Сейчас будет страшно: 10 отличных российских фильмов ужасов
В последние 10 лет хорроры перекочевали из категории B в мейнстрим и даже авторское кино. «Прочь», «Бабадук», «Солнцестояние» и десятки других братьев по жанру заслуженно получают отличную прессу, награды и любовь зрителей. А чтобы доказать, что российское кино тоже идет в ногу со временем, рассказываем о лучших отечественных хоррорах последних лет.
Она видит мертвых людей, и это проблема. Юная и самостоятельная сирота Катя (Александра Бортич) мучается от того, что неупокоенные души следуют за ней по пятам и просят о помощи, в то время как у девушки нет ни сил, ни желания заниматься чужими проблемами. Единственный способ избавиться от навязчивого потустороннего присутствия — махнуть стакан крепкого алкоголя и забыться. Катя потихоньку спивается, временами уходя в полный блэкаут. Дошло до того, что она не смогла вспомнить, как вызвала полицию после таинственного исчезновения своей сестры-близняшки. Большинство стражей порядка уверены, что имеют дело с поехавшей маргиналкой, и не верят в существование Ларисы. И только следователь Капков (Евгений Цыганов) готов помочь Кате.
Современное переосмысление «Шестого чувства» с водочкой, кровожадным маньяком и загробным юмором. За комедийную часть сюжета отвечает призрак Вася в исполнении одного из самых востребованных артистов последних лет — Александра Робака. За непередаваемую хоррор-атмосферу — бывшая усадьба князей Трубецких Знаменское-Садки, куда то и дело проваливается героиня Бортич. Чтобы сделать залы особняка более угнетающими, их искусственно состарили и заполнили пятью грузовиками опавшей листвы.
Ксюша живет вместе с мамой Таней и отчимом Михаилом в частном доме и страдает от обычных подростковых проблем — жестокости сверстников и непонимания взрослых. А судьба приготовила ей испытание посерьезнее. Без вести пропавший 10 лет назад отец Ксюши, о котором у нее не осталось никаких воспоминаний, найден живым в окрестных льдах и теперь вернулся домой. Татьяна принимает решение самостоятельно заботиться о впавшем в анабиоз бывшем, и сразу после появления нового обитателя в доме начинают происходить сводящие с ума события. Чтобы остановить охватившее родных безумие, девушке придется отпереть двери в подсознание и вспомнить все.
Режиссерский дебют продюсера и сценариста Ивана Капитонова — многолетнего соратника Святовлава Подгаевского, одного из наиболее известных отечественных хоррормейкеров. Соавторы подарили миру фильмы «Русалка. Озеро мертвых», «Пиковая дама: Зазеркалье» и многие другие. В своем дебюте Капитонов размышляет на тему дисфункциональных семейных отношений, построенных на абьюзе и запрятанных в подсознании травм, которые, оставаясь непроговоренными и непережитыми, обречены на повторение.
Саина, ее муж Петр и младший, но взрослый сын Айсен живут автономным хозяйством посреди якутских лесов. На десятки километров во все стороны от их подворья нет ни одной живой души, даже шаманы обходят эти проклятые в незапамятные времена места стороной. Семья готовится к приходу зимы, когда в их доме появляются гости — давно уехавший в город сын Тимир с женой и ребенком. Брат Айсена задолжал опасным людям, и единственный способ спасти жизнь — уговорить родителей продать хозяйство. Отец обещает подумать, но уже следующей ночью в дом влетает ворона, которая становится предвестником жутких и мистических событий.
Во втором фильме яркого представителя современного якутского кино Костаса Марсаана, получившего известность благодаря триллеру «Мой убийца» (2016), цивилизация беспомощна перед могущественными языческими силами. История начинается как тяжелая психологическая бытовая драма и постепенно разрастается до мифологических масштабов. Настоятельно рекомендуется к просмотру всем любителям «Солнцестояния».
Журналистка Кристина собирается сделать репортаж об учениях поисково-спасательного отряда «Искра», члены которого помогают попавшим в беду и потерявшимся людям в Ленинградской области. Если верить самым популярным поисковикам, в местных лесах слишком часто находят обнаженные трупы без следов насильственной смерти, что для многих является доказательством существования нечистой силы. Во время поисков пропавшего подростка спасатели обнаруживают в лесу голую старушку в полуобморочном состоянии, которая в бреду грозит группе, что духи и призраки леса вышли на охоту за живыми в наступивший Покров день. И, похоже, далеко не всем участникам поисковой операции удастся выбраться живыми из зачарованной чащи.
Если верить вступительным титрам этого хоррора, а выполнены они в традициях «Ведьмы из Блэр», стилизованной под найденную пленку, он основан на реальных событиях. В сценарии Ивана Капитонова и Святослава Подгаевского были использованы настоящие свидетельства происходящих в лесах под Санкт-Петербургом странностей. Вот уже 15 лет в этих краях регулярно пропадают и погибают люди. Достоверности «Вдове» придает не только опора на реальность и псевдодокументальный стиль съемки, но и работа непрофессиональных актеров, которые на самом деле работают спасателями и умеют находить людей в самых труднодоступных местах.
Егор недавно потерял маму, и вскоре его отец полюбил другую. Вместе с папой, мачехой и грудной сетренкой Варей мальчишка переехал в благополучный микрорайон неподалеку от непроходимого леса. Пока Егор пытается привыкнуть к новой школе и заводит дружбу с девочкой-изгоем Дашей, молодая мать больше не в силах справляться с младенцем в одиночку и приглашает на работу няню. После появления этой подозрительной женщины в доме начинают происходить мистические события, разобраться в которых под силу только детям.
Пятый и, пожалуй, самый зрелый фильм главного российского хоррормейкера Святослава Подгаевского. Как и во многих предыдущих фильмах, созданных в соавторстве с Иваном Капитоновым, режиссер берет за основу русский фольклор. Холодная, почти скандинавская эстетика, визуальные эффекты, не уступающие голливудским, и блестящие работы маленьких актеров — главные составляющие успеха этой кошмарной истории.
Однажды в загородный дом архитектора Андрея забралась группа отморозков, попытавшихся изнасиловать его жену Олю. В ту ночь беременная женщина потеряла ребенка и перестала доверять мужу. В надежде спасти брак герой обратился за помощью к экстрасенсу Маре. Та пообещала избавить Олю от травмирующих воспоминаний в обмен на услугу: супруги должны пожить в ее квартире в Доме на набережной и позаботиться о многочисленных растениях и грибах, составляющих основу ее ворожбы. Поселившись через дорогу от Кремля, пара переживала ренессанс отношений, но очень скоро в их новом доме начали происходить пугающие и необъяснимые события.
В отличие от предыдущего хоррора, действие которого происходит в безымянном городе в подчеркнутом безвременьи, «Побочный эффект» рассказывает про Москву здесь и сейчас. Вторая за 2020 год вариация на тему Бабы-яги разыгрывается в двух шагах от Кремля — в квартире легендарного правительственного Дома на Берсеневской набережной. Героиня Марины Васильевой не просто строит музыкальную карьеру, а выступает на бэк-вокале у инди-дуэта «Самое Большое Простое Число» (Сцена с музыкантами снималась во время московского концерта группы в рамках тура 2019 года.) Сама же Мара-Яга в исполнении блистательной артистки труппы Гоголь-центра Александры Ревенко в свободное от ворожбы время слушает Shortparis.
Сводные братья отправились в сельскую глушь, чтобы привести в порядок купленный по дешевке старый корабль. Петр провел последние месяцы в наркологической клинике, и Максим решил, что трудотерапия вдали от цивилизации пойдет парню на пользу. Вместе с ними в путешествие отправилась новая девушка Максима — Полина. Вскоре после начала реставрации молодые люди узнают, что много лет назад на судне заживо сгорела группа детей, воды реки считаются проклятыми, а суеверные местные жители совсем не рады приезду городских. После очередной ссоры с возлюбленным Полина исчезает на сутки, а когда возвращается назад, Петр начинает подозревать, что девушку подменили.
«Черная вода» — трудный ребенок постановщика комедий «Гуляй, Вася!» и «Неадекватные люди»Романа Каримова. Во время работы над фильмом режиссер сломал ногу, переживал личную трагедию и конфликтовал с продюсерами. Сам Каримов не любит вспоминать о картине, а между тем она определенно заслуживает внимания зрителей. Среди сильных сторон фильма — балансирование сюжета на тонкой грани между рациональным и мистическим, а также отличная работа Ирины Старшенбаум, которая воплотила на экране живую, эмоциональную и любящую Полину. Кстати, позже сценарный троп с молодыми горожанами, которые становятся пленниками загадочной деревни, получит развитие в мистическом сериале «Топи».
В основе фильме лежат реальный события. Уже больше полувека прошло с тех пор, как у подножья горы Холатчахль на Северном Урале погибли 9 туристов из команды Игоря Дятлова, и тайна их смерти до сих пор будоражит пытливые умы по обе стороны океана. Американская студентка факультета психологии Холли Кинг мечтала узнать, что же произошло с лыжниками зимой 1959 года, и даже получила грант на проведение экспедиции. Вместе с группой друзей девушка собирается снять документальный фильм о путешествии по России, но вскоре после начала похода американцы пропадают. Во время поисковой экспедиции спасатели находят видеокамеру туристов, которая должна пролить свет на тайну их исчезновения.
Фильм в жанре «найденной пленки» (специфическая разновидность мокьюментари) совместного производства России и США в постановке финна Ренни Харлина наследует стилистику «Ведьмы из Блэр», чтобы представить неожиданную трактовку произошедшего с группой Дятлова. Сам Харлин признавался, что из всего обилия природных, антропогенных и мистических объяснений событиям далекого 1959 года он придерживается версии о неудачном секретном эксперименте. Во время подготовки к производству режиссер несколько месяцев провел в Москве, изучая правительственные архивы. Возможно, авторам фильма не удалось дать убедительное объяснение произошедшему, но они точно сумели хорошенько напугать.
Мама Светы погибла много лет назад при странных обстоятельствах, и единственным ее близким человеком был старший брат Антон. Ночью после дня рождения девушки парень по необъяснимой причине выбросился из окна. Разбирая вещи погибшего, Света узнает, что брата мучили навязчивые кошмары, передавшиеся ей по наследству. Мечтая избавиться от повторяющихся ночных видений, девушка решается пройти терапию в институте сомналогии и вместе с тремя случайными знакомыми отправляется в групповое осознанное сновидение, которое для всех героев обернется настоящим кошмаром.
В своем дебютном полном метре клипмейкер Павел Сидоров смешал коктейль из благодатных для хоррора тем: деструктивные секты, практикующие массовое самоубийство, осознанные сны, клаустрофобию, сомнамбулизм, сиротство и таинственный институт. Кстати, сновидческая часть фильма снималась в кабинетах и на этажах Московского института биоорганической химии РАН, который оказался прекрасной локацией для хоррора. Сюжет держит интригу до последнего и дает ответы далеко не на все загадки. Хочется верить, что когда-нибудь зрители смогут увидеть приквел истории о религиозной общине, чьи адепты совершили массовый суицид.
В завершение предлагаем хоррор без намека на мистику, что делает его, пожалуй, самым жутким из всего списка. В центре сюжета дембель по прозвищу Чистый, который после возвращения из армии спешит жениться. Накануне свадьбы главный герой решает устроить мальчишник вместе с лучшими друзьями Ламбадой и Колбасой. В программе — пицца, стриптиз, алкоголь и курительные смеси, но после того как в арендованный особняк приехала разгневанная невеста с подругами, обнаженные танцы пришлось отложить. Уютная вечеринка дала сбой после того, как парни употребили спайс, потеряли человеческий облик, и уже скоро на обнесенном высоким забором участке развернулась настоящая кровавая баня.
В основу сценария этого жуткого антинаркотического кровавого триллера легла реальная история, случившаяся в Гомеле в 2014 году. Тогда после употребления спайсов пара потерявших связь с реальностью парней вырезала своему другу глаза. Работая над фильмом, белорусский постановщик Владимир Зинкевич переписывался с ослепшим героем тех роковых событий и изучил другие реальные трагедии, произошедшие на почве употребления. Понимание того, что история — вымысел лишь отчасти, а прототипы героев прямо сейчас отбывают свои сроки в тюрьме, вызывает мурашки и заставляет смотреть эту лютую историю, наполненную скримерами, жестокостью и безумием, до самых титров.