Опубликовано 15 ноября 2022, 12:22
7 мин.

Архаик и новатор: Ко дню рождения Франсуа Озона

Поделиться:
Архаик и новатор: Ко дню рождения Франсуа Озона

Вспоминаем лучшие фильмы именинника, одного из самых радикальных и одновременно популярных авторов современного кино Франсуа Озона. И пытаемся понять, как он умудрился приучить нас к самым непривычным вещам на свете.

Сексуальность

Озон — редкий автор, внимание к которому привлекли уже первые короткометражные ленты. 15-минутная зарисовка молодого автора «Летнее платье» заставила весь мир внимательно присмотреться к новому имени. Причиной такого шумного успеха была скандальная тема ленты: Озон здесь показывает солнечную, счастливую жизнь пары юношей-гомосексуалов. С этого момента режиссер получил статус культовой, скандальной фигуры — и, с другой стороны, надолго обрек себя на статус нишевого автора, сосредоточенного на ЛГБТ-тематике. В этом русле воспринимались примерно все его первые ленты — и «Крысятник» (где был персонаж-гомосексуал, но все-таки фильм уже выходил за рамки разговора об однополых отношениях), и «Капли дождя на раскаленных скалах». Лишь работа с дивами европейского кино в «Восьми женщинах» и «Бассейне» позволила наконец режиссеру выйти за эти достаточно строгие рамки, а публике — увидеть в его лентах что-то кроме гомосексуальной мелодрамы.

Фильмография Франсуа Озона

Кадр из фильма «Молода и прекрасна»

реж. Франсуа Озон, 2013

Тем не менее сама по себе тема сексуальности остается для Озона всегда ведущей — а для его героев выступает в качестве главной мотивировки поступков, пружины драматического действия. В «Бассейне» героиня Шарлотты Рэмплинг, сухая и мрачная дама, ныряет в мир пылкой чувственности, что приводит к самым трагическим последствиям. В «Пять на два» именно секс оказывается причиной трагического разлада в отношениях героев-супругов. В картине «Молода и прекрасна» главная героиня познает мир, взрослеет и одновременно оказывается навсегда травмированной именно сексуальным опытом. В «Новой подружке» режиссер заводит разговор о гендере и его роли в отношениях между людьми: здесь сексуальность позволяет героине пережить смерть подруги, а вдовцу — потерю молодой жены. Наконец, в «Двуличном любовнике» тема сексуальности по версии Озона обретает самый изысканный и одновременно совершенный вид, рифмуясь с образом двойничества и умножаясь на сложнейший авантюрно-мистический сюжет.

Порой тема сексуальности у Озона разворачивается неожиданным образом — как в ленте «По воле божьей», основанной на реальной истории домогательств священников к юным прихожанам. Фильм был снят и вышел на экраны в разгар скандала, связанного с этим кейсом, церковные иерархи даже выступали против создания картины. Но репутация Озона, его мастерство и умение говорить о сексуальности сыграли свою роль: фильм, с одной стороны, никого ни в чем не убеждает и не обвиняет. С другой же, он выступает в качестве очень убедительного публицистического эссе о тех мрачных и страшных последствиях, которые подавление сексуальности, молчание о ней могут вызвать.

Лучшие фильмы Франсуа Озона

Кадр из фильма «Восемь женщин»

реж. Франсуа Озон, 2001

Так или иначе, именно благодаря теме сексуальности Озон стал важным автором не только в художественном, но и в социальном смысле. Вместе с Педро Альмодоваром режиссер сыграл значимую роль в формировании нового отношения к сексуальности, заставил массовую аудиторию быть терпимой к ее проявлениям, да и просто к чужим странностям и особенностям.

На плечах гигантов

Парадоксальным образом Озон органично совмещает в себе новатора и архаика, ниспровергателя устоев и почитателя кинематографической классики. Мало какой автор в мировом кино так усердно цитировал, вступал в диалог со своими предшественниками. Отношения Озона со старым кино выходят далеко за рамки простого влияния или стилизации, они куда сложнее.

Фильм Франсуа Озона «Капли дождя на раскаленных скалах»

Кадр из фильма «Капли дождя на раскаленных скалах»

реж. Франсуа Озон, 1999

Безусловно, первый в ряду учителей режиссера — Райнер Вернер Фассбиндер, неудобный, скандальный, противоречивый бунтарь, проживший короткую жизнь, снявший несметное число картин и впервые открыто заговоривший в своих картинах о гомосексуальности. Озон в самом начале карьеры снял фильм по его пьесе «Капли дождя на раскаленных скалах». Здесь в фирменной, нервной и взвинченной манере Фассбиндера показана история отношений зрелого господина и его юного любовника, которая оборачивается трагедией для обоих героев и не только для них.

Фассбиндеровский стиль драматургии Озон усвоил хорошо и научился его мастерски воспроизводить в собственных сценариях: его сюжеты и дальше будут развиваться в четырех стенах, страсти будут бушевать и выплескиваться самым парадоксальным образом и через самые неочевидные действия и поступки героев. Вернется Озон к немецкому автору и как к сценаристу — его последняя на сегодняшний день работа «Петер фон Кант» представляет собой весьма точную, пусть и своеобразную, переработку фильма «Горькие слезы Петры фон Кант», а одну из важнейших ролей играет фассбиндеровская дива Ханна Шигулла. Правда, как и следует из названия, пол персонажей здесь изменен: у Озона фигурирует не величественная дама-модельер, а уставший от славы кинорежиссер, его юный любовник-араб и послушный молчаливый секретарь.

«Бассейн» Франсуа Озона

Кадр из фильма «Бассейн»

реж. Франсуа Озон, 2002

Наравне с Фассбиндером еще одна «фигура отца» для Озона — итальянец Пьер Паоло Пазолини. Тоже своеобразная рок-звезда от мира кино, скандалист, поэт, открытый гей, политический активист. Элементы пазолиниевского стиля ярче всего читаются в полнометражном дебюте Озона, «Крысятнике». Хроника падения буржуазной семьи, ее совращения и разложения, одновременно отсылает и к «Теореме» Пазолини, и к «Скромному обаянию буржуазии» Луиса Бунюэля, и вообще к идеям шестидесятых годов, на которых и сам Озон, и большинство его зрителей выросли и были воспитаны. «Бассейн» самим своим названием заставляет вспомнить о классической ленте с Аленом Делоном и Роми Шнайдер.

Фильм «Крысятник»

Кадр из фильма «Крысятник»

реж. Франсуа Озон, 1997

К кинематографической классике отсылают и актеры, с которыми Озон работает и которым дарит новые, неожиданные образы. В «Восьми женщинах» режиссер собрал весь цветник французского кино последних десятилетий: от Катрин Денёв и Даниэль Дарьё до Фанни Ардан и Изабель Юппер. В «Бассейне» и «Под песком» Озон буквально сотворил заново работавшую еще с Антониони британскую звезду Шарлотту Рэмплинг, подарив ей новый облик — сухой дамы в возрасте, в которой вдруг пробуждается неведомая ей самой сторона, темная и страстная.

Такие отношения с классикой ничуть не делают фильмы Озона конвенциональнее и скучнее. Наоборот — стилизация, теплые цвета, милое ретро позволяют ему совершать революции, внедрять в массовую культуру взрывные идеи. Зритель сам не замечает, как благодаря знакомым актерам, привычным цвету и свету усваивает то, что, кажется, принять очень трудно.

Мастер жанра

Несмотря на весь свой радикализм, Озон-драматург оказывается автором ничуть не менее взвешенным и мастеровитым, чем Озон-художник. Его сюжеты всегда построены в самых «зрительских» форматах — триллера или детектива, их жанровые определения однозначны. Чего Озон себе никогда не позволяет, так это высказывания, лишенного динамики, саспенса, темпа. Возможно лишь «Крысятник», который можно окрестить разве что фильмом-катастрофой (и то в рамках весьма отвлеченной поэтической метафоры), останется единственной его работой без четкого жанрового определения. Остальное — сплошь зрительские ленты, которые моментально приковывают к креслу любого, самого скептически настроенного человека.

«Криминальные любовники», «Бассейн», «Двуличный любовник» — образцовые триллеры, которые не на шутку пугают зрителя мрачными образами и заставляют не шевелиться и не дышать до финальных титров. «Восемь женщин», «По воле божьей» и, с некоторыми оговорками, «Лето’85» представляют собой канонические, прямо-таки в лучших традициях Агаты Кристи детективы, пусть и отстраненно-ироничные по отношению к традиции фильма или пьесы-расследования.

Кадр из фильма «Франц»

Кадр из фильма «Франц»

реж. Франсуа Озон, 2016

Обращается Озон и к другим, куда менее зрелищным, но все-таки популярным форматам. В его фильмографии есть военная ретро-драма «Франц», в которой он с помощью черно-белой гаммы, отсылок к «Жюлю и Джиму» Франсуа Трюффо, истории отношений немки и француза говорит о любви, побеждающей страх и вражду. Есть однозначная и пестрая, вполне дефюнесовско-ришаровская комедия «Отчаянная домохозяйка». В ней, с одной стороны, Катрин Денёв показывает свой комедийный талант, умение существовать в формате эксцентрики. С другой, снова жанр Озону нужен, чтобы подсластить пилюлю, поговорить об эмансипации и любви на склоне лет.

Наконец, обращался режиссер и к пышному костюмному жанру, ничуть не менее зрительскому и популярному, чем форматы комедии, триллера или детектива.

Картина Франсуа Озона «Двуличный любовник»

Кадр из фильма «Двуличный любовник»

реж. Франсуа Озон, 2017

С одной стороны, эта любовь режиссера к четким дефинициям, знакомым сюжетным очертаниям, динамике — признак мастерства. Он правда умеет лучше многих голливудских умельцев держать внимание, пугать, оставлять на протяжении полутора часов в напряжении, заставлять вздрагивать и взвизгивать. В европейском кино с ним по этой части мало кто сравнится. С другой же стороны, как и архаика, отсылки к классике, работа с известными и знакомыми большинству зрителей актерами, любовь к форматам — ровно то, что позволяет режиссеру подсластить пилюлю. Говорить о новом, но знакомым, привычным языком. С единственной целью: научить широкие массы, массовую публику смиряться с современностью. Заставить домохозяек и отцов семейств рыдать над историями гей-пар, говорить о сексуальности и ее многообразии, ценить чужие чувства и дорожить каждой хрупкой жизнью. Эстеты, конечно, могут презрительно отзываться о его работах — дескать, слишком конвенциональные, ничего нового ни в драматургии, ни в визуальном решении, сплошь повторения старого. Но роли Озона для современной Европы и современного мира, для современного зрителя и его формирования как личности уже ничто не сможет умалить. Он научил нас плакать и смеяться по-новому. Если кто и сделал жителей Старого Света лучше и человечней в последние десятилетия, то он, скандалист, архаик и новатор в одном лице.

Новое в подписке

Лучшее в подписке