10 клипмейкеров, ставших режиссерами: От Финчера до Кватании
По подписке Okko стоит посмотреть режиссерский дебют Ладо Кватании — мрачный и непредсказуемый триллер «Казнь». Кватания известен как постановщик клипов Хаски, Оксимирона, Дельфина, Манижи и не только. Вспоминаем других режиссеров, которые начинали карьеру со съемок музыкальных клипов, и советуем по одному фильму и одному клипу каждого.
Антон Корбайн
Ни один клипмейкер не проходил настолько длинный путь к большому кино, как голландец Антон Корбайн. Как и для многих других мастеров музыкального видео, судьбоносной для него была встреча с рок-музыкой. С отцовским фотоаппаратом Корбайн ходил на концерты любимых групп и снимал их выступления, а вскоре его снимки уже покупали журналы и газеты. Не прошло и пары лет, как Корбайн уже стал официальным хроникером великого рок-н-ролльного надувательства: снимал Joy Division и Depeche Mode, Public Image Limited и U2. Голландец не только снимал их портреты и концерты, но и оформлял альбомы: каждый человек на Земле хоть раз видел его работы.
Конечно, без клипов тоже не обходилось — музыкальные видео входили в обязанности придворного портретиста его величества рока. Тем неожиданнее и одновременно логичнее был переход культового фотографа в мир кино: в 2007 году он снял игровую биографию одного из своих героев, Иэна Кертиса, мрачную драму «Контроль». А потом с головой окунулся в мир яркого, острого жанрового кино, сосредоточившись на шпионских триллерах и показав высший класс в «Американце» и «Самом опасном человеке».
Лассе Халльстрём
Пока в Лондоне Антон Корбайн снимал рок-звезд, чуть севернее, в Стокгольме, его коллега Лассе Халльстрём выступал в качестве придворного клипмейкера и фотографа группы ABBA. Он снял едва ли не все без исключения клипы королей диско, да еще и полнометражный фильм об их феномене — так что может с полным на то основанием считаться пятым участником команды.
После распада группы Халльстрём занялся детским кино — экранизировал Астрид Лингдгрен («Мы все из Бюллербю») и подростковую прозу Рейдара Йенссона («Моя собачья жизнь»). Но настоящую славу обрел уже в Новом Свете, когда снял культовую драму «Что гложет Гилберта Грейпа» с юными Джонни Деппом и Леонардо ДиКаприо.
Мишель Гондри
Один из первых видеоартистов, построивших карьеру на музыкальных клипах, Мишель Гондри выработал свой особый, узнаваемый, фантазийный стиль. Начав с коротких музыкальных видео для собственной группы Oui Oui, вскоре он уже добился благосклонности самой Бьорк, а затем и вся передовая сцена девяностых отметилась совместными работами с Гондри.
А в новый век он вошел уже с полнометражными игровыми работами. Его характерные приемы — изобретательные, броские, фантастические — стали уже не просто эффектами для коротких зарисовок. В «Вечном сиянии чистого разума», «Науке сна» и «Перемотке» романтика, пестрые трюки, парадоксальные, но запоминающиеся аналогии превращают любую историю в невероятную волшебную сказку, наполненную абсурдом, черным юмором и феноменальным творческим азартом.
Дэвид Финчер
Автор «Семи», «Бойцовского клуба» и «Исчезнувшей» тоже начинал как клипмейкер. Кроме прорывных и наглых рекламных роликов (достаточно вспомнить социальную зарисовку о вреде курения, в которой эмбрион курит), он снимал музыкальные видео для таких звезд, как Майкл Джексон, Мадонна и Aerosmith. В этих броских клипах он отточил свой фирменный стиль, научился мастерски создавать на экране мрачную и декадентскую атмосферу.
Формально прыжок режиссера от музыкальных видео и рекламы к культовой саге «Чужой» выглядит неожиданным прорывом. Но если вдуматься, всё более чем логично: в коротком формате Финчеру всегда было тесновато, режиссеру хотелось больших проектов, масштабных историй и полифонических действий. Видеоформат же был только дорогой — и даже не слишком долгой — к заслуженным блокбастерам и триллерам.
Спайк Джонз
Путь автора «Быть Джоном Малковичем» и «Адаптации» в большое кино был непростым и долгим. В киноиндустрию он пришел из фотографии и коротких музыкальных видео. В юности урожденный Адам Шпигель много тусовался с модниками-скейтбордистами и снимал их трюки, сперва на фотоаппарат, а затем и на камеру. А контркультура ведь вещь такая, что за одним ее явлением неизбежно тянется другое. Так что за публикациями в специализированных изданиях последовали видео для популярных групп — от Sonic Youth до Daft Punk.
В отличие от Гондри и Финчера, переходом от клипов к полному метру Джонз обязан не только собственному чувству стиля и владению эффектными приемами, но и судьбоносной встрече со сценаристом Чарли Кауфманом. Его фантазийные сюжеты о творческих муках оказались первоклассным материалом для формальных трюков и игр. Они не только подарили Джонзу мировую славу, но и позволили режиссеру нащупать собственную манеру, в которой он легко и органично существует по сей день.
