10 великих российских режиссеров анимации, мультфильмы которых вы никогда не забудете
8 апреля 1912 года состоялась премьера первого российского мультипликационного фильма «Прекрасная Люканида» пионера кукольной анимации Владислава Старевича. Начиная с 2022 года дата получила официальный статус Дня российской анимации. Вспоминаем о 10 отечественных аниматорах, чьи фильмы и заслуги высоко оценены во всем мире.
Владислав Старевич (1882–1965)
Переоценить вклад Владислава Старевича в анимацию невозможно — уже в 1910-х годах он практически в одиночку (с помощью жены Анны Циммерманн) открыл миру волшебство кукольной анимации. Создавая объемные пародии о приключениях жуков-рогачей, Старевич часто шутил, что занимается дрессировкой насекомых, а затем просто снимает их на камеру. Он никогда не раскрывал секреты своих фильмов, предпочитая трепетно охранять статус волшебника, способного оживлять жуков. Со временем, помимо насекомых, у Старевича стали появляться антропоморфные куклы, а кроме пародий — сказки, сновидения и, наконец, полнометражная судебная драма «Роман о лисе», работа над которой велась почти 10 лет. Фильм и сейчас вызывает восторг: в глазах кукольных героев Старевича видна жизнь, на их лицах — целая палитра эмоций, а грудь их то и дело высоко вздымается, имитируя дыхание. Подумать только, и этот шедевр был создан почти 85 лет назад!
Александр Птушко (1900–1973)
Владислав Старевич был первым, кто задумал полнометражный кукольный фильм, но в реализации плана его опередил другой, не менее важный представитель анимации — российско-украинский режиссер Александр Птушко. В 1935 году, когда Старевич уже несколько лет находился в процессе создания «Рейнеке-лиса», Птушко представляет «Нового Гулливера» — кукольную мультипликационную картину, созданную по мотивам романа Джонатана Свифта, в которой наряду с многочисленными (от 1500 до 3000) куклами играл живой актер. Считается, что именно этот фильм оказал влияние на становление чешской школы мультипликации, — новаторские методы комбинированных съемок стали точкой отсчета для многих начинающих аниматоров того времени. Успех «Нового Гулливера» позволил Птушко открыть собственное художественно-производственное объединение объемной мультипликации на «Мосфильме». Среди наиболее известных работ автора: «Лиса и волк», «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Веселые музыканты».
Зинаида и Валентина Брумберг (1900–1983)
Но не только мужчины строили мир отечественной анимации. Сестры Зинаида и Валентина Брумберг, родившиеся с разницей всего в один год, обучались азам мультипликации в художественных мастерских ВХУТЕМАСа и в экспериментальной мастерской ВГИКа, а в 1936 году пришли работать на только что открывшийся «Союзмультфильм». Наиболее важными их работами стали сатирическая картина в стиле детского рисунка «Большие неприятности», мультфильмы «Федя Зайцев», «Три толстяка», «Храбрый портняжка», «Кот в сапогах», «Капризная принцесса» и «Кентервильское привидение». Знаменитые адаптации повестей Гоголя «Пропавшая грамота» и «Ночь перед Рождеством» появились на свет тоже благодаря талантливым сестрам. Работы Брумберг стали классикой советской мультипликации.
Иван Иванов-Вано (1900–1987)
Сестры Брумберг и Иван Иванов-Вано учились в одной мастерской во ВГИКе. Их первые шаги в анимации тоже были совместными — дебютной работой, которую доверили молодым авторам, были заготовки для «Китая в огне» (1925) — первого советского полнометражного мультфильма, вышедшего в большой прокат. Чуть позже Иванов-Вано создал первый советский мультфильм для детей по сказке Корнея Чуковского «Крокодил». Картина получила название «Сенька-африканец» и включала в себя, помимо анимации, документальные кадры. Иванов-Вано был одним из тех мультипликаторов, кто выступал против стремительно распространяющегося тогда курса на «диснеевщину» — свои фильмы он предпочитал ставить по русским сказкам, используя классический подход («Конек-горбунок», «Гуси-лебеди», «Сказка о мертвой царевне», «Снегурочка», «Двенадцать месяцев»). Сам Уолт Дисней высоко ценил работы Иванова-Вано и даже использовал его мультфильмы в качестве учебного пособия.
Лев Атаманов (1905–1981)
Российско-армянский режиссер Лев Атаманов учился в мастерской у одного из ключевых советских кинематографистов — Льва Кулешова. После окончания обучения работал на кинофабрике «Госвоенкино», после чего стал режиссером киностудии «Союзмультфильм». Чаще всего он использовал технику «эклер», которая подразумевает съемку живого актера на пленку, после чего изображение переносится на целлулоид. Это позволяет достигать реалистичности и плавности движений. Атаманов часто создавал фильмы по мотивам русских, армянских, китайских, индийских, датских сказок. Среди его самых известных работ: «Аленький цветочек», «Золотая антилопа», серия фильмов «Котенок по имени Гав» и «Снежная королева». Кстати, именно просмотр «Снежной королевы» повлиял на решение знаменитого основателя студии Ghibli Хаяо Миядзаки заниматься анимацией!
