза графикой. Ее так много, что порой даже в интерьерах кажется, будто актеры вклеены в зеленый экран, а всё их окружение сымитировано и нарисовано. Эротика не уходит дальше расстегнутых рубашек и платьев, и в любом случае Ричард Мэдден и Приянка Чопра Джонас играют настолько отстраненно и механистично, что ни о каком сексе речи быть не может.
За персональный колорит в одиночку пытается отвечать Стэнли Туччи, который вынужден, рискуя вывихнуть челюсть, говорить фразы вроде: «Зачем ты мне доверял, я же шпион, мне абсолютно нельзя доверять». Интересного злодея (а следовательно, и намека на саспенс) в сериале нет — «Мантикора» так и остается абстрактной, олицетворяют ее по большей части коррумпированный британский посол в США, на роль которого зачем-то взяли Лесли Мэнвилл, и громилы-близнецы, которых сыграл датчанин Роланд Мёллер.
Проще говоря, для истории стоимостью 200 с лишним миллионов у. е. «Цитадель» феноменально уныла, глупа, вторична, и в концовке каждой ее серии возникает мысль не «что же дальше», а «сколько еще». Позже, впрочем, приходят на ум и другие мысли. Надо срочно закрыть некоторые сериалы Amazon. Убить Мейсона. ПересмотретьДжейсона.