Редакционная политика: 10 фильмов о журналистах
3 мая отмечают Всемирный день свободы печати. В кино режиссеры нередко обращаются к основанным на реальных событиях историях о храбрых корреспондентах и расследователях, а порой погружаются в будни интересной профессии. Рассказываем о 10 фильмах, в которых в центре внимания журналисты. Также предлагаем познакомиться с подборкамиувлекательных байопиков ироссийских документальных фильмов.
С амбициозным журналистом Джо случилась досадная неприятность — он умер. И теперь в компании Смерти и таких же, как он, мертвецов плывет на лодке в место, где должен обрести вечный покой. Разговорившись с одной из попутчиц, Джо узнаёт, что, возможно, терроризирующий Лондон маньяк и сын высокопоставленного лорда — один и тот же человек. Но что ему делать с этой сенсацией на том свете? Джо решает рискнуть и прыгает в темные воды мироздания, таким образом попав в мир живых в облике призрака. И предприимчивый журналист находит ту, для кого скандальная история может стать золотым билетом. Вместе со студенткой журфака он начинает расследование, которое поставит на уши столицу Англии.
Второй лондонский проект Вуди Аллена, американский Манхэттен режиссер променял на дождливое небо Туманного Альбиона. Но не место красит человека, а наоборот. Где бы ни снимал Аллен, он везде, как чемодан, таскает за собой излюбленные приемы: сатиру, звездный каст и очки в роговой оправе.
Холодная война в самом разгаре. Американские политики одержимы поиском и разоблачением агентов СССР. Среди тех, кто борется с «красной заразой» в США, был и сенатор Джозеф Маккарти. Он прославился своей принципиальной позицией в отношении «предателей» и стал идейным вдохновителем и автором Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности. Но методы, которые Маккарти использовал в борьбе, вызывали вопросы. И в первую очередь ими стал задаваться журналист Эдвард Марроу, который в эпоху расцвета телевидения бросает вызов сенатору и начинает разоблачать его в своих программах. И такая наглость, конечно, злит Маккарти и его сторонников.
Фильм «Доброй ночи и удачи» основан на реальной борьбе журналистского и политического блоков 50-х годов. Картина Джорджа Клуни имела заметный успех на Венецианском кинофестивале, отхватив сразу пять наград (в том числе приз за лучший сценарий и кубок Вольпи за лучшую мужскую роль Дэвиду Стрэтэйрну), и номинировалась на шесть «Оскаров». Пропитанная табачным дымом и озвученная треском первых телевизионных передач, лента отлично передает атмосферу времени, о котором рассказывает, и создает собственную художественную декорацию, подкупающую с первых минут.
Одно из самых скандальных и известных нераскрытых дел не только Сан-Франциско, но и Америки. Серийный убийца, орудовавший в США в течение 12 лет, так и не был пойман. Зодиак не только терроризировал жителей, но и издевался над полицией, ломавшей голову над его письмами, которые он присылал после каждого убийства. По следам этой истории криминальный писатель Роберт Грейсмит создал документальную книгу. Она и легла в основу эталонного триллера Дэвида Финчера «Зодиак».
Сан-Франциско, конец 1960-х. Неизвестный хладнокровно расстреливает молодого человека в машине. А после посылает три письма с загадками в ведущие американские городские газеты. Парочка энтузиастов (репортер криминальной хроники и карикатурист) «взламывают» шифр убийцы, но это не предотвращает следующее нападение маньяка. Так начинается история Зодиака.
История начинается с одного освобождения. Полиция сначала скрывает арест священника, обвиненного в сексуальном насилии над ребенком, а затем отпускает его на свободу. Несколько лет спустя группа журналистов-расследователей натыкается на информацию о юристе, который уверен, что архиепархия Бостона был в курсе того, что происходит в стенах церкви, и никак не пресекла преступление. Журналисты уверены, что им попалось дело одного преступного священника, и решают осветить этот инцидент. Но чем больше они погружаются в детали истории, тем страшнее становится каждому из них.
«В центре внимания» — оскароносный фильм, основанный на реальных событиях. Сюжет повествует о скандале, связанном с сексуальными домогательствами священников, который в конечном итоге привел к отставке кардинала Бостона Бернарда Лоу. Только один тот факт, что картина опирается на реальную историю, уже заставляет испытывать дискомфорт при просмотре. Помогает держать зрителей в напряжении не только захватывающая история, но и отличные актерские работы голливудских звезд первой величины.
Журналистка Мэри Колвин вполне могла бы стать ведущим хроникером светской жизни Лондона, писать о модных новинках, вести колонку о сексе в большом городе или же составлять статьи о дорогом алкоголе. В каждой из этих тем она блестяще разбирается. Однако Колвин избрала другой путь и раз за разом отправляется в горячие точки военных конфликтов, чтобы стать летописцем правды. Вместе с военным фотографом она оказывается в осажденном городе Сирии, где ей нужно применить все свои навыки, чтобы не просто сделать блестящий материал, но и выжить.