Федор Хитрук (1907–2012)
В 1940 году во ВГИКе открываются четырехмесячные курсы мультипликаторов, и одним из первых студентов пробного набора становится начинающий аниматор Федор Хитрук. После войны Хитрук работает на студии «Союзмультфильм» в качестве мультипликатора, а с 1961 года получает статус режиссера. Его первый фильм «История одного преступления» (1962) стал настоящим открытием для отечественной анимации — картина и сегодня считается началом нового стиля в советской мультипликации, отличного от канона тех лет, похожего на диснеевский. Большинство зрителей знают Хитрука как создателя легендарного цикла рисованных мультфильмов о Винни-Пухе, основанного на одноименной сказке Алана Милна. В 1976 году за работу над фильмом Хитрук был удостоен Государственной премии СССР.
Гарри Бардин (р. 1941)
Гарри Бардин известен работами в жанрах пластилиновой и кукольной мультипликации. Как и многие режиссеры, оставившие след в истории отечественной анимации, Бардин работал на киностудии «Союзмультфильм», где за 15 лет снял 15 фильмов, отмеченных многочисленными призами как в СССР, так и за рубежом. Среди его наград — «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля («Выкрутасы») и пять кинопремий «Ника». Бардин не делит свою аудиторию на взрослых и детей — он верит, что к мультфильмам, просмотренным в детстве, всегда хочется вернуться. «Летучий корабль», «Гадкий утенок», «В синем море, в белой пене…» и «Чуча» — только услышав эти названия, хочется бросить все дела и отправиться в большое путешествие по волнам ностальгии.
Юрий Норштейн (р. 1941)
Юрий Норштейн тоже создал большую часть своих мультфильмов, работая на студии «Союзмультфильм». В начале карьеры, после окончания двухгодичных курсов, Норштейн работал с уже упомянутым режиссером Иваном Ивановым-Вано. В 1968 году — за семь лет до культового «Ежика в тумане» — Норштейн выпустил свою дебютную работу в соавторстве с другим аниматором Аркадием Тюриным «25-е — первый день». Фильм был создан на основе произведений советских художников первых лет революции — Лентулова, Альтмана, Петрова-Водкина и других. В 1979 году Норштейн закончил производство «Сказки сказок» — волшебной красоты лабиринта из прошлого и будущего, реальности и вымысла, детства и зрелости. Фильм получился во многом новаторским, его сравнивали с лучшими работами Андрея Тарковского, Пабло Пикассо и разными видами японской живописи. Чаще всего Юрия Норштейна вспоминают как создателя «Ежика в тумане», но мы настоятельно рекомендуем обратиться к «Сказке сказок» и лишний раз убедиться в гениальности знаменитого аниматора.
Константин Бронзит (р. 1965)
Режиссер анимационных фильмов и актер озвучания Константин Бронзит учился на Высших режиссерских курсах у Федора Хитрука, Юрия Норштейна, Андрея Хржановского и Эдуарда Назарова. С 1999 года он работает на студии анимационного кино «Мельница» в Санкт-Петербурге, где в качестве главного консультанта и художественного руководителя принимал участие в работе над известным полнометражным анимационным фильмом «Карлик Нос». Именно благодаря Бронзиту на свет появился теперь уже культовый анимационный фильм «Алеша Попович и Тугарин Змей», где автор также озвучил одного из главных героев, Тугарина Змея. Наивысшим признанием мастерства автора стали две номинации на «Оскар» за мультфильмы «Уборная история — любовная история» и «Мы не можем жить без космоса», которые покорили сердца зрителей и критиков по всему миру.
Саша Свирский (р. 1980)
Российский мультипликатор Саша Свирский — один из самых талантливых современных авторов в области экспериментальной анимации. Начиная с 2008 года он создал более 30 авторских короткометражных фильмов, чаще всего обращаясь к методу импровизации. В то же время Свирский продолжает разрабатывать свой визуальный язык, используя подручные материалы для создания в том числе графических работ и коллажей. С 2013 года все его работы создаются в соавторстве с женой и продюсером Надеждой Свирской. Среди наиболее известных фильмов режиссера: «9 способов нарисовать человека», «Мой галактический двойник Галактион» и «Вадим на прогулке». Премьеры двух последних состоялись на Берлинском международном кинофестивале в конкурсе короткометражных фильмов.