Чего ждать от сериала «Ворона. Тень справедливости» и что было в первой части популярного детективного проекта
14 сентября в подписке Okko выйдут два первых эпизода детективного сериала «Ворона. Тень справедливости». Елизавета Боярская и Анатолий Белый берутся за новое расследование. Напоминаем о событиях первой части и рассказываем, почему стоит смотреть продолжение проекта.
Кто такая Ворона?
Ворона — прозвище, которое выдали коллеги по Следственному управлению Петербурга Анне Петровне Воронцовой (Елизавета Боярская). Девушка полностью отдается работе и порой даже ночует в кабинете. А поскольку в многочисленных попойках с коллегами и посиделках в баре она не участвует, да к тому же редко улыбается, все окружающие уверены, что у Анны скверный характер. Ее мама (Марина Игнатова), посвятившая жизнь музыке, мечтала о том, чтобы дочь продолжила семейное дело и стала пианисткой. Из-за трагических событий в юном возрасте Анна сменила род деятельности и в итоге стала следовательницей. Фактически Воронцова везде чужая: она не чувствует поддержки ни дома, ни от коллег. Она талантливая одиночка.
Ворона — из тех персонажей, которые не сразу завоевывают зрительскую любовь, но уж если однажды она завоевала симпатию, то навсегда. Анна во многом похожа на главную героиню шведско-датского сериала «Мост» Сагу Норен. Нет, Воронцова не аутична и вполне хорошо социализирована, но она нарушает привычные в ее кругу правила игры: не старается никому специально понравиться, не рвется вверх по карьерной лестнице, переступая через любые препятствия, ей важно просто честно выполнять свою работу, чтобы вечером с чувством выполненного долга смотреть на себя в зеркало. У таких героинь редко бывает счастливая семейная жизнь — слишком много времени она отдает работе. А если ты ловишь маньяка, то это никак не стандартный восьмичасовой рабочий день. Елизавета Боярская добавляет Вороне холодного обаяния. Анна редко проявляет эмоции, но это всегда искренние чувства.
К Воронцовой приставлен слишком правильный и неспособный на импровизацию и авантюрные решения Сергей Кабанов (Анатолий Белый), так что снова напрашивается параллель с «Мостом». Это очень сбалансированная и сплоченная команда, которая складывается далеко не сразу.
Что происходило в первом сезоне?
В первом сезоне Анна долгое время не хотела заводить дело после исчезновения модного фотографа Бориса Краснова (Роман Дряблов). Следовательница, зная характер мужчины, была уверена, что он просто загулял и отдыхает где-то вдалеке от города. В итоге в Ленинградской области обнаруживают труп Краснова. На мужчине было надето женское платье, а на груди красовалась татуировка «Шлюха». Расследование приводит оперативников сначала в БДСМ-клуб, частым гостем которого была жертва, а также его друзья, а затем знакомит с другими подозрительными любителями опасных игр. На Краснове убийца не остановился, еще несколько человек пострадали от рук маньяка. Почерк был неизменным. Все жертвы были знакомы. Связывало их схожее преступление, произошедшее в 1994 году в Кондопоге. По классике детективного жанра, чтобы докопаться до правды в настоящем, следователям придется понять, что же произошло почти 30 лет назад в Карелии.
История выходит запутанная и несколько раз резко меняющая направление движения. «Ворона» подкупает желанием не приукрашивать окружающую нас реальность, а честно показать работу оперативников. Она вовсе не состоит из одних только успешных задержаний и падающих с неба на голову важных улик. Нет, это тяжелый труд, и результата добиться получается совсем не сразу. Кроме того, в сериале далеко не все плохие парни оказываются наказаны. Если у преступника есть большие деньги, то шансы упечь его за решетку становятся призрачными.
Новое дело и новые загадки
Второй сезон уверенно стилистически и идейно продолжает первый. В центре сюжета остается Анна Воронцова — по-прежнему сильная и независимая женщина, но слегка надломленная неудачами предыдущих расследований. Следовательница понимает, что действительно крупные дела раскрыть до конца не получится, — богачи всё равно смогут найти способ увильнуть. Воронцова теперь занимается вроде бы мелкими, но на самом деле чрезвычайно важными и встречающимися каждый день случаями домашнего насилия. И здесь проблем у Анны тоже хватает. Удивительным образом, чтобы насильник и абьюзер понес наказание, жертва должна зафиксировать все побои, пройти несколько кругов ада в дежурной части, написать заявление и пойти в суд. Но никаких гарантий в успехе унизительного и длительного процесса нет. Кроме того, на каждом шагу несчастная девушка сталкивается с комментариями вроде «сама виновата», «бил наверняка за дело» или «бил, значит, любил». Воронцова, сталкивающаяся на работе с сексизмом, прекрасно понимает, через что проходят жертвы домашнего насилия. Тема эта актуальная и уже долгое время остающаяся проблемой российского общества.
Анна чувствует, что никакой справедливости в работе нет. И она не одинока. Однажды к ней в Следственное управление доставляют «подарок» — мужскую кисть. Так о себе заявляет народный мститель, который исправляет просчеты и недоработки правосудия. Он словно бы берет себе в компаньоны Воронцову — честную следовательницу, которая не может посадить всех преступников. Жертвами маньяка становятся исключительно подонки, заслуживавшие наказания, но, конечно, Анна не одобряет подобных методов. Преследуя убийцу, она погружается в другие трагические криминальные истории.
«Ворона. Тень справедливости» — удачная попытка перенести законы популярного жанра скандинавского нуара на отечественную землю. И действительно, Петербург среди всех российских городов больше всего напоминает темные улицы Стокгольма или Копенгагена — с виду благополучных мегаполисов, скрывающих множество тайн. Как и первый сезон, продолжение детективного сериала состоит из 12 эпизодов, которые на этот раз сняла Алена Михайлова. Само собой, «Вороне» далеко до революционного «Настоящего детектива» или «Моста», но это качественно снятый детектив с двумя отличными актерами в главных ролях. А за жанровой оболочкой можно разглядеть критику существующей системы правоохранительных органов и изобличение социальных проблем. Пусть справедливость восторжествует хотя бы на экране. С чего-то же надо начинать.