«Звезда родилась», «Одиннадцать друзей Оушена» и другие ремейки, которые не уступают оригиналу
Ремейки в кино так же неминуемы, как и постановка одной и той же пьесы в театре. Но с ними сложнее, ведь они в первую очередь отсылают не к оригинальному тексту, но к оригинальному фильму. А вот тексты, наоборот, могут быть разными, как и герои, жанры и финалы. Каждый из ремейков преследует свои цели: это может быть дань уважения автору, пересмотр классики или просто коммерческий проект. Один раз мы уже рассказывали об отличных ремейках, но уж слишком это необъятная тема. Предлагаем еще несколько ремейков, которые схожи в одном — все они достойны вашего времени и внимания.
Когда в 1932 году Говард Хоукс представил публике «Лицо со шрамом», фильм не просто потряс публику сценами насилия, выразительными героями и трагедийным масштабом происходящего, но и стал образцом жанра, который на многие десятилетия определил облик гангстерского кино. Главный герой Хоукса писался с настоящего американского гангстера Аль Капоне, и перед выходом фильма в прокат Капоне лично отсматривал материал. Ему всё очень понравилось. Когда Брайан Де Пальма решил сделать ремейк старой картины, ему не нужны были никакие реальные прототипы, он работал с кинолегендой.
У создания ремейков может быть много функций, Де Пальму явно интересует не только блестящая история и гангстерский жанр, на котором он еще собаку съест (вспомните хотя бы сделанные позже «Черную орхидею» и «Роковую женщину»), но и перенос материала в настоящее время, в 1980-е. Его ремейк фокусируется на переосмыслении материала оригинального фильма при помощи сегодняшней повестки. Это не просто жутко интересный опыт для социологов и киноведов, но и отличная возможность зрителям насладиться давнишней историей, адаптированной под окружающую реальность. Правда, уже и версию 1983 года можно считать устаревшей, не зря же в 2020-м Лука Гуаданьино задумал сделать новую версию «Лица со шрамом». Лента в итоге не вышла, но на примере «Суспирии» можно уверенно сказать, что с ремейками итальянский режиссер работать умеет.
А вот «Одиннадцать друзей Оушена» снимались, пусть и с уважением к оригиналу, но со вполне коммерческими намерениями: ограбление казино, которое стоит в центре сюжета, по-прежнему будет интересно зрителям, а вот способ подачи полувековой давности уже устарел — нужно делать новый фильм для современной аудитории. Это и есть, пожалуй, самая частая предпосылка для создания ремейка. Впрочем, ничего дурного в ней нет, особенно если ремейк попадает в руки такого талантливого режиссера, как Содерберг.
Новая версия «Одиннадцати друзей Оушена» переносит действие в настоящее время, причем историю эту несколько изменяет. Бывшие десантники превращаются в мошенников, корректируются и детали операции: за полвека меняется не только способ съемки, но и охранные механизмы. Но сердце фильма — развернутое ограбление-аттракцион, — конечно, остается неизменным, как остается неизменным в Голливуде и принцип подбора актеров. Если в версии 1960 года главную парочку играли звезды своего времени — Фрэнк Синатра и Энджи Дикинсон, то у Содерберга в 2001-м это Джордж Клуни и Джулия Робертс. Хотя для чествования звезд в Голливуде есть свой любимый сюжет для ремейков.
Фильм «Звезда родилась» по количеству ремейков может потягаться с шекспировскими повестями. Для киноиндустрии сюжет особенно дорог, потому что рассказывает историю успеха, ту самую, что привлекает в шоу-бизнес многие и многие поколения молодых людей. Начинается всё с картины 1937 года, где главную пару играют Джанет Гейнор и Фредерик Марч — абсолютные кумиры своего времени. Уже в 1954 году их сменяет новое поколение звезд, в одноименном фильме играют Джуди Гарлэнд и Джеймс Мейсон. Режиссер Джордж Кьюкор делает из мелодрамы мюзикл, чтобы подсветить дарование главной актрисы. Фрэнк Пирсон продолжает историю и в 1976-м снова снимает мюзикл, на этот раз с Барброй Стрейзанд и Крисом Кристофферсоном в главных ролях.