Квентин Дюпьё
Настоящая икона контркультуры, Квентин Дюпьё снимал клипы не для мировых звезд, а для самого себя. Совершенно случайно молодой музыкант познакомился с иконой френч-хауса Лораном Гарнье, и тот подписал его на свой передовой лейбл. Не прошло и года, как из каждого утюга заиграла бойкая вещица Дюпье Flat Beat, сам музыкант обрел славу под псевдонимом Mr Oizo, а незамысловатый клип, в котором желтый пес деловито слушает любимые треки в офисном кабнете, как сейчас бы выразились, завирусился. А спустя 10 лет Дюпьё созрел для того, чтобы снять полнометражный фильм. Но духу не слишком отличающийся от клипа на Flat Beat: такой же хулиганский, простой и броский.
Его прорыв под названием «Шина» был жизнеописанием опасного маньяка, обладающего странной особенностью: он — обычная автомобильная покрышка. Дальше Дюпьё этому стилю не изменял никогда. Режиссер как никто умеет создавать магию буквально из ничего, на чистой фантазии и дерзости. Кинематографист ищет идеальный крик («Реальность»), модная куртка повелевает хозяином («Оленья кожа»), два придурка находят гигантскую муху и хотят на ней разбогатеть («Жвалы»), обычный допрос в полиции превращается в нескончаемый поток абсурда («На посту!»). И это еще далеко не всё.
Ричард Айоади
Конечно, называть Ричарда Айоади всего лишь клипмейкером — на какой бы то ни было стадии его карьеры — было бы просто оскорбительно. Все-таки он настоящий человек возрождения. Актер и шоумен, комик и трикстер — Айоади любые рамки тесны, даже такие вольные, как клиповые. Тем не менее одновременно с актерской карьерой на телевидении он охотно брался за производство клипов для дружественных команд — а таковых было много: от AC/DC до Arctic Monkeys. И для обеих групп он, кстати, снимал концертные фильмы.
Зато когда Айоади взялся за полный метр и сделал «Субмарину», сразу стало ясно: и шоуменство, и актерство, и клипы были лишь разминкой перед демонстрацией главного аттракциона. Трогательной, смелой, фантазийной истории о подростке и о мире, который он легким движением руки превращает в яркое зрелище. А за ней последовала вольная киноадаптация «Двойника» Достоевского с Джесси Айзенбергом в главной роли.
Джонатан Глейзер
Клипы были отменной киношколой и еще для одного мастера музыкальных видео, перековавшихся в режиссеры, Джонатана Глейзера. В 90-е он работал на BBC и занимался производством рекламы и документальных лент. А вскоре погрузился с головой в британскую независимую сцену — снял для Massive Attack клип Karmakoma, который мгновенно сделал его востребованным и подарил Глейзеру статус звезды музыкальных телеканалов.
Так что в новый век режиссер вошел уверенной и легкой походкой — с наглым, смелым, дерзким фильмом «Сексуальная тварь» под мышкой. Из клипов Глейзер позаимствовал радикальные визуальные фокусы, эффектные панорамы, парадоксальные ходы — и сделал всё это своим фирменным инструментарием. Который одинаково здорово работает и в «Сексуальной твари», и в мистической драме со Скарлетт Йоханссон«Побудь в моей шкуре».
Йонас Окерлунд
В юности швед Йонас Окерлунд, как и многие его ровесники, играл в группе. Рубил трэш-метал с друзьями — только, в отличие от коллег, умел еще и снимать выступления на камеру, а также монтировать из остнятого материала лихие и запоминающиеся клипы. Оглянуться не успел, как уже получал заказы не только от длинногривых земляков, и даже от Мадонны и Кристины Агилеры.
Хотя уже 20 лет Окерлунд уверенно работает в кино и снимает триллеры (самый известный из которых — «Полярный» с Мадсом Миккельсеном), о музыке он, в отличие от многих своих сотоварищей, не забывает, снимая время от времени концерты Rammstein и других исполнителей.
Ладо Кватания
Как и многие его коллеги, Ладо Кватания начинал не с полного метра, а с рекламы и клипов — и заслужил даже большую популярность, чем любой его коллега с обширной и серьезной фильмографией. Ролики для «Ленинграда», Оксимирона, Noise MC и других исполнителей у него получались действительно броскими и запоминающимися. Достаточно сказать, что клип на «Иуду» рэпера Хаски быстро обрел скандальную славу, а затем вовсе был запрещен к показу в России. А в кровавом и метафоричном клипе на песню «Реванш» того же Хаски снялись актеры из «Петровых в гриппе»Кирилла Серебренникова.
Так что к полнометражному дебюту, триллеру «Казнь», Кватания пришел уже зрелым мастером с узнаваемым почерком и громким именем. Да и материал подобрал что надо: леденящая душу история маньяка, одна из жертв которого чудом выжила. Получилось не менее ярко и провокационно, чем в музыкальных видео, но больше, объемнее, круче.