Сокуров, Герман и МакДона: 10 любимых фильмов Александра Петрова
У каждого актера есть любимые фильмы, которые повлияли на творчество и выбор ролей. Александр Петров — не исключение. Вспоминаем самые важные картины в жизни артиста с вырезками из интервью: в них звезда объясняет, за что полюбил режиссеров и даже конкретные культовые сцены.
Школьника Питера Паркера (Тоби Магуайр) кусает радиоактивный паук. После этого у подростка появляются суперсилы: он выпускает паутину из рук, лазает по стенам и интуитивно чувствует приближающуюся опасность. Неожиданно в Нью-Йорке появляется суперзлодей Зеленый Гоблин (Уиллем Дефо): сражаясь с ним, Паркер впервые познает, каково это — обладать огромной силой и нести колоссальную ответственность.
У Александра Петрова не лучшие отношения с голливудскими блокбастерами: «Трансформеров» он считает зрелищной, но безжизненной жвачкой, а «Звездными войнами» так и не проникся. Однако «Человека-паука» актер пересматривает постоянно. Ведь для Петрова это прежде всего «человеческая история в оболочке комикса». Сэм Рэйми верно расставил акценты из оригинальной серии Marvel: Питер Паркер — неудачливый и неуверенный в себе старшеклассник, который случайно получает суперсилы. Во время своих приключений он испытывает синдром самозванца, несколько раз отказывается от костюма Человека-паука и пытается сохранить и без того шаткие отношения с дорогими людьми.
1996 год. Ветеран Чеченской войны Данила Багров (Сергей Бодров — младший) возвращается на родину, но не находит там себе места и по совету матери сразу же едет в Санкт-Петербург к старшему брату Виктору (Виктор Сухоруков). Парень думает, что его родственник зарабатывает честным трудом, но на самом деле тот промышляет криминалом. Багрова не устраивает новый мир, в который он попал с войны, поэтому бывший солдат пытается навести в городе свои порядки.
Петров признавался в любви к Сергею Бодрову: звезда «Брата» для него — «пример доброты, человечности, смелости, правды» и безоговорочный ориентир. Актер восхищается и дилогией Алексея Балабанова: «Насколько у него жесткие фильмы, настолько же он любит нашу страну, русскую душу». Одна из нереализованных мечт Петрова — сняться в одном из фильмов режиссера.
Экранизация автобиографии одного из величайших польских пианистов Владислава Шпильмана (Эдриан Броуди). Когда нацисты входят в Варшаву, размеренная жизнь простых людей заканчивается: евреев отправляют в гетто, заставляют работать, а затем и вовсе транспортируют в лагеря смерти. Сам Владислав чудом спасается от вражеских отрядов и ночует в опустевших домах. Ближайшие дни станут для него самыми тяжелыми в жизни: ему придется скрываться, искать еду и выживать во время реального апокалипсиса.
Одно из давнишних желаний Петрова — поработать с любимыми европейскими режиссерами — сбылось: Александр сыграл русского гангстера в новом фильме Романа Полански «Дворец», который покажут на Венецианском кинофестивале. Актер отмечает «водопадную энергию» и тонкое чувство юмора постановщика, а любимым фильмом поляка называет «Пианиста».
Дочь Милдред Хейс (Фрэнсис МакДорманд) убили несколько месяцев назад, но преступников так и не нашли. Женщина устает мириться с безнаказанностью и бросает вызов местным властям. Она арендует три билборда на одной из малолюдных трасс и клеит на них послание шерифу Уиллоуби (Вуди Харрельсон). Разумеется, стражам порядка эта акция не нравится, поэтому они вступают в неравную схватку с Хейс.
Петров любит пьесы Мартина МакДоны и даже сравнивает их с классикой Антона Чехова и Ивана Тургенева. По словам актера, ирландский драматург «способен без всяких спецэффектов вскрывать человеческую природу, показывать ее нам буквально под микроскопом». К слову, об одном из любимых актеров МакДоны — Вуди Харрельсоне — Петров нередко говорит как о выдающемся артисте с удивительным чувством самоиронии.
XIX век, Америка. Охотник Хью Гласс (Леонардо ДиКаприо) едва не умирает после нападения дикой медведицы. С раненым мужчиной остаются его сын Хоук и два напарника — Джон Фицджеральд (Том Харди) и Джим Бриджер (Уилл Поултер): они должны дождаться, пока тот умрет от ран, и похоронить тело. Однако Гласс отчаянно отказывается умирать, а Фицджеральд, который не желает терять времени и денег, убивает Хоука и оставляет старшего Гласса на холодной земле. Неожиданно для всех мужчина выживает и начинает мстить.
Для Петрова «Выживший» — не просто драматичная история о человеке, который потерял всё. Фильм — еще и пример того, какой может быть актерская игра. Александр сравнивает свой метод с подходом ДиКаприо к ролям: именно благодаря «Выжившему» Петров понял, что идет по правильному пути. При просмотре фильма Иньярриту перфоманс ведущего артиста и правда выделяется: чтобы правдоподобно сыграть одержимого местью полуживого охотника, оскароносный актер ползал по холодной земле и залезал в ледяную реку.
Француз из XIX века (Сергей Дрейден) бродит по Эрмитажу. Он общается с таинственным собеседником, которого озвучивает режиссер фильма Александр Сокуров. Иностранец критично смотрит на русскую культуру, тогда как его оппонент постоянно пытается спорить с этим мнением. На глазах зрителей проходят несколько веков: на экране появляются политики и великие деятели культуры — и всё это снято одним кадром.
Когда Александр Петров только начинал, он засматривался фильмами Александра Сокурова. К сожалению, актер не говорит, какие картины классика удивили его больше всего, но среди просмотренных лент наверняка был и «Русский ковчег». После знакомства с творчеством мастера вдохновленный артист написал режиссеру письмо. Они встретились, обсудили карьеру, а Александр Николаевич дал Петрову несколько ценных советов, которые помогли молодому актеру сформировать отношение к профессии и искусству.
Начальник уголовного розыска Иван Лапшин (Андрей Болтнев) идет по следам банды Соловьёва, жестоко убивающей людей. Параллельно на экране разворачивается любовный треугольник из главного героя, журналиста Ханина (Андрей Миронов) и актрисы театра (Нина Русланова).
Больше всего в драме «Мой друг Иван Лапшин» Петрова поражают массовые сцены: актеры настолько гармонично существуют на экране, что кажется, будто режиссер и оператор буквально «подглядывают за жизнью этих людей сквозь замочную скважину». Фильм Алексея Германа предельно реалистично показал быт Советского Союза 1930-х: времени, когда люди находились в поисках новой нравственности, культуры и страны.
Еврейский квартал Нью-Йорка 1920-х. Подростки Лапша (Роберт Де Ниро), Макс (Джеймс Вудс), Простак (Джеймс Хейден), Косой (Уильям Форсайт) и несколько других детей занимаются воровством и аферами. Одного из них — Лапшу — сажают за убийство. На свободу он выходит только в 1930-х и сразу же попадает в совершенно новое время: его товарищи уже промышляют бутлегерством, грабежом и убийствами. Из уличной шпаны они превратились в организованную банду.
Четырехчасовой фильм Серджио Леоне мастерски маневрирует между пафосным гангстерским триллером и драмой о человеке, который потерял всё, в том числе смысл жизни. Петров отмечает кинематографичность и искренность сюжета, а заодно отмечает живой и правдивый «мужской сюжет». Кроме того, «Однажды в Америке» актер ценит за игру Де Ниро — одного из своих любимых артистов. Картину Леоне Петров ставит в один ряд с такой классикой, как «Крестный отец».
1940 год, Франция. Британия пытается переправить своих солдат из другой страны, но сделать это не так просто: немцы теснят войска и готовы обстрелять любое массивное судно. Руководство решает транспортировать людей на маленьких гражданских кораблях.
Петров нечасто делится впечатлениями от фильмов в социальных сетях, но после просмотра «Дюнкерка» Кристофера Нолана актер написал вдохновенный пост: в нём он рассказывает, что думал, будто после «Выжившего» в ближайшие несколько лет его не сможет удивить ни одна картина — но формалистский шедевр о Второй мировой поменял мнение звезды. «Это больше, чем кино. Это именно пурпурно-фиолетово-багрово-красная зависть и злость», — поделился Петров. Заодно артист в очередной раз признался в любви к творчеству Кристофера Нолана: по его словам, побить эту высоту режиссеру будет крайне трудно.
Гений-математик Джон Форбс Нэш — младший (Рассел Кроу) делает научный прорыв с теорией игр и мгновенно становится мировой знаменитостью. Но судьба готовит ему сильнейший удар: у мужчины развивается шизофрения, поэтому его преследуют видения и галлюцинации. От катастрофы Джона спасает лишь возлюбленная (Дженнифер Коннелли), которая отказывается сдаваться и оставлять партнера одного.
Еще один фильм, о котором Петров лестно высказывался в соцсетях. Про «Игры разума» актер написал кратко, но эмоционально: «В который раз [пересматриваю]. Четыре „Оскара“. 2001 год. Большое кино про большую любовь». Вместо стандартного байопика про успех режиссер Рон Ховард и правда снял чувственную мелодраму про человека, который живет с ментальным расстройством. Авторы запутывают протагониста так же, как и зрителей: иногда различить, что на экране реально, а что выдумано, почти невозможно.