Последний (пока) ремейк фильма «Звезда родилась» вышел в 2018 году. И снова это мюзикл. На сей раз в нем играют Брэдли Купер и Леди Гага. Кажется, для последней картина и вправду открывает возможности для новой, не менее блистательной карьеры в качестве актрисы. Гага хоть и снималась раньше в небольших ролях, здесь впервые сыграла главную. Ее несомненный актерский талант не остался без внимания: в 2018-м Гага сыграла Патрицию Реджани в «Доме Gucci» Ридли Скотта, а в следующем году планируется выход фильма Тодда Филлипса «Джокер: Безумие на двоих», где она сыграет в паре с Хоакином Фениксом.
Еще одним известным излюбленным голливудским сюжетом становится «Кинг-Конг» — сюжет о привезенном с неведомого острова чудовище, которое влюбляется в красавицу и носится с ней по Манхэттену. Снятый в 1933 году оригинальный фильм Купера и Шодсака может показаться сегодня неумелым и смешным из-за устаревших спецэффектов. Впрочем, именно они и превратили сюжет в самый притягательный плацдарм для демонстрации всех технических достижений эпохи. Неудивительно, что в XXI веке за ремейк берется большой знаток спецэффектов Питер Джексон.
Его ремейк 2005 года (был еще один в 1976-м) потрясает как своим правдоподобием, так и масштабом: вместо оригинальных 100 минут картина длится больше трех часов. Вместо кукольной фигурки из 1930-х Джексон создает настоящее живое чудовище с характером и чувствами. Фильм воспроизводит беспощадную логику киноиндустрии: Джексон снимает мелодраму, в которой рассказывает о жестокости человека, готового на всё ради зрелища и наживы. Когда в 2017 году появляется ребут «Конг: Остров черепа», то жестокость и беспощадность в нем по-прежнему есть, но переложенные на военную тематику: Конг и остров в фильме остаются, только теперь туда едут не для того, чтобы снять кино, а на поиски таинственного оружия.
Еще один вид ремейков, не менее важный и интересный, — возвращение самих авторов на новом витке их творчества к своим первым картинам. Ровно так делает Джордж Миллер, который вновь запускает «Безумного Макса» спустя 30 лет после выхода франшизы в конце 1970-х. Это всё та же антиутопия, пустынный пейзаж и одичалые люди в погоне за топливом, но теперь у Миллера есть деньги на крутые спецэффекты. Меняет режиссер и историю: если раньше его Макс был оголтелым центральным героем, то в перезапуске «Безумный Макс: Дорога ярости» главенствующую роль с Максом разделяет Фуриоса в исполнении Шарлиз Терон. Недаром же следующий фильм Миллера будет посвящен ей. Только место Терон занимает Аня Тейлор-Джой. В итоге ремейк 2015 года оказывается абсолютным шедевром.
Миллер такой не первый. Подобным образом поступал его еще более легендарный коллега — Альфред Хичкок. В 1934 году он снял первый вариант картины «Человек, который слишком много знал». Позже, когда Хичкок, как и Миллер, перебрался в Штаты и обрел весомое положение в киноиндустрии, в 1956-м он взялся за авторемейк. Фильмы отличала не только страна производства, но и цвет. Первая версия вышла еще черно-белой.
Фильм «Оно» едва ли можно назвать ремейком, потому что ориентируется он не столько на предыдущую киноверсию, сколько на сценарную основу — одноименный роман Стивена Кинга. Зато уж точно хоррор можно назвать новой экранизацией, которая, как в свое время и джексоновский «Кинг Конг», вовсю пользуется современными техническими достижениями для создания крутых спецэффектов. А они там очень даже нужны, ведь это история о маленьком городке, где за детьми охотятся странные существа из их кошмаров. Одним словом, теневая сторона жизни, запрятанная в канализацию и травмы детства, с последними достижениями технического прогресса выглядит в разы эффектнее.
