Возвращение в Чосон: 10 красочных исторических фильмов из Южной Кореи
Историческая драма «Битва у острова Хансан» выйдет в Okko 21 сентября. Страна утренней свежести, как поэтично принято называть Южную Корею, известна мировой киноиндустрии как поставщик затягивающих мелодраматических сюжетов и ошеломляющих триллеров. Однако корейские костюмные драмы точно ничем им не уступают. От запутанных интриг королевского двора до бесхитростных будней деревенских жителей — яркие исторические фильмы во всех красках иллюстрируют культурное богатство легендарной эпохи Чосон. Рассказываем о лучших образцах жанра. Также рекомендуем вам посмотреть подборку лучших исторических дорам.
Действие фильма разворачивается в конце XVI века на пике расцвета государства Чосон. Королевство вновь переживает нападение японских завоевателей, желающих подчинить себе великую династию. Центральным событием становится впечатляющая батальная сцена у острова Хансан. Это событие прославило мудрого адмирала Ли Сунсина (Пак Хэ-иль) и стало предметом национальной гордости. Помимо сражений, в фильме показано большое количество эпизодов, связанных с ведением дипломатических отношений. И хотя разговоры о стратегических планах сторон заметно проигрывают по зрелищности, финальная сцена успешно восстанавливает утраченный баланс.
«Битва у острова Хансан» уже является одним из самых кассовых боевиков Южной Кореи. Фильм стал приквелом истории, рассказанной в ленте «Битва в проливе Мёнрян», также посвященной успехам военного тактика Ли Сунсина. Обе картины обладают всем необходимым для отличного зрелища: богатые аутентичные костюмы, качественные визуальные эффекты и захватывающие морские приключения.
Чосон, XVII век. Талантливый акупунктурист Чхон Гён-су (Рю Джун-ёль), несмотря на врожденную слепоту, становится придворным лекарем короля Ёнджо. О главной особенности врачевателя не знает никто, кроме наследного принца: Чхон Гён-су способен видеть, но только глубокой ночью. Во дворце между тем кипят нешуточные страсти: однажды ночью принц Со Хён, недавно вернувшийся из китайского плена, был тайно казнен по приказу короля, а Чхон Гён-су стал свидетелем рокового события. Главное противостояние разворачивается между могущественным правителем Инджо, не желающим терпеть слухи о королевских распрях, и его отважным, но бессильным лекарем, отстаивающим свою правду о роли короля в смерти наследника.
«Ночная сова» рассказывает о борьбе за справедливость добра со злом (любимая тема южнокорейских кинематографистов, начиная с первого художественного фильма с нехитрым и говорящим названием «Борьба за справедливость»). Сценарий «Ночной совы», написанный режиссером Ан Тхэ-джином в соавторстве с Хён Гю-ри и Ким Бо-хёном, рассказывает вымышленный сюжет на фоне реального исторического контекста. Успех ленты в прокате во многом обусловлен удачными жанровыми сочетаниями: большую часть времени фильм убедительно притворяется историческим кино, играя по правилам политического триллера и детектива.
В то же смутное время разворачивается действие фильма «Мастер меча». Почти ослепший Тэ-юль (Чан Хёк) когда-то слыл мастером боевых искусств и преданным солдатом своего монарха Кван Хэ-гуна (Чан Хён-сон). Теперь у бывшего воина одна забота: защитить дочь (Ким Хён-су) в эпоху государственной нестабильности. Безучастный к ужасам вокруг — похищениям людей солдатами китайской армии, насилию над простыми деревенскими жителями — Тэ-Юль резко меняет свое отношение к пугающей реальности, когда опасность угрожает уже его семье. Тщеславный и жестокий работорговец (Джо Таслим), представляющий власть китайской империи Цин, похищает дочь мечника, бросая вызов искусному воину.
Тема мести и возмездия играет особую роль в корейских блокбастерах, являясь ключевым элементом успеха почти любого кассового боевика. «Мастер меча» вновь доказывает немеркнущую актуальность темы. Трюковая эффектность и сильное внутреннее напряжение, подогреваемое еще и финальным твистом, — не единственное, что выделяет фильм среди прочих жанровых конкурентов. Историческая основа здесь по-особому материализуется: подробности рутинной жизни простого крестьянина показаны с не меньшей скрупулезностью, чем впечатляющие столкновения искусных мечников.
В королевстве Чосон снова неспокойно: монарх Ёнджо (Сон Кан-хо) по мере взросления своего сына (Ю А-ин) всё больше сомневается в его верности конфуцианским идеалам. Чем хуже становятся отношения короля и наследника, тем сильнее зреет решимость принца Садо свергнуть отца и самому возглавить династию Чосон. Неудавшийся бунт оборачивается жестоким наказанием для поднявшего мятеж принца: монарх решает запереть предавшего его сына без воды и пищи.
Режиссер Ли Джун-ик со времен кассового успеха боевика «Король и шут» (никаких совпадений с российским тезкой) известен как умелый автор костюмных драм. «Трон» удачно сочетает привычную красочность корейских исторических фресок с особой внимательностью и состраданием к обеим сторонам конфликта. Не будь здесь живописных декораций великой эпохи, впечатляющей не только костюмами, но и нравами, фильм остался бы универсальной историей (чутко сыгранной актерами) о сложных взаимоотношениях отца и сына, утративших родственную близость из-за слепоты и глухоты друг к другу.
В основе фильма вновь лежит культура Чосона и история о возмездии. События происходят в XIX веке, подводящем итог легендарной эпохи. Конечность великой династии обретает форму странного и во многом абсурдного конфликта. Главный герой Пак Чэ-сан (Чо Сын-у) обречен расстаться с семьей из-за… места для королевского погребения. Спустя годы герою удается найти возможность отомстить своему обидчику — влиятельному министру Ким Чва-гэну (Пэк Юн-щик). Для этого Пак Чэ-сан должен узнать место захоронения предков своего врага, таким образом лишив его силы.
«Фэншуй» может показаться чуждой картиной из-за слишком локального сюжета. Споры за место на кладбище в отечественной культуре можно встретить разве что в комедийном сегменте. Оттого политическая драма для отечественного зрителя выглядит не так убедительно, несмотря на постоянное поддержание режиссером ощущения надвигающейся опасности. Но фильм всё равно становится своеобразным намеком на глобальную отвлеченность последних монархов Чосона от реальных проблем исчезающего королевства — вместо этого правители были заняты частными бытовыми интригами.
Возвращаемся в XVII век и вновь встречаемся с королем Ёнджо. Территориальные конфликты между королевством Чосон и империей Цин послужили сюжетом для многих киноэпопей. «Крепость Намхансансон» также становится художественным воплощением реального исторического события, во время которого монарх Ёнджо (Пак Хэ-иль), не желая укреплять господство китайской империи, вынужден отступить за стены крепости. Ожидаемые батальные сцены с участием двух вражеских армий оборачиваются кулуарными совещаниями в стенах обороняющейся крепости. Король стоит перед выбором: спасти честь престола или жизнь собственного сына.
«Крепость Намхансансон» точно оправдает ожидания тех, кто устал от стремительных корейских боевиков и соскучился по сложным внутренним конфликтам. Ближайшие к королю министры Чой Мён-гиль (Ли Бён-хон) и Ким Сан-хон (Ким Юн Сок) склоняют правителя принять их методы ведения войны. Благодаря двум мастерам кулуарных игр фильм богат на захватывающие политические интриги. Отдельного внимания заслуживает трогательная музыка Рюити Сакамото, успешно передающая внутренний трепет перед принятием рокового решения.
Вновь центральное место в сюжете отдано не крупным вражеским столкновениям, а придворным распрям. Середина XV века, король Седжон (и снова Сон Кан-хо) при поддержке супруги (Чон Ми-сон) принимает судьбоносное решение: уйти от предписанных конфуцианских законов, диктующих господство китайского языка, и разработать собственный алфавит, комфортный для жителей государства. Обратившись за помощью к буддистским монахам, король оказывается в эпицентре культурных споров между последователями конфуцианства и буддистами.
«Язык нации» посвящает зрителя в события, давно обросшие легендами. Формирование современного корейского языка, а значит, и культуры, напрямую связано с моментом перехода от китайских иероглифов в сторону национального буквенного письма. Негодование разразилось как внутри государственного управления, так и среди внешних претендентов на влияние. Но вопреки многим факторам был рожден фонетический алфавит, используемый в Южной Корее до сих пор.
Внезапно черно-белая драма, повествующая о Чосоне начала XIX века и не уступающая цветным лентам в поэтичности и живописности визуальных образов. Ученый Чон Як-чон (Соль Гён-гу) был сослан на остров Хыксан за пристрастие к идеям католицизма. Вынужденный разделить судьбу рыбаков Як-чон знакомится с островным жителем Чхан-дэ (Пён Ё-хан), ставшим для героя одновременно учеником и учителем. Як-чон стремится узнать всё о морских обитателях, а Чхан-дэ жаждет учиться и овладевать конфуцианскими знаниями.
«Рыбак» — историко-биографическая драма о жизни ученого, за время ссылки написавшего энциклопедию морских организмов. Внешне далекий сюжет на деле оказывается гораздо ближе, чем кажется. История двух сведенных случаем людей, принадлежащих к разным социальным слоям, неминуемо рождает разговоры на вечные темы: о классовом неравенстве, политике, религии и взглядах на мир.
Действие фильма разворачивается в годы Корё — эпохи, предшествующей воцарению Чосон. Юная Хун-и (Ким Го-ын), в детстве лишившаяся семьи из-за предательства, решает… правильно, отомстить. Выросшая в заботе своей приемной матери Соль-ранг (Чон До-ён) девушка мечтает расправиться с великим воином Дук-ги (Ли Бён-хон), который убил ее отца. Однако на пути возмездия, как всегда, много препятствий, одно из которых — былая любовь Соль-ранг и Дук-ги.
«Воспоминания меча» — трогательная историческая лента с фэнтезийными элементами, не лишенная очаровательной наивности. В главных ролях — звезды корейского экрана Чон До-ён и Ли Бён-хон. Образ женщины-воина гораздо менее популярен для корейских боевиков, чем воина-мужчины. Истории о смелых женщинах начали появляться в южнокорейских мелодрамах во времена японской оккупации: героини впервые не боялись бросить вызов конфуцианству и закостенелому патриархальному укладу. «Воспоминания меча» продолжают эту традицию — молодая воительница Хун-и берется сама защищать честь своей семьи.
Конец эпохи Чосон. Многовековая династия Ли свергнута японскими колонизаторами. Десятилетия японской оккупации — если уже не зияющая рана для корейцев, то всё еще важнейший исторический период, ассоциирующийся с борьбой за независимость. Пламя революционной активности, разжигаемое национальным освободительным движением, как и в случае аналогичных европейских явлений, закономерно снабжает ненасытную киноиндустрию свежими сюжетами. Трем агентам сопротивления под эффектным лидерством снайпера Ан Ок-юн (Чон Джи-хён) поручают убийство японского губернатора (Щим Чхоль-джон) и влиятельного бизнесмена (Ли Гён-ён). И всё бы ничего, если бы не тернистость корейских сюжетов. Здесь и запутанные второстепенные линии, и двойные, а то и тройные ловушки, и масса зрелищных трюков.
«Убийство» — увлекательный и предельно детализированный боевик, разбавленный парой комичных эпизодов. Огромное количество декоративных нюансов, вихрем сменяющих друг друга, распаляет еще больший интерес к истории. Сюжет застает врасплох лихими поворотами, однако виной тому не столько внутренние перипетии, сколько динамика кровавых стычек.