Опубликовано 26 января 2025, 16:35
7 мин.

7 главных киноэкспериментов Стивена Содерберга — от простого до самого дерзкого

Поделиться:
7 главных киноэкспериментов Стивена Содерберга — от простого до самого дерзкого

© Jeremy Chan/Stringer/Getty Images

В отечественный прокат вышел хоррор «Присутствие» — новый проект Стивена Содерберга, в котором классический сюжет о семье, въезжающей в проклятый дом, рассказан от лица призрака. Очередная новаторская идея вынуждает вспомнить карьеру прославленного режиссера, который вот уже 36 лет предпочитает делать что-то новое, а не оставаться в зоне комфорта. Практически каждый проект Содерберга уникален и в разной мере заслуживает статус экспериментального. Субъективно выбрали 7 самых интересных и даже расставили по порядку — от простого до самого смелого пранка.

7-е место: Содерберг снял полуимпровизационный фильм во время круиза — с голливудскими легендами в главных ролях

7 необычных проектов Стивена Содерберга

Кадр из фильма «Пусть говорят»

реж. Стивен Содерберг, 2020

На протяжении всей карьеры Содерберг выпускал фильмы, снятые в сжатые сроки и с помощью доступной техники: от цифровых фотоаппаратов до айфонов. Удивительно, что в такие полупартизанские проекты режиссеру удавалось заманивать не просто известных актеров, а голливудских легенд. Допустим, Мэрил Стрип и Дайэнн Уист (между прочим, пять актерских «Оскаров» на двоих) согласились на участие в драме «Пусть говорят», которую Содерберг решил снять на круизном лайнере Queen Mary 2, следующем через Атлантический океан. На руках у постановщика была лишь история, написанная Деборой Эйзенберг, — остальное пришлось придумывать на ходу. За две недели пути Содерберг, который по традиции выступил оператором, активно мотивировал актеров импровизировать, пока те жили в окружении 2500 других отдыхающих. И ведь творческий хаос не помешал режиссеру — фильм был снят в срок и даже нашел своего зрителя, несмотря на не самый интригующий сюжет о творческом кризисе.

Пусть говорят
Let Them All Talk
Рейтинг: 6.13IMDb: 6.1
Жанры: Драмы, Комедии
2020, 108 мин
США, 18+
Режиссер: Стивен СодербергГлавные роли: Мэрил Стрип, Кристофер Фицджералд, Дайэнн Уист, Джемма Чан, Лукас Хеджес, Кэндис Берген

6-е место: Содерберг создал интерактивное приложение, которое перемонтировал в мини-сериал для HBO

Самые необычные проекты Стивена Содерберга

Кадр из сериала «Мозаика»

реж. Стивен Содерберг, 2018

К 2017 году интерактивное кино было давно сформировавшимся мультимедийным жанром на грани видеоигр и фильмов. Содерберг и сценарист Эд Соломон решили подойти к формату с необычной стороны — оставили игровую механику выбора, но лишили зрителей/игроков возможности менять сюжет. Получилось мобильное приложение «Мозаика» — детектив о расследовании убийства детской писательницы. Пользователи могли переключиться на одного из нескольких героев и следить за развитием событий с разных перспектив, попутно открывая дополнительные материалы вроде электронных писем, голосовых сообщений и полицейских отчетов. Принцип прост: из разных кусочков необходимо собрать мозаику, цельный сюжет, в котором, очевидно, не всё так однозначно. Неслучайно основной идеей Соломона стал принцип, что каждый злодей чувствует себя героем собственной истории. Позже Содерберг перемонтировал проект в линейный мини-сериал, который, конечно, мало чем выделяется на фоне конкурентов. Зато первоначальная версия всегда будет занимать уникальное место в резюме режиссера.

Мозаика
Mosaic
Рейтинг: 6.62IMDb: 6.4
Жанры: Драмы, Криминальное
2018, 1 сезон
США, 18+
Режиссер: Стивен СодербергГлавные роли: Шэрон Стоун, Девин Рэтрей, Гаррет Хедлунд, Фред Уэллер, Дженнифер Феррин

5-е место: Содерберг снял два фильма на айфон

Признанные режиссеры то и дело советуют молодым кинематографистам не тратить время впустую, достать смартфон и начать творить — мол, главный инструмент давно лежит у вас в кармане. Мимо такого совета не мог пройти Содерберг, который и на первоначальном этапе карьеры снимал на недорогие видеокамеры и фотоаппараты, но до айфона добрался далеко не первым (опередили постановщика, например, Шон Бэйкер и Пак Чхан-ук).

Содерберг снял на смартфон два фильма подряд, но сделал это не ради самоутверждения или удешевления производства: за непонятным многим зрителям приемом скрываются интересные художественные решения. Допустим, в триллере «Не в себе» о пациентке психиатрической больницы мобильное изображение с острыми ракурсами и пиксельным шумом усиливало клаустрофобный эффект. А в разговорной драме «Птица высокого полета» об авантюрах баскетбольного агента съемка на айфон создавала интересный контраст между «дешевой», доступной каждому картинкой и миром богачей, которые обсуждают миллионы долларов.

Не в себе
Unsane
Рейтинг: 6.78IMDb: 6.4
Жанры: Ужасы, Триллеры
2018, 93 мин
США, 18+
Режиссер: Стивен СодербергГлавные роли: Клэр Фой, Джошуа Леонард, Джей Фэро, Джуно Темпл, Эми Ирвинг, Эйми Маллинз

4-е место: Содерберг выпустил фильм одновременно в кинотеатрах, на кабельном канале и на DVD

Экспериментальные работы Стивена Содерберга

Кадр из фильма «Пузырь»

реж. Стивен Содерберг, 2005

Между «Двенадцатью» и «Тринадцатью друзьями Оушена» Стивен Содерберг снял на цифровую камеру малобюджетную драму «Пузырь» с непрофессиональными актерами, что уже заслуживает причисления к списку главных экспериментов режиссера. Впрочем, самым радикальным и смелым шагом стала новая модель дистрибуции фильма — Содерберг одновременно выпустил «Пузырь» в кинотеатрах и на кабельном канале, а через пару дней и на DVD. Режиссеру, который на протяжении всей карьеры пытался саботировать устоявшиеся голливудские правила и стандарты, хотелось сломать привычную модель киновыпуска.

Как известно, в этом преуспеет пандемия коронавируса лишь через полтора десятилетия, но опять же дальновидность и прогрессивные идеи Содерберга заслуживают уважения. Кстати, режиссер даже придумал идеальную аналогию в качестве контраргумента владельцам кинотеатров, которые боялись, что модель уничтожит привычный прокат. Содерберг тогда заявил: «Возможность взять еду на вынос не уничтожила ресторанный бизнес». И ведь не поспоришь.

Пузырь
Bubble
Рейтинг: 5.89IMDb: 6.6
Жанры: Артхаус, Драмы, Криминальное
2005, 70 мин
США, 16+
Режиссер: Стивен СодербергГлавные роли: Лори Ли, Дастин Джеймс Эшли, Омар Кауэн, Debbie Doebereiner, Филлис Уоркмэн

3-е место: Содерберг превратил порноактрису Сашу Грей в кинозвезду

Фильм «Девушка по вызову»

Кадр из фильма «Девушка по вызову»

реж. Стивен Содерберг, 2009

В 2009 году Содерберг решил снять вдохновленную «певцом некоммуникабельности» Микеланджело Антониони драму о том, что человеческий контакт — дорогое в наше время удовольствие. Экономический тезис режиссер решил обосновать через историю об элитной секс-работнице с Манхэттена, которая за нужную сумму дарит клиентам не просто интим, а настоящую близость. На фоне разворачиваются важнейшие для истории США президентские выборы 2008 года и всемирный экономический кризис, которые подкрепляют режиссерскую идею о том, что в XXI веке всё решают деньги: ты либо покупаешь, либо продаешься. На главную роль Содерберг взял Сашу Грей, одну из самых популярных порноактрис того времени. Решение стало провокационным и вызвало возмущение у прессы и зрителей, но Содерберг объяснял свой выбор тем, что Грей благодаря опыту в порно ведет себя одновременно уверенно и расслабленно в сексуальных и просто эротических сценах. Добиться идентичного результата от профессиональной актрисы было очень сложно.

Девушка по вызову
The Girlfriend Experience
Рейтинг: 5.24IMDb: 5.5
Жанр: Драмы
2009, 73 мин
США, 16+
Режиссер: Стивен СодербергГлавные роли: Саша Грэй, Крис Сантос, Филип Эйтан, Т. Колби Трэйн, Питер Зиззо, Рон Стейн

2-е место: Содерберг снял крупнобюджетное медленное кино

«Че: Часть первая. Аргентинец»

Кадр из фильма «Че: Часть первая. Аргентинец»

реж. Стивен Содерберг, 2008

В середине нулевых Содерберг согласился поставить проект мечты Бенисио Дель Торо — масштабный байопик революционера Че Гевары, над которым актер работал почти десять лет. В какой-то момент к режиссуре даже удалось привлечь Терренса Малика, но тот решил покинуть проект. Содерберг занял место именитого коллеги и сразу понял, что хочет снять крупнобюджетный и нетипичный байопик, еще и на испанском — коммерчески невыгодным — языке. В итоге получился «Че» — четырехчасовой и состоящий из двух частей эпик о военных кампаниях на Кубе и в Боливии, которые обессмертили миф вокруг Гевары.

Во время релиза картину высоко оценили в первую очередь за полный нюансов, лишенный оскаровских трюков и практически прожитый на экране перформанс Дель Торо. Во вторую — за использование революционной цифровой камеры Red One с изображением, едва отличимым от пленки, которая вскоре станет новым стандартом в индустрии. И лишь энтузиасты и фанаты Содерберга поняли, насколько «Че» — самобытный проект: с бюджетом в 58 миллионов долларов режиссер создал не блокбастер, а фестивальное медленное кино — поэтичное, честное и очень красивое. Для кого-то о том, как солдаты бесцельно блуждают по джунглям и реалистично убивают друг друга, для других — о том, как умирает революция, но остается надежда. В конце концов, фильм стоит ценить и за ироничную фиксацию Содерберга на партизанской войне — чем-то похожим постановщик занимается в Голливуде и по сей день.

Че: Часть первая. Аргентинец
Che, Part One
Рейтинг: 6.8IMDb: 7.2
Жанры: Драмы, Военное, Биографии
2008, 134 мин
США, Франция, 18+
Режиссер: Стивен СодербергГлавные роли: Бенисио Дель Торо, Демиан Бичир, Сантьяго Кабрера, Владимир Крус, Джулия Ормонд, Хорхе Перугоррия

1-е место: Содерберг снял метакомедию о Голливуде — сразу после самого успешного этапа в карьере

«Во всей красе» Стивена Содерберга

Кадр из фильма «Во всей красе»

реж. Стивен Содерберг, 2002

Первый фильм 26-летнего Содерберга, «Секс, ложь и видео», был отмечен «Золотой пальмовой ветвью» Каннского фестиваля и сценарной номинацией на премию «Оскар». О лучшем дебюте можно было только мечтать. Большинство молодых режиссеров сразу после триумфа с радостью бы отправились в Голливуд и прогнулись под студийное кино — Содерберг же практически саботировал карьеру. Следующие пять картин, как отмечает сам режиссер, никто не посмотрел, а он сам чудом остался в индустрии.

В конце 1990-х Содерберг начал снимать голливудское кино и довольно быстро преуспел — в 2001 году выиграл режиссерский «Оскар» за «Траффик» и выпустил «Одиннадцать друзей Оушена», собравших в прокате 450 миллионов долларов. Кто в таких условиях начнет протестовать и вновь саботировать карьеру? Стивен Содерберг! В 2002 году режиссер выпустил сатирическую метакомедию «Во всей красе», размывающую грань между реальностью и вымыслом. Картина была частично снята на полулюбительскую камеру с Дэвидом Духовны, Кэтрин Кинер, Джулией Робертс и Брэдом Питтом в главных ролях. Современники не оценили смелые попытки Содерберга сконструировать запутанный сюжет с «фильмом внутри фильма» и высмеять голливудский цинизм. Зато полтора десятилетия спустя зрители отметили желание режиссера поглумиться над самим Харви Вайнштейном, который, кстати, и спродюсировал фильм.

Новое в подписке

Лучшее в подписке