Впервые роман Кинга экранизировал Томми Ли Уоллес, спустя четыре года после выхода книги, в 1990-м. Это был двухсерийный телевизионный фильм и полная адаптация текста. Удачно найденный образ клоуна с его высоким лбом и мефистофелевскими бровями — именно таким предстает «оно» впервые — перекочевал и в следующую версию фильма. Первая часть новой экранизации вышла в 2017 году, вторая — в 2019-м. На сей раз действие книги было несколько сдвинуто во времени (ближе к современности) и разнесено по двум отдельным картинам. В целом же фабула осталась прежней: подростки, а потом уже взрослые люди, которые раз за разом вынуждены побеждать собственные страхи. Буквально.
Мультфильм Владимира Мариничева тоже сложно причислить к ремейкам, в первую очередь потому, что и сам автор, кажется, не определился, за кем именно он следует. С одной стороны, название фильма очевидно отсылает к классике киноэкспрессионизма, фильму Фридриха Вильгельма Мурнау «Носферату» 1922 года. И не только название: мультипликационный герой Носферату очень похож и на исполнителя главной роли в картине Мурнау Макса Шрека. Мог Мариничев иметь в виду и версию 1976 года, снятую Вернером Херцогом.
При этом отдельные детали отчетливо намекают, что мимо «Дракулы» Фрэнсиса Форда Копполы, снятого по роману Брэма Стокера, режиссер тоже не прошел. Так или иначе, этот ремейк необычен в первую очередь тем, что переносит киносюжет на поле мультипликации. Вот вам еще один вариант переосмысления. Не жанровый, не контекстуальный, а видовой.
Еще один вариант ремейка — адаптация под местного зрителя. Традиция эта не взялась из ниоткуда. Корни ее можно найти еще в первые годы звукового кино: перейдя к звуку, кино обнаружило, что нужно теперь что-то делать и с переводом. Поначалу пошли не самым простым путем — снимали несколько вариантов одного и того же фильма для аудитории разных стран. Со временем стали использовать субтитры, но и с ними не всё ладилось: в Штатах зрители (в общей своей массе) просто отказывались смотреть кино на непонятном языке. И тогда продюсеры ведущих компаний стали отслеживать успешные европейские релизы и делать на них американские ремейки. Сегодня в первую очередь на память приходят «Запах женщины» или «Никита», хотя началось всё еще в 1930-е. Так, например, по запросу Луи Б. Майера была снята американская версия французской ленты «Пепе ле Моко» под названием «Алжир» (1938). И понеслось.
«Олдбой» Спайка Ли, «Город ангелов» Брэда Силберлинга — фильмы того же порядка: американская адаптация зарубежного кино. К этой же категории относятся и блестящие «Отступники» Скорсезе — хоть и ремейк, но фильм при этом самодостаточный. Режиссер целиком переносит не менее выдающуюся «Двойную рокировку» (2002) Эндрю Лау и Алана Мака на американскую почву. В истории о взаимном шпионаже спецагентов и мафии Скорсезе несколько убавляет сентиментальность и экшен, добавляет обстоятельной размеренности триллера, а на роль главного злодея берет Джека Николсона, который и выдаст главные сюжетные сюрпризы. Вообще, и в оригинале, и в ремейке каст потрясает воображение, при этом Скорсезе ясно учитывает актерские типажи из «Двойной рокировки».
А вот картина Франсуа Озона, которая открывала Берлинале в 2022 году, — один из самых игривых ремейков последнего времени. Озон берется пересказать историю героев фильма «Горькие слезы Петры фон Кант» Райнера Вернера Фассбиндера, при этом выворачивая всё наизнанку. Дело в том, что Фассбиндер под каждую из ролей подложил реальных людей, проще говоря, снял кино про себя в облике Петры и про своих друзей и любовников. Озон же решил вернуть всё на свои места и снял картину о Фассбиндере.
С одной стороны, Озон предельно точен с пересказом. Он переносит на экран все сюжетные линии из оригинала, благо действие разворачивается всего в одной локации — в квартире главной героини. При этом Озон не забывает и о собственном режиссерском стиле: приверженец авторского мюзикла (вспомните «8 женщин»), он и здесь умудряется ввернуть несколько музыкальных номеров. В целом же, конечно, Озон признается в любви режиссерской профессии, о которой и рассказывает в ремейке. И фильму Фассбиндера, разумеется, тоже. У него, как и у Гуаданьино в «Суспирии», даже играет актриса из оригинальной картины — великолепная Ханна Шигулла.