Секс, маньяки и магия: Самые просматриваемые сериалы в Okko в 2023 году
С новым годом пришел и новый телевизионный и стриминговый сезон. Но прежде чем встретить его, мы подводим собственные итоги ушедшего 2023-го и вспоминаем 10 самых просматриваемых сериалов в Okko. Список состоит из многосерийных проектов, которые наши зрители чаще всего смотрели в прошлом году. Среди них есть и процедуралы, и стабильно популярный тру-крайм, и яркое полицейское фэнтези, и городские драмеди, где нашлось место и иронии, и сантиментам, и даже чуду. Впрочем, вне зависимости от жанра все сериалы рассказывают о том, что оказалось для нас важнее всего в минувшем году.
Трилогию магических сериалов, угодивших в список самых популярных, открывает «Волшебный участок». Само по себе попадание фэнтези-детектива в топ по-своему чудесно, ведь его премьера состоялась в конце года — 9 ноября. Лёха (Николай Наумов) долго и доблестно служил снайпером в полицейском спецназе, пока в процессе выполнения очередного задания не заработал посттравматический синдром, который попытался запить алкоголем. Последствия такого лечения оказались весьма печальными. Лёху уволили со службы, и к трезвой жизни его смогла вернуть только новость о серьезной болезни сестры Кати (Мария Ахметзянова), умоляющей его позаботиться о своей дочери Василисе (Ева Смирнова). Ради племянницы он берет себя в руки и даже восстанавливается на службе, правда, уже в другом отделении — ОБСП (расшифровывается как «Отдел по борьбе со сказочными преступлениями»). Теперь Лёхе придется бороться со злодеями из волшебных сказок — пироманом Змеем Горынычем (Павел Деревянко), хитроумной Бабой Ягой (Татьяна Догилева), русалом (Юрий Скулябин), Снежной королевой (Ольга Медынич) и самим Кощеем Бессмертным, ищущим подходящее для переселения своей души тело.
Татьяна Догилева, сыгравшая роль Бабы Яги, появлялась и в другом российском популярном фолк-фэнтези — «Вампирах средней полосы», где исполнила роль Хранительницы, главы организации, контролирующей местных волшебных созданий. Примечательно в титрах и имя Ильи Соболева — популярного комика, появившегося в органичной для себя роли гнома-матершинника. Ну а Филипп Янковский в кожаном плаще, способный мгновенно обернуться черным вороном, лишь укрепился в романтически-зловещем амплуа.
Сериал изучает кризис семейных отношений и открывающиеся параллельно новые горизонты сексуальных практик, призванные спасти брак. Отношения Севы (Антон Васильев) и Оксаны (Марина Александрова), проживших в браке 20 лет, явно нуждаются в обновлении. Их быт до отупения покоен, карьеры сложились удачно, трое детей разных возрастов благополучно подрастают, но тепла и прежней близости между ними больше нет. У Севы есть тщательно скрываемая им интрижка, и Оксана, устав от безразличия мужа, решает последовать его примеру, в чем скоропостижно ему признается. В отчаянии они решают заключить пакт об открытом браке.
У сериала по-настоящему звездный каст. Роли в сериале исполнили Полина Максимова, Владимир Яглыч, Артур Бесчастный, Константин Крюков, Гоша Куценко, Кирилл Плетнёв и Юлия Гаврилина — популярная певица и блогер (в «Открытом браке» она сыграла старшую дочь Оксаны и Севы).
Второй сезон «Предпоследней инстанции» Максим Маврин (Павел Прилучный) начинает в качестве главы поднебесного Управления по распределению душ (сокращенно УРД) и замечательно справляется с новыми обязанностями до тех пор, пока представители ада не решают схитрить. Они массово продают бездумно соглашающимся людям контракты о покупке их душ в обмен на щедрые прижизненные дары. Уловка в том, что теперь эти люди должны отправиться в преисподнюю, а до подписи под договором им, между прочим, был уготован рай. Максиму остается только переубеждать смертных в том, что дьявола не зря называют отцом лжи. В этой нелегкой миссии ему поможет его старая знакомая Валентина (Ирина Розанова). Главным же агентом ада является оживленный дьяволом бывший муж героини, Николай.
А 1 января в Okko состоялась премьера третьего и финального сезона «Предпоследней инстанции», к актерскому составу которого присоединились Равшана Куркова и Сергей Новосад. Все 10 эпизодов нового сезона уже доступны к просмотру.