В фундамент фильма заложена статья «Частная война Мэри Колвин», которая была опубликована в 2012 году в журнале Vanity Fair. На роль известной журналистки создатели пригласили Розамунд Пайк и не прогадали. Пайк отлично вжилась в роль вечно курящей, бранящейся, отчаянной Колвин. И актерскую игру оценили не только зрители, но и профессионалы. Пайк была номинирована на «Золотой глобус» в категории «Лучшая женская роль». В тот год награду забрала Гленн Клоуз за образ в фильме «Жена», но «Частная война», как и игра Розамунд Пайк, от этого хуже не стала.
История о том, как в Америке чуть не закрыли газеты The New York Times и The Washington Post из-за скандала вокруг секретных документов, обличающих руководство страны. Все совпадения неслучайны, а герои невымышленны. В главных ролях золотой дуэт студийных фильмов — Мэрил Стрип и Том Хэнкс. В режиссерском кресле еще один гигант Голливуда и американского кино в целом — Стивен Спилберг.
В руки владелицы ведущей американской газеты попадают архиважные документы, рассекречивающие переписку Пентагона о Вьетнамской войне. Стоит ли говорить, что информация, содержащаяся в этих сообщениях, ни в коем случае не должна быть обнародована, так как это нанесет огромный урон репутации правительства. Кэтрин Грэм, понимая всю ответственность и риск, решает опубликовать эту информацию. Тогда политическое руководство назначает женщине и ее коллегам свидание в суде, попутно запугивая журналистов разгромом изданий.
Еще одна реальная история, в которой фигурируют журналисты издания The Washington Post. В 1973 году Америку ошарашил Уотергейтский скандал — политический кризис, который привел к отставке действующего президента США Ричарда Никсона. «Вся президентская рать» рассказывает о смелых репортерах, рискнувших своими карьерами и безопасностью, чтобы донести правду до американцев.
И так довольно шаткое доверие населения к правительству может окончательно рухнуть, если всплывут факты, попавшие в руки журналистов. По их информации, администрация Никсона позволила себе установить прослушивающие устройства в кабинетах штаб-квартиры оппонентов во время президентской кампании. Грязная игра, которая противоречит правилам честной конкуренции, вызывает множество вопросов. Двум корреспондентам предстоит пройти все круги ада, чтобы подтвердить эти данные и найти свидетелей. И, как свидетельствует история, у них всё получилось.
Карьера журналиста Стивена Гласса только начинается, но он уже пишет для ведущего политического издания, и его материалы пользуются популярностью у читателей. Молодой и амбициозный Гласс поражает своей трудоспособностью и умением находить острые сюжеты, а главное — добывать стоящую информацию для своих статей. И кто бы мог заподозрить, что Гласс — заядлый врун и социопат, который смог обвести вокруг пальца десятки людей, пока не столкнулся с честолюбивым редактором, разглядевшим в парне обманщика.
Фильм «Афера Стивена Гласса» основан на реальных событиях и карьере политического журналиста, чьи истории и сюжеты оказались фальшивкой. Репортерское мошенничество Гласса было настолько наглым и дерзким, что подобный сюжет не мог долго оставаться лишь на страницах статьи Vanity Fair и обязан был перекочевать на большой экран.
Мир моды трепещет перед именем и шпильками Миранды Пристли, чей образ, возможно, был списан с фигуры главного редактора Vogue Анны Винтур. Пристли, руководящая крупнейшим фэшн-изданием, выбором обложки способна задать тренд дизайнерам, закинуть на пьедестал нового модельера и хладнокровно разбомбить коллекцию ведущего дизайнера одежды, разрушив тем самым его карьеру. Работать с ней — кара и блестящая возможность, о которой вообще-то никогда не мечтала юная журналистка Энди, попавшая в редакцию Пристли в качестве стажера. Мир моды девушку не интересует, а трепет работников перед «цветом сезона» ее просто смешит. Но именно эта работа изменит жизнь Энди. Да так, что девушке придется заново собирать и свою личность, и свои мечты.
«Дьявол носит Prada» по праву считается культовым фильмом, который поклонники могут пересматривать раз за разом, не опасаясь, что история им надоест. Звездный актерский состав, красивые наряды, отличный саундтрек, блеск подиумов, очарование Нью-Йорка и непретенциозное нравоучение, завернутое в упаковку от кутюр, — беспроигрышная формула.
Фильм, который закрепил понятие «день сурка», ставшее олицетворением невыносимой рутины, однообразности жизни, скуки и, конечно же, временной петли, в которой сегодня повторяет вчера, а будущее неотличимо от настоящего. Трудно также не отметить блестящий актерский перформанс любимчика зрителей — Билла Мюррея. Добрый юмор в фильме уживается с бесконечными страданиями главного героя, а песню I Got You Babe в исполнении Сонни и Шер невозможно забыть, и ты повторяешь ее снова и снова, проживая этот сюжет раз за разом.
Фил Коннорс ведет прогноз погоды на телевидении, но, как это заведено, конечно, мечтает о «нормальной журналистской карьере». Вместе со съемочной командой, которой он не забывает напомнить, насколько ничтожна их совместная работа, Фил приезжает в Панксатони, где празднуется День сурