5 забавных фактов о братьях Коэн — великом дуэте режиссеров, который изменил американское кино
В 2024 году Коэны отмечали сразу два важных юбилея: старшему брату Джоэлу исполнилось 70 лет, а дебютному фильму режиссеров, нео-нуару «Просто кровь», — 40. А 18 января дебютную работу постановщиков показали на фестивале «Сандэнс». В ожидании новостей о картинах титанов американского кино мы прошерстили богатую биографию братьев Коэн и выбрали пять интересных фактов и историй о фильмах, репутации и жизни дуэта.
К сожалению, из списка праздничных событий пришлось исключить долгожданное воссоединение — сообщалось, что Коэны впервые за шесть лет поработают вместе над безымянным хоррором. Реюнион отложили, потому что братья вовсю заняты сольными проектами. Итан в 2025-м вместе с женой Тришей Кук выпустит вторую часть трилогии категории B, которая началась с триллера «Красотки в бегах». Подробностей о новом фильме Джоэла пока нет, но известно, что постановщик отложил воссоединение ради этого проекта.
Дружба с Сэмом Рэйми помогла братьям в начале карьеры
Джоэл познакомился с Рэйми в 1981 году, когда помогал Эдне Рут Пол монтировать дебютный фильм режиссера — хоррор «Зловещие мертвецы». Общение быстро переросло в дружбу и своеобразное менторство: Коэны вдохновились не только успехом молодого постановщика, но и его смелыми продюсерскими и художественными решениями. Во-первых, братьям понравилась идея Рэйми снять короткометражный фильм «В лесах», чтобы найти финансирование для «Зловещих мертвецов». Коэны решили поступить практически также — сняли фейковый трейлер к дебютному фильму «Просто кровь», который передавал задуманную братьями зловещую нуарную атмосферу. В итоге идея помогла найти финансирование. Во-вторых, Коэны решили не мелочиться и позаимствовали у Рэйми впечатляющую манеру съемки трясущейся камерой, которая как бы передавала перспективу потусторонних сил. Кадры с использованием техники попали не только в «Просто кровь», но и в комедию «Воспитание Аризоны».
Сэм Рэйми и Коэны вместе поработали над черной комедией «Волна преступности» 1985 года, которая провалилась в прокате, но не разрушила творческий союз и обоюдное признание. Позже постановщики появились в камео в фильмах друг друга: Джоэл и Итан — в «Человеке тьмы», а Сэм — в «Перекрестке Миллера». В 1994 году братья Коэн срежиссировали эксцентричную комедию «Подручный Хадсакера», сценарий к которой совместно с Рэйми написали в первые годы дружбы, в середине 1980-х.
Коэны назвали продюсерскую компанию в честь аптеки
В 2000-м Джоэл и Итан основали собственную кинокомпанию и назвали ее Mike Zoss Productions. Постановщики, которые обожают референсы, не могли пройти мимо важного события и оставили в названии отсылку, но не на классику мирового кинематографа, а на собственное детство. В 1950-х братья проводили свободное время в аптеке Mike Zoss Pharmacy, поэтому ностальгия взяла верх. Кстати, у аптеки даже есть камео в «Старикам тут не место» — подстреленный Антон Чигур взрывает машину как раз напротив Mike Zoss Pharmacy, чтобы воспользоваться суматохой и забрать лекарства и препараты для обработки ранения.
Правило Гильдии режиссеров стоило братьям нескольких наград и номинаций
Если проверить титры ранних фильмов братьев Коэн, то можно заметить странную особенность: оба отмечены сценаристами (на самом деле еще и монтажерами, но под общим псевдонимом Родерик Джейнс), но в графе режиссер стоит лишь имя Джоэла, а продюсером значится Итан.
Дело не в том, что Итан не появлялся на съемочной площадке и полностью доверил съемки старшему брату. Просто раньше Гильдия режиссеров не разрешала указывать нескольких человек постановщиками и нехотя шла на уступки. Из-за этой формальности братьям пришлось распределять обязанности в титрах.
Всё изменилось в 2004 году — в черной комедии «Игры джентльменов» оба брата наконец-то были указаны как режиссеры фильма. Справедливость была восстановлена на важный юбилей — к тому моменту Коэны работали в индустрии 20 лет. Другими словами, в течение двух десятилетий братья не получали награды и номинации на крупные награды по достоинству. Допустим, Итана не номинировали на «Оскар» за режиссуру «Фарго», а Джоэла, соответственно, за продюсирование картины. Но это лишь номинации — больше всего всё же не повезло Итану: фильмы братьев («Бартон Финк», «Фарго», «Человек, которого не было») рекордные три раза выигрывали награду за режиссуру на Каннском кинофестивале. Каждая была записана на Джоэла.
Коэны придумали сюжет «Плохого Санты»
Известно, что братья дорожат своими сценариями при съемках: допустим, запрещают актерам импровизировать, потому что при написании очень много времени уделяют ритму реплики и комедийному таймингу. Зато спокойно отдают готовые сценарии другим постановщикам («Гамбит», «Субурбикон», «Шпионский мост»). Оказывается, Коэны щедры и на идеи.
В 2002 году Джоэл и Итан придумали концепт «Плохого Санты» — черной комедии об отвратительном герое на пути к исправлению. Основным источником вдохновения стала недооцененная спортивная комедия «Несносные медведи» 1976 года о тренере с алкозависимостью. Коэны не стали писать сценарий самостоятельно и поручили его Гленну Фикарру и Джону Рекуа, после чего добавили от себя парочку пошлых шуток.
Результат возмутил студию Universal Pictures, руководство которой посчитало фильм антирождественским, недетским, мизогинным и грязным. Зато Боб Вайнштейн решил рискнуть и профинансировал съемки. Братья Коэн указаны в титрах лишь как исполнительные продюсеры.
Актеры мечтают поработать с Коэнами — и ради этого готовы на подвиги
Во время кастинга черной комедии «Фарго» Уильям Х. Мэйси проходил прослушивание на небольшую роль, но Коэнам настолько понравился актер, что они решили дать ему возможность прочитать партию Джерри, одного из главных героев. Мэйси понял, что это его шанс, поэтому немедленно полетел в Нью-Йорк, где проходили пробы, и заявил Джоэлу и Итану, что роль должна достаться именно ему. Актер убедил постановщиков железным аргументом: «Я боюсь, что вы облажаетесь и возьмете кого-нибудь другого». Естественно, напор Мэйси не остался без внимания. Позже Итан вспоминал, что роль Джерри была одной из самых сложных в фильме, ведь необходимо было сыграть одновременно наивного, но зловещего героя.
Когда Джоэл и Итан начали работу над адаптацией романа Кормака МакКарти «Старикам тут не место», то представляли себе, что роль инфернального убийцы Антона Чигура исполнит Хавьер Бардем, а Хит Леджер перевоплотится в Льюэлина Мосса, которому не повезло найти кейс с деньгами. Если испанского актера со временем удалось убедить сыграть в триллере, то Леджер сразу отказался от участия из-за рождения дочери. Джош Бролин мечтал заполучить роль, но уговорить Коэнов было не так уж и просто — постановщики несколько раз отказывали актеру в прослушивании. На помощь пришли Квентин Тарантино и Роберт Родригес, с которыми Бролин работал над «Грайндхаусом». Дуэт записал актеру пробы, которые в итоге убедили Коэнов встретиться с Бролином. Запись лишь недавно появилась в сети.
Главный подвиг всё равно принадлежит Биллу Мюррею — актер согласился озвучить «Гарфилда» в одноименном фильме 2004 года из-за нелепой ошибки. Мюррей увидел, что руку к написанию сценария приложил сам Джоэл Коэн, — этого было достаточно, чтобы поучаствовать в сомнительном проекте. Лишь позже актер понял, что его подвела собственная невнимательность: сценарий писал не Joel Coen, а Joel Cohen, придумавший среди прочих «Историю игрушек».