Британская дама без толики пафоса: Почему Эмма Томпсон может спасти практически любой фильм
Сегодня британской актрисе Эмме Томпсон исполняется 65 лет. Разбираемся в том, как актриса, которой нет дела до голливудского лоска и подсчета бокс-офиса, сделала себя незаменимой в любом возрасте.
Эмма Томпсон всегда делала то, что хотела. Она хотела стать артисткой и довольно быстро ею стала. По eе словам, в такой креативной среде, где она выросла (оба родителя Томпсон — актеры), невозможно было не тянуться к творчеству. В детстве она прочитала книгу Сандры Гилберт и Сьюзан Губар «Безумная женщина на чердаке», которая анализировала викторианские произведения женщин-писателей с точки зрения феминизма, и поняла, что ее жизнь уже не будет прежней. Томпсон стала настоящей панк-рокершей с короткими красными волосами и байком и решила попробовать себя в комедийном жанре.
Молодая Эмма поступила в Кембридж, где ее приняли в исключительно мужской театральный клуб Footflights, в котором будущая актриса оказалась единственной женщиной. Ей не понадобилось много времени, чтобы показать товарищам по труппе, что она легко может держать внимание аудитории и не смутиться в чисто мужской компании. Впрочем, ни у кого и не возникало сомнений в ее способностях. По словам ее друзей, Стивена Фрая и Хью Лори, которым посчастливилось учиться вместе с Томпсон, они сразу же прозвали ее «талантливая Эмма». По словам Фрая, хотя в Footflights в 1980-е доминировали мужчины, Томпсон среди них выделял не ее пол, а «искреннее сияние» и «набор экстраординарных способностей»: «Как Афина, она как будто бы уже родилась с оружием в руках».
Именно знакомство с этими двумя молодыми комиками и актерами, во многом определившими британскую культуру в последующие 40 лет, обеспечило Томпсон ее первые роли. Она сыграла в сериалах «Хрустальный куб» и «Волноваться не о чем!», который затем трансформировался в шоу «Альфреско», просуществовавшее два сезона. Еще одной коллаборацией с комедийным дуэтом Хью и Лори стало шоу Saturday Night Fry, которое добилось больших успехов в Британии. В это же время слава настигла Томпсон и на театральной сцене, где она сыграла в ремейке мюзикла «Я и моя девушка». Спектакль не сходил со сцены 15 месяцев и был настолько популярным, что окончательно измотал актрису, но настоящий успех был еще впереди.
В конце 1980-х Томпсон можно было увидеть сразу в двух сериалах, которые покорили британских зрителей: в молодежном «Тутти Фрутти» про шотландскую рок-н-ролл-группу, отправившуюся в стихийный тур после смерти солиста, и костюмной драме о Второй мировой «Фортуна войны», где Томпсон познакомилась со своим будущим мужем и творческим партнером Кеннетом Браной. За обе роли актриса была удостоена национальной премии BAFTA.
От замужества к независимости
В конце 1980-х — начале 1990-х Томпсон воспринимали исключительно в связке с ее мужем, талантливым театральным и кинорежиссером Кеннетом Браной. Она сыграла в его шекспировских постановках «Король Лир» и «Сон в летнюю ночь», в неонуаре «Умереть заново», еще одной интерпретации Шекспира от Браны «Много шума из ничего» с Киану Ривзом и Майклом Китоном и ромкоме «Друзья Питера», в котором Томпсон воссоединилась с кембриджскими друзьями Хью Лори и Стивеном Фраем.
Вообще пресса в то время часто говорила о Томпсон как о жене Браны, которая снимается во всех его фильмах. Но уже тогда актриса стала формировать свой образ — сдержанный, при этом невероятно ироничный и успокаивающий, приносящий какое-то теплое чувство комфорта. Томпсон была настоящей английской леди и часто получала роли в костюмных драмах о благородных женщинах в стесненных обстоятельствах. Например, в биографической картине о Жорж Санд «Экспромт» или фильме «Говардс-Энд» одного из главных британских режиссеров того времени Джеймса Айвори. Томпсон настолько хотела поработать с Айвори, что написала ему проникновенное письмо, и режиссер не устоял.
В начале 90-х Томпсон была уже достаточно известна в Великобритании и была на слуху у американских критиков, оценивших ее игру с Джеффом Голдблюмом в откровенной комедии «Верзила». Однако настоящая известность пришла к актрисе после роли в «Говардс-Энд» с Ванессой Редгрейв, Хеленой Бонем Картер и Энтони Хопкинсом. Фильм рассказывает о строгой классовой системе эдвардианской эпохи. Томпсон играет молодую идеалистку и интеллектуалку, которой приходится проверить твердость своих убеждений в общении с очень богатой и консервативной семьей. В этом фильме актриса продемонстрировала классическую Томпсон, как выразился критик Роджер Эберт, она была «тихой, ироничной, наблюдательной, со сталью внутри». «Говардс-Энд» наконец-то позволил актрисе обрести независимость от мужа и принес ей первый «Оскар» за лучшую женскую роль.
Актриса снова сыграла у Айвори через год — в экранизации книги японского писателя Кадзуо Исигуро «Остаток дня». Энтони Хопкинс и Томпсон играют необычную пару: старого дворецкого, который доживает остаток своих дней в старинном поместье, и молодую экономку, неожиданно появившуюся в его жизни и перевернувшую ее с ног на голову. Фильм, как и книга, исследует чувства одиночества и подавленности из-за строгих нравов послевоенной Англии. В то время не приветствовалось какое-либо проявление эмоций. При этом для самой Томпсон было важно исследовать, как многолетнее служение меняет людей и делает их подчиненными чужой воле.
В этом же году Томпсон снялась вместе с Дэниелом Дэй-Льюисом в драме ирландского режиссера Джима Шеридана «Во имя отца». В итоге на 66-й церемонии вручения премии «Оскар» актриса стала восьмым артистом в истории, номинированным сразу в двух категориях: «Лучшая актриса» и «Лучшая актриса второго плана».
Одна в своем роде
По признанию актрисы, одним из самых позорных провалов в ее карьере, о котором она переживает до сих пор, стал ее авторский ситком «Томпсон», в котором она высмеивала стереотипы о женщинах викторианской эпохи. У проекта были невероятно низкие рейтинги, но именно неудача привела к одному из самых больших триумфов в карьере актрисы. Несмотря на то, что зрители не оценили старания Томпсон, в глазах продюсеров она стала той, кому будет по силам укротить текст романа «Разум и чувства» Джейн Остин.
Томпсон подошла к заданию ответственно — все-таки на кону было произведение одной из самых известных писательниц Великобритании. Актриса работала над сценарием пять лет. Комедийный талант Эммы идеально сочетался с полной иронии прозой Остин. Вдобавок к сценарию Томпсон исполнила главную роль — разумной и рассудительной Элинор, которой приходится поступиться собственным счастьем ради благополучия семьи. Фильм Энга Ли по сей день является одной из лучших экранизаций Джейн Остин во многом благодаря сдержанной игре Томпсон. «Эмма — невероятно смешная дама. Как и Остин, она смеется над своей культурой, хотя является ее частью», — отметил Энг Ли о работе с актрисой.
На очередном «Оскаре» Томпсон вошла в историю — она стала единственным человеком за более чем 60 лет существования премии, который получил «Оскара» за актерскую игру и за адаптированный сценарий.
Она может абсолютно всё
Несмотря на такой бешеный успех, актриса не очень-то жаловала Голливуд и предпочитала съемки в родной Британии, где поменьше шумихи и наносного лоска, который Томпсон терпеть не могла. В 1995 году она и вовсе исчезла с экранов на год и вернулась только в 1996-м в драме Алана Рикмана «Зимний гость». А ее возвращением в Америку стала политическая драма Майка Николса «Основные цвета». Фильм рассказывает о выдуманной паре: губернаторе-бабнике, который метит в президенты, и его жене, которая вынуждена закрывать на всё глаза ради политического успеха мужа. В картине недвусмысленно угадывалась пара Билла и Хиллари Клинтон, и Томпсон сыграла настолько убедительно, что американцы наконец-то обратили внимание на невероятно харизматичную британку.
В конце 90-х Томпсон во второй раз вышла замуж и полностью посвятила себя семье. Актриса снималась очень редко и только у друзей. Возвращение в кино оказалось громким — в 2003 году в кинотеатрах вышел фильм Ричарда Кёртиса «Реальная любовь», которому было суждено стать рождественской классикой. Картина собрала всех звезд британского кино — от Киры Найтли до Колина Фёрта, — но даже в таком сильном актерском ансамбле Томпсон выделялась.
Многим запомнилась ее грустная, слегка растерянная Карен, догадывающаяся о том, что ей изменяет муж. Момент, когда она все-таки дает волю чувствам и начинает плакать, стал одной из ярчайших сцен картины. По словам актрисы, на эту роль ее вдохновил собственный опыт и болезненный разрыв с Кеннетом Браной, который изменил Эмме со своей партнершей по фильму Хеленой Бонем-Картер.
«У меня было достаточно практики в том, чтобы поплакать тихонько в спальне, а потом выйти на люди как ни в чём не бывало, когда я собирала кусочки сердца и убирала их в ящик», — вспоминает о том тяжелом периоде актриса.
А затем актрису все-таки настиг Голливуд в виде экранизации поттерианы, где Томпсон сыграла профессора астрологии Сивиллу Трелони. После этого актриса начала плотную работу с Disney — от озвучки в «Храбром сердце» до роли коварного босса Круэллы Де Виль в «Круэлле». «Она (Томпсон) невероятно искренняя, самостоятельная, свободная, неправдоподобно умная и чертовски смешная. Ну а если говорить о более поверхностных вещах, она вдохновила меня на то, чтобы чаще носить комбинезоны», — рассказала Эмма Стоун, коллега Томпсон по съемкам.
Актриса, продюсер, сценаристка, титулованная британской королевой дама, феминистка, борец за права мигрантов — Томпсон, кажется, может абсолютно всё и смотрится органично в любой роли, будь то глава секретной службы по работе с инопланетянами в «Людях в черном» или британская учительница, которая решила впервые исследовать свою сексуальность после смерти мужа. Эмма Томпсон — одна из немногих актрис, кому удается играть широчайший диапазон ролей в любом возрасте, и всё потому, что она не стесняется быть настоящей, негламурной и любит пошутить над собой.
«Я нахожу саму идею „успеха“ плоской и неинтересной. Наше общество уделяет этому слишком много внимания и недостаточно говорит о важности неудач и разочарований. Я бы хотела, чтобы я раньше узнала о том, что успех — это всего лишь побочный эффект, а не то, к чему нужно стремиться. Весь смысл в процессе».