Назидательное драмеди о заманчивой возможности исправления ошибок прошлого рассказывает об Андрее (Павел Деревянко) — типичном «белом воротничке» средних лет, служащем в банке кредитным менеджером и старательно игнорирующем окружающий мир со всеми его проблемами. Андрей проживает еще один день — 23 октября — начиная с утреннего знакомства с девушкой, с которой он провел ночь, и продолжая привычным малодушием и ложью на работе. Лишь к вечеру рутина прерывается, и герой празднует собственный день рождения в баре с друзьями. Вечеринка удается, а на следующее утро Андрей просыпается как ни в чем не бывало — вот только время внезапно обратилось вспять и вернулось в 22 октября. Кажется, вселенная, судьба или Бог на что-то герою намекают. Так или иначе Андрею предстоит разобраться, как часто он поворачивал в жизни не туда, чтобы остановить обратный поток времени и вернуться в настоящее.
Сюжет «Сансары» был вдохновлен одноименной популярной песней Басты. Сериал использует старую добрую «петлю времени», затягивающую историю главного героя, но делает это своеобразно. В отличие от эталонно использующего этот прием «Дня сурка» или, скажем, «Зависнуть в Палм-Спрингс», «Сансара» не зацикливается на одном дне, а отправляет героя всё глубже в прошлое, чтобы он мог исправлять свои промахи поступательно.
Времена меняются, но бар по-прежнему остается местом встреч и знакомств членов клуба одиноких сердец. Бар для любителей «нечистого» виски «Лед» чего только не повидал — и комика (Григорий Калинин), подкатывающего к одноногой и неулыбчивой зрительнице (Анна Снаткина), и активного мясоеда (Олег Гаас), встретившегося с убежденной вегетарианкой (Даша Верещагина), и даже обманутого мужа, ужинающего с любовником жены. Эти маленькие зарисовки о том, что бывает до и после секса, наблюдает неизменный, как интерес российских шоураннеров к теме половых отношений, персонал «Льда» — администратор (Дарья Мороз), бармен (Вячеслав Чепуренко) и официантка (Виктория Агалакова), которые, впрочем, иногда и сами становятся действующими лицами романтических историй.
Сериал, который вернее всего назвать альманахом, объединенным единством места и действия, как и некоторыми героями, стал режиссерским дебютом актрисы Дарьи Мороз, бывшей также одним из шоураннеров проекта «Жить жизнь». Премьера «Секса. До и после» случилась на фестивале онлайн-кинотеатров «Новый сезон», на котором Мороз первенствовала в номинации «Открытие», а сам сериал был назван вторым в числе самых ожидаемых проектов. «Секс. До и после» отчасти напоминает о другом телеальманахе «Бар „На грудь“», рассказывающем истории его посетителей. Интересно, что один из эпизодов сериала Мороз, названный «Сатисфакцией», повторяет основную сюжетную коллизию одноименного фильма Анны Матисон.
Нашлось место в списке популярных сериалов 2023 года обаятельной и точно передающей дух первоисточника экранизации серии книг детской писательницы Наринэ Абгарян. Книги давно нашли признание и у читателей (в пользу этого говорят общий тираж, переваливший за миллион проданных копий, и титул одного из самых прослушиваемых произведений на сервисе Storytel), и у специалистов (премия «Рукопись года» и номинация на «Большую книгу»).
Действие берет начало в 1979 году. Маленькая Манюня (Екатерина Темнова) обитает в уютном армянском городке Берд, окруженном зубьями невысоких, покрытых лесом гор и разделенном на две части звонкой речушкой. Здесь девочка ходит в школу и учится играть на скрипке. Именно занятия музыкой сводят Манюню с Наринэ (Карина Каграманян) — ее сверстницей, старательно осваивающей фортепиано. Девочки быстро становятся лучшими подругами и с исключительной частотой попадают в незатейливые, но по-хорошему сумасшедшие истории, которые как будто притягивают героинь к себе.
Охотно смотрели зрители Okko и тру-крайм. В нашей подборке он представлен сериалом Сарика Андреасяна о попытках ростовской милиции, действующей заодно с московскими следователями, найти неуловимого серийного убийцу. Он наводит ужас на несколько регионов, а его имя вскоре становится нарицательным. Интересно, что действие сериала разворачивается в те же 1980-е, в которые беззаботно росла Манюня. Разумеется, в ретротриллере позднесоветская эпоха подана в гораздо более мрачных, сочащихся безысходностью тонах. Невзрачного Андрея Чикатило, живущего двойной жизнью примерного семьянина и жестокого маньяка, на экране по-прежнему, как и в первом сезоне, воплощает Дмитрий Нагиев, для которого, к слову, сериал стал шестым совместным проектом с Андреасяном.
Второй сезон, наследующий проблемы и достоинства первого — атмосферную постановку и неряшливый сюжет, — сосредоточен на суде над уже пойманным Чикатило (на прошлое которого повествование то и дело отвлекается в серии классических для жанра флешбэков) и параллельно развивает некоторые ранее намеченные побочные сюжетные линии. Например, линию отношений ведущих расследование заслуженного профайлера СССР капитана Витвицкого (Дмитрий Власкин) и старшего лейтенанта Овсянниковой (Юлия Афанасьева).
Подтвердил статус одного из самых популярных у зрителей сериалов и классический процедурал о майоре Иване Петровиче Черкасове в исполнении Андрея Смолякова, который выдержал уже девять сезонов. Поставивший «Дело № 9» режиссер Евгений Звездаков ранее работал над другими частями телефраншизы — «Пауком» и «Шакалом».
Новое дело, вероятно, станет последним в карьере прославленного майора, почтенный возраст которого стал помехой в работе: усталость приходит уже утром, память становится не столь верна, а мышление не так остро. Черкасов задумывается об уходе в отставку, чему только способствует развитие технологий и методов расследования, а равно появление в МУРе нового амбициозного следователя Виктора Ковалёва (Андрей Мерзликин). Иван Петрович чувствует себя безнадежно устаревшим и бесполезным, но профессиональная гордость не позволяет ему оставить последнее и крайне опасное дело нераскрытым: в Москве случается серия убийств, в которой, возможно, замешан целый культ.
Словоохотливая и саркастичная Ира (Ингрид Олеринская), главная героиня одноименного сериала, наверняка бы отпустила несколько острот о Дмитрии Нагиеве в образе Чикатило. Вечно скучающая на работе в МФЦ, она развлекается едкими комментариями в адрес назойливых посетителей, которые доверительно сообщает зрителю, глядя прямо в камеру. В этом, как и во многом, Ира вторит Фиби Уоллер-Бридж и ее «Дряни», пробившей несколько лет назад брешь в сознании телевизионной аудитории. Вступающая в пугающее четвертое десятилетие своей жизни Ира томится теми же проблемами, что и ее лондонская коллега: «блестящими» карьерными перспективами, зачатками неврозов жителя мегаполиса, нарушенной коммуникацией с единственным родителем и, разумеется, беспорядочными отношениями с мужчинами — постоянным бывшим парнем Сергеем (Григорий Калинин), утомляющим своим занудством сценаристом, и Феликсом (Иван Купреенко), недавно поступившим на работу в МФЦ.
«Ира», являющаяся ироничным драмеди, стала режиссерским дебютом для Алима Бесчокова, сценариста, работавшего над сериалами «Гусары», «Неличная жизнь» и «Универ. Новая общага». К слову, сериал пополнил длинный список проектов с именем главного героя в названии, которыми прошедший телевизионный сезон был удивительно богат.
О неврозах жителей другого российского мегаполиса — Санкт-Петербурга — рассказывает «Черное облако», представляющее собой замечательный полижанровый гомункул, оборачивающийся то мистическим детективом, то семейной драмой, то психологическим (а иногда и почти эротическим) триллером. Сценаристке Дарье Грицевич удалось управиться с многофигурным повествованием и сообщить героям психологическую достоверность, а действующему с ней заодно режиссеру Карену Оганесяну — найти необходимый для удержания внимания зрителя стабильно высокий ритм.
Фокальным героем истории — по крайней мере в первой части сезона — является Оля (Мария Мацель). Это мрачная, с тяжелым взглядом исподлобья студентка неопределенно-гуманитарного факультета, которой серотучный Петербург приходится весьма к лицу. По наставлению внезапно появившегося спустя 18 лет отсутствия и озаботившегося ее душевным здоровьем папаши (Юрий Колокольников) она начинает терапию с психологом (Филипп Янковский) и обнаруживает в себе запасы ядовитой ненависти, которых хватит на несколько полных пассивной агрессии жизней. Злость, напоминающую собой черное облачко, заполняющее ее изнутри, вызывают и отстраненная, холодная мама (Виктория Толстоганова) — популярная тележурналистка, и инфантильный отец, и подруга-нимфоманка Алина (Ангелина Пахомова), не пропускающая ни одну пару штанов, и Лёша (Павел Чернышёв), парень Оли, который как раз эти штаны носит, и даже высокомерная престарелая «профессорша», прозванная студентами «Красной Шапочкой». Распалившись во время сеанса, Оля желает всем им смерти. К удивлению героини, вскоре ее желание сбывается — близкие умирают один за другим от загадочного удушья без видимых причин, что ставит в тупик опытных следователей Оксану (Марьяна Спивак) и Юрия (Алексей Розин).