Шпион, приплывший с холода: Все фильмы о Джейсоне Борне
Джейсон Борн в 2022 году отметил свой юбилей в кино: 20 лет исполнилось «Идентификации Борна» — первому фильму о бывшем оперативнике ЦРУ, в котором его сыграл Мэтт Дэймон. Кроме того, прошло 15 лет с выхода «Ультиматума Борна» и 10 лет — с показа «Эволюции Борна». По этому случаю вспоминаем и рассказываем, чем нам запомнилась каждая из пяти частей знаменитого цикла шпионских боевиков.
Итальянские рыбаки вылавливают в Средиземном море человека с простреленной спиной, наскоро зашивают ему раны и высаживают на юге Франции. Человек не помнит, как его зовут и откуда у него раны, но выясняет, что он спокойно говорит на нескольких языках, стремительно соображает и может без особых усилий разоружить двух полицейских. А потом узнает, что у него есть ячейка в швейцарском банке, где хранится пистолет, мешок денег и несколько паспортов с его фотографией. Документы есть в том числе на Майкла Кейна и Фому Киняева, но человек выбирает себе другое имя — Джейсон Борн.
Если у Борна тяжелая амнезия, то зрителю с первых минут грозят нехватка дыхания и сильное перевозбуждение нервной системы. Поскольку фильм этот несется вперед, сбивая и опрокидывая всё на пути, и тащит за собой. Профессиональный убийца из ЦРУ, потеряв память, стал не человеком, а автоматическим оружием, машиной, символом неудержимого движения. Куда он двигается, не имеет значения (хотя сюжет, основанный на недосказанностях и не раскрывающий всё прошлое героя вплоть до конца, придуман довольно ладно и неглупо). «Идентификация Борна» — образцовый экшен-фильм, череда боевых действий, во время которых не принято разглагольствовать. Уход от погони, угон машины, рукопашная, поцелуй, выстрелы, смерть — и вновь ее избегание.
После событий первой части Борн, так и не узнавший свое настоящее имя, но приобретший девушку, скрывается с ней на побережье Индии. Меж тем в Берлине кто-то убивает спецагента ЦРУ. Отпечатки пальцев киллера совпадают с отпечатками Борна, и американская разведка снова решает найти своего бывшего агента. Борн к тому времени уже сам пытается во всем разобраться, так как его обстреливает из снайперской винтовки какой-то мутный русский.
Сюжет «Превосходства Борна» в сравнении с «Идентификацией» уже несколько перегружен деталями (фигурируют русские олигархи и деньги, украденные у властей США), но это не главное. Важнее то, как он работает. Борн по-прежнему почти не проявляет эмоций: когда его девушку убивают, он не хоронит ее, а молча сжигает совместные фотографии (чтобы не оставить следов) и тут же бросается на поиски противника. Борн не ноет, он решает задачи. Как взорвать квартиру за минуту, используя тостер? Как за десять секунд освободиться из заключения и узнать планы спецслужб? Как скрыться от камер наблюдения и снайперов, находясь у них на виду? Всё это делается лаконично, просто и на удивление правдоподобно (эффект усиливается тем, что режиссер Пол Гринграсс снимал погони и схватки ручной камерой). И потому «Превосходство» смотришь, не отрываясь, — как человек, который наблюдает за красивейшим и быстрым разбором математического уравнения.
Закончив дела в Москве, Джейсон Борн отправляется в Лондон, где встречается с журналистом, собирающим информацию о нем и о секретных программах американской разведки. Новое начальство ЦРУ, недолго думая, приказывает убить обоих. Репортер получает пулю в лоб, Борн снова скрывается и вскоре дает понять, что руководству ЦРУ следовало подумать подольше.
За первые полчаса «Ультиматума» Джейсон Борн успевает ускользнуть от российской полиции, с Киевского вокзала перебраться в Париж, а затем в Лондон, обезвредить пятерых преследователей из спецслужб, вычислить снайпера — и это только прелюдия, а действие начинается уже после. Фильм при этом не обещает неожиданностей, его идея в другом: быть таким же, как предыдущие части, — только лучше. В «Идентификации» и «Превосходстве» еще были передышки, «Ультиматум» ломится из города в город и от крыши к крыше практически безостановочно. Пол Гринграсс счел свою манеру съемки недостаточно эффективной — и вот камера в боях действует как прожектор, выхватывая только те фрагменты, которые нужны, и ничего лишнего. Борн из человека окончательно превращается в умный бронебойный снаряд, для которого нет препятствий. И в «Ультиматуме» он набирает такую труднопостижимую скорость, что никакие подражатели и последователи так и не могут его догнать.
Где-то в горах на Аляске занимается сложными тренировками спецагент Аарон Кросс. А тем временем где-то в Европе Джейсон Борн раскрывает противозаконные проекты американского правительства, из-за чего военная разведка закрывает программу под названием «Аутком» и готовится убрать всех причастных. Среди них доктор Марта Шеринг, занимавшаяся таблетками для улучшения способностей бойцов, и Кросс, всё еще принимающий эти таблетки.
Несмотря на название, «Эволюция Борна» не содержит самого Борна: он остается где-то за кадром, потому как этот фильм — спин-офф, ответвление. Целью которого, конечно, было мягко перезагрузить серию. Кажется, мало что изменилось: на месте остался сценарист Тони Гилрой (ставший заодно режиссером), в кадре привычная шпионская мясорубка, у актера Джереми Реннера столь же стертая внешность, что и у Мэтта Дэймона. Но отличие этой части от остальных критическое. Джейсон Борн бился, чтобы вернуть свое прошлое, человеческую природу, потому он при всей механистичности оставался живым. Аарон Кросс старается свое прошлое не возвращать, так как иначе он утратит силы и ум, приобретенные с помощью препаратов. Но сила, как известно, не в препаратах, а в том, чтобы быть правдивым — в том числе с самим собой.
Немолодой уже Джейсон Борн, чтобы заработать, участвует в боях без правил в пустошах Греции. Его подруга Ники Парсонс расследует очередные злодеяния ЦРУ, взламывает данные ведомства и собирается кое-что передать Борну. Утечку информации замечает начальница отдела кибербезопасности, после чего директор ведомства, разумеется, приказывает убить и Парсонс, и Борна. Джейсон, кажется, хотел отдышаться от борьбы со спецслужбами, но слово за слово подругу застрелили, и вот Борн снова бежит по европейским столицам, повсюду преследуемый.
После не особо удавшейся «Эволюции Борна» во франшизу вернулся и постановщик Пол Гринграсс, и исполнитель главной роли Мэтт Дэймон. Режиссеру опять удалось сделать первоклассный экшен (на сей раз с пробежками по Афинам и Лас-Вегасу), а актер к своим 46 годам сохранил прекрасную физическую форму. Но у Борна, помимо мускулов, имелись еще и мозги. Здесь же его аналитические способности проявляются слабо, что связано и с уходом сценариста Тони Гилроя, и с тем, что в цифровом мире прежние шпионские методы всё чаще смотрятся нелепо. «Отдохни, Пэм, ты выглядишь усталой», — советовал когда-то Борн своей знакомой из руководства ЦРУ. Что ж, видимо, и самому Джейсону пришло время уйти на покой.