В центре скандала: Политические фильмы, вызвавшие бурные дискуссии
В США полным ходом идет подготовка к президентским выборам — новым соперником Дональда Трампа, видимо, станет Камала Харрис. Первый после покушения выглядит явным фаворитом, вторая может преподнести сюрприз после схода с дистанции Джо Байдена. На проходившем в мае Каннском фестивале был показан фильм Али Аббаси «Ученик» о молодом Трампе. Момент для премьеры был выбран как нельзя удачно: байопик вызвал новый виток разговоров вокруг и без того спорной фигуры. Мы решили вспомнить и другие картины на политическую тематику, вызвавшие жаркие споры.
Это сегодня мы знаем Дональда Трампа как одиозного политика и 45-го президента США, но когда-то он начинал карьеру буквально с низов. Именно молодым, в исполнении Себастиана Стэна, Трамп и предстает в картине Али Аббаси. Поворотным моментом в его карьере становится встреча с юристом Роем Коном (Джереми Стронг): любитель дорогих костюмов и грязной игры учит розовощекого падавана беспринципности и шантажу.
Премьера неординарного байопика состоялась на Каннском фестивале в 2024 году — картина Аббаси («Убийца „Священный паук“») участвовала в основном конкурсе смотра. Режиссеру удалось создать ироничный, но при этом довольно сдержанный портрет Трампа. Одной из самых скандальных страниц из жизни политика место, впрочем, нашлось: эпизод с изнасилованием, в котором Трампа обвинила бывшая супруга Ивана (Мария Бакалова), снят в отстраненной и потому пугающей манере. Фильм больше интересен хронологическим контекстом: до выборов в президенты США остается не так много времени, и прототип уже собирается подать на кинематографистов в суд за клевету.
Может ли один человек изменить мир? Вполне. Достаточно взглянуть на историю Джулиана Ассанжа, рассказанную в фильме Билла Кондона. С помощью интернет-стартапа WikiLeaks Ассанж (Бенедикт Камбербэтч) решил разоблачить коррупцию власть имущих: собранные через анонимные источники и позже опубликованные документы пролили свет на расходы на войну в Афганистане, оккупацию Ирака американскими военными, теракты 11 сентября и так далее. Стремление к истине и справедливости не могло не наложить отпечаток на отношения Ассанжа даже с близкими союзниками, в том числе с Даниэлем Домшайт-Бергом (Даниэль Брюль).
WikiLeaks — уже достаточно спорная тема для обсуждения: этичность действий организации вызывала вопросы с самого начала ее существования. Однако в случае с картиной Кондона во внимание стоит взять и то, что проект основан на книге Берга, а с ним Ассанж в итоге оказался в конфликте. Несмотря на общую комплиментарность, с которой рассказывается история основателя WikiLeaks, экранизацию своей жизни он воспринял в штыки. Ассанж был освобожден под залог из британской тюрьмы 24 июня 2024-го, а с 2012 по 2019 год журналист жил в посольстве Эквадора в Лондоне, скрываясь от выдвинутых против него обвинений в США.
1865 год. Президент США Авраам Линкольн (Дэниэл Дэй-Льюис) может похвастаться популярностью не только среди коллег, но и среди простого населения. Правда, политик прекрасно понимает, что скоро этому может наступить конец: в планах у него — провести через Палату представителей поправку к Конституции, запрещающую рабство, а также завершить кровопролитную Гражданскую войну. Переживаний добавляет и драма в семье: супруга президента пытается отговорить старшего сына идти на фронт, хотя тому не терпится наконец взять в руки оружие.
Фигура Линкольна — одна из самых значимых в истории Штатов, тем более что его жизнь завершилась так трагически: пулей в голову за службу родине. При таких вводных данных легко скатиться в патриотическую браваду и добавить истории 16-го американского президента ненужной патетики. Режиссер «Линкольна» Стивен Спилберг от этого подхода ушел, сняв выверенный байопик (еще и блокбастер!) не столько о человеке, сколько о том, что обычно остается в тени его заслуг.
Уинстон Черчилль вошел в историю как один из самых известных премьер-министров Великобритании, хотя на этот пост он заступил довольно поздно и при нетипичных обстоятельствах. Назначение 61-летнего Черчилля в 1940 году связано с политическим кризисом, в котором страна оказалась в начале Второй мировой войны. Первым шагам политика в новом звании и посвящен байопик Джо Райта: загримированный Гари Олдман в роли премьер-министра отказывается идти на соглашение с Гитлером.
«Темные времена» так же явно, как и «Пятая власть», показывают, насколько большую роль в судьбе мира может сыграть один человек. За роль Черчилля Олдман удостоился премии «Оскар», а сам фильм запомнился прежде всего актерской игрой и уже потом накалом, с которым на экране пересказываются известные факты. Правда, и тут есть к чему придраться: критики сетовали на то, что фильму недостает исторической точности и более глобального контекста, да и портрет политика получился довольно идеализированным.
В 1972 году пятеро мужчин были арестованы за проникновение в офис Демократического национального комитета в комплексе «Уотергейт» в Вашингтоне — они пытались установить прослушивающие устройства и сфотографировать секретные документы. Когда историей заинтересовались журналисты и рассказали ее общественности, открытие повергло нацию в шок: расследование показало, что взломщики были связаны с предвыборным штабом Ричарда Никсона и получали от него финансирование. С этого началась процедура импичмента американского президента.
Политическая драма Алана Дж. Пакулы с Дастином Хоффманом и Робертом Редфордом вышла спустя всего лишь четыре года после событий вокруг «Уотергейта». Сам скандал стал вопиющей страницей в истории американской демократии и изрядно подорвал веру граждан в честную власть — на момент релиза картины рана эта была еще свежа. При этом фильм отлично показал, насколько важна работа журналистов для благополучия социума и почему не стоит верить, что власть в своих руках держат только политики.
Под конец своей жизни Маргарет Тэтчер, прозванная Железной леди, страдала от деменции. В фильме Филлиды Ллойд («Mamma MIA!») этот биографический факт используется для того, чтобы через флэшбеки рассказать о жизни политикессы, сыгранной Мэрил Стрип. Зритель увидит не только сцены, где пожилая Тэтчер разговаривает с умершим мужем, но и эпизоды, с которых началась ее карьера во власти. Сценарий не обошел стороной и одну из самых спорных «заслуг» Железной леди — фактически развязанную ею Фолклендскую войну.
Сам по себе проект о британском премьер-министре спорным не назовешь, однако история выхода в российский прокат у него интересная. До прокатной премьеры фильм не был показан журналистам, поэтому многим пришлось смотреть его в пиратской копии, снятой с испанской версии. Там из-за особенностей дубляжа смысл многих фраз Тэтчер в корне изменился, поэтому критики рецензировали картину с абсолютно другим посылом.
На пике своей карьеры глава ВМФ и главный претендент в президенты Франции Жорж Деверо (Жерар Депардье) оказывается в центре скандала. Частый клиент секс-работниц, во время поездки в Нью-Йорк он решил устроить оргию. Желание вышло за рамки договоренностей, и в итоге Деверо изнасиловал горничную отеля. Против политика сразу было заведено дело о сексуальных домогательствах, которое повлияло не только на его судьбу, но и на жизнь его супруги (Жаклин Биссет).
Картина Абеля Феррары основана на вопиющем кейсе Доминика Стросс-Кана — по крайней мере, так заявлял сам режиссер, когда скандал вскрылся. Позже эта формулировка пропала из пресс-материалов, вероятно, потому что обвинения со Стросс-Кана были сняты, а дело урегулировано деньгами. По иронии главную роль в картине сыграл Депардье, которого впоследствии также обвинили в сексуальных домогательствах: обвинения одной из жертв касаются событий 2014 года, того самого, когда вышел спорный фильм.
Конец августа 1997 года стал непростым временем в жизни королевской семьи: тогда в автокатастрофе погибла принцесса Диана (Лоуренс Бёрг) — любимица простых британцев и женщина, которая никак не могла встроиться в монархический уклад политической жизни страны. Королева Елизавета II (Хелен Миррен), вопреки давлению общественности, уединяется в замке Балморал, пока публика жаждет хоть какой-то вменяемой реакции двора. Примирять консервативную семью с поклонниками прогрессивных жестов принцессы приходится премьер-министру Тони Блэру (Майкл Шин).
История гибели леди Ди до сих пор остается поводом для всяческих конспирологических теорий, связанных с королевским закулисьем. А чем больше времени проходит со дня гибели принцессы, тем прочнее ее образ укрепляется в поп-культуре. Споры проект вызвал, однако, тем, что, будучи снятым в Великобритании британским же режиссером Стивеном Фрирзом, показал королевскую семью и ее матриарха с далеко не лицеприятной стороны.
Масштабный байопик Стивена Содерберга, насчитывающий 270 минут экранного времени, разбит на две части. В первой события разворачиваются в 1956 году, когда лидер повстанцев Эрнесто Че Гевара (Бенисио Дель Торо) собирает на Кубинском побережье армию, чтобы противостоять режиму Фульхенсио Батисты. Вторая же сосредоточивается вокруг событий после революции и рассказывает о становлении Че как легенды — от поездки в штаб-квартиру ООН вплоть до смерти в Боливии.
Чтобы собрать историю Че Гевары по версии Содерберга, придется постараться: мало того, что проект разбит на две части, так и повествование в нем выстроено нелинейно. После каннской премьеры «Че» вызвал вопросы и споры потому, что намекает на другую версию смерти легендарного бунтаря. По фильму политик погиб в начале 1960-х от рук тайных агентов Фиделя Кастро. Таким образом, последние годы повстанца превращаются то ли в миф, то ли в театрализацию, организованную спецслужбами.
Работа Майкла Мура стала первым в истории документальным фильмом, удостоившимся «Золотой пальмовой ветви» на Каннском кинофестивале. В картине режиссер открыто критикует администрацию президента Джорджа Буша — младшего и ее решения: Мур обвинил главу государства в использовании терактов 11 сентября для оправдания войны в Ираке, а она, по мнению документалиста, была мотивирована нефтяными интересами. Название отсылает к антиутопии Рэя Брэдбери, хотя под конец явные параллели проводятся с книгой Джорджа Оруэлла в том же жанре.
Решение жюри во главе с Квентином Тарантино присудить главный приз «Фаренгейту 9/11» стало для многих неожиданным и противоречивым. Некоторые приветствовали награждение смелого и провокационного фильма, другие же посчитали это излишней политизацией фестиваля. Впоследствии лента стала еще и самым кассовым доком в истории (на 2004 год), что объясняется как раз-таки ее спорностью. Однако стоит отметить и фирменный стиль Мура: постановщик не боится входить в кадр и спорить с героями фильма, в первую очередь с Бушем-младшим.