Битва титанов в сибирской глуши: Каким вышел сериал «Прометей»
На «Кинопоиске» стартовал сериал «Прометей» Максима Свешникова («Контейнер», «Плейлист волонтера»). Рассказываем, каким получился мистический детектив, который продюсеры сравнивают с нетфликсовской «Тьмой», и почему на самом деле проект ближе к «Перевалу Дятлова».
2022 год, поздний вечер. В обычной столичной квартире раздается звонок на стационарный телефон. Голос в трубке радостно сообщает, что он, звонящий, успешно приземлился и полет прошел удачно. Вот только хозяйке квартиры не до радости: мужчина на проводе — ее отец, который в 1998 году летел самолетом Барнаул — Москва, внезапно и загадочно исчезнувшем во время полета. Спустя 24 года самолет-призрак вновь появился, но, как такое возможно, не могут объяснить даже самые светлые умы.
За расследование загадочного происшествия берется шустрая журналистка Аня (Любовь Аксёнова вновь после «Майора Грома» возвращается к репортерской стезе). Нанимает ее некий человек в черном — статный герой Филиппа Янковского. Его персонаж по фамилии Шапошников — то ли, как в «Контейнере», чиновник с сердцем, то ли силовик со связями. Судя по тому, с какой легкостью перед ним открываются любые двери и как в его присутствии пасуют даже военные, видимо, всё же второе.
Шапошников делает ставку на Аню по двум причинам: во-первых, она невероятно прыткая и дотошная во всём, за что берется; во-вторых, парадоксальным образом связана с таинственным самолетом. За несколько дней до официального раскрытия данных страдающая шизофренией мама Ани (Виктория Фёдорова) написала список всех пассажиров пропавшего рейса. Заручившись поддержкой верного помощника Никиты (Александр Алябьев из «Караморы») и знакомого физика Вадима (Дмитрий Чеботарёв), журналистка берется распутать сложный клубок необъяснимых тайн и загадок.
Уже на пилотной серии «Прометея» очевидно, что только отгремевший своим артхаусным «Преступлением и наказанием» «Кинопоиск» под занавес года сделал ключевую ставку на проект не с тем Янковским. Сериалы Ивана и Филиппа онлайн-кинотеатр выпускает один за другим, и получается, что теперь уже отец подхватывает эстафету за сыном, а не наоборот. Но если экранизация Достоевского Владимира Мирзоева — скорее радикальный эксперимент, то «Прометей» Максима Свешникова (сценарий режиссер написал с братом Вадимом) — добротная и уверенная работа мастера, который не пробует, а сразу делает.
«Продавая» сериал, продюсеры сравнивают проект с мистической «Тьмой» и фантастической «Гранью». Хотя по первым четырем сериям кажется, что «Прометей» ближе всего к отечественным «Игре на выживание» или «Эпидемии», — всё это истории, в которых каждая серия с новыми испытаниями напоминает следующий уровень, как в компьютерной игре. Но еще ближе шоу к «Перевалу Дятлова» — сюжету, основанному на реальной истории (группа туристов погибла при загадочных обстоятельствах в Уральских горах), которую создатели тоже развивали в двух противоположных направлениях. Авторы сериала до последнего умело поддерживали саспенс, скрестив в повествовании рациональный научный подход и необъяснимую мистическую составляющую, допуская оба варианта.
«Прометей» тоже ловко водит зрителя за нос. Сериал то намекает на необъяснимые природные аномалии вроде особого магнетического поля в Горно-Алтайске, где внезапно обнаружился пропавший самолет. То старается объяснить всё логически, связывая исчезновение самолета с возможными испытаниями военных. Никита и вовсе шутит, что всегда подозревал о существовании российской «Зоны 51».
Конфликт идей и догадок не нов для жанра, как и сам сюжет про пропавший самолет, просто наделяется разным авторским смыслом. Не самый очевидный пример — незаслуженно малоизвестный сериал «Святой дозор» со звездой «Крика» Скитом Ульрихом. Проект, вышедший в начале нулевых, был своеобразным реверансом в сторону уже ставших классикой «Секретных материалов», построенных на допущении, что многие чудеса света объяснить наукой невозможно. «Святой дозор», взяв за основу аналогичную фабулу, заменил агентов спецотдела ФБР на группу священников, один из которых переживал кризис веры.
Во второй серии первого сезона священнослужители сталкивались с похожей аномалией: внезапно на несколько секунд исчезал самолет, идущий на посадку. Когда он вдруг возникал обратно, все находящиеся в нём пассажиры обретали то, о чём думали в момент исчезновения. Например, парализованная женщина исцелялась, маленькая девочка, задумавшаяся о будущем, становилась провидицей, а стюард внезапно заговорил на древнеарамейском. Но эффект этот длился недолго — волшебная сила, поразившая героев, за несколько часов «откатывалась» обратно, вернув всё на свои места.
Парадокс «Прометея» (впоследствии мы узнаем, что так называется секретный проект, к которому причастен Шапошников) раскроется, вероятно, только к финалу. Но если следовать оригинальному происхождению термина, Прометей был одним из титанов Древней Греции, научивших людей искусствам и наукам. А еще защищал род людской от произвола богов. То есть, следуя этой логике, сериал должен выйти к рацио и предоставить зрителям разумный ответ, объясняющий всё не горячим сердцем, а холодной головой. И тогда там, где «Секретные материалы» довольствовались мистическими догадками, а «Святой дозор» — религиозными предписаниями, «Прометей» сможет опереться на науку. Намекает на это и тот факт, что братья Свешниковы при написании сценария обращались к научным трудам физиков-теоретиков Стивена Хокинга и Митио Каку.
Но, даже если парящий проект зайдет на следующий круг и продлится на второй сезон, не раскрыв все свои секреты в первом, это не помешает насладиться качеством сериала. Зоркая камера талантливого оператора Ильи Авербаха превращает изображение в произведение искусства. Музыка композитора Максима Кузниченкова точно усиливает напряжение в кадре. А режиссер Свешников предлагает нам занять свои места, пристегнуть ремни и быть готовыми к неспокойному, но и незабываемому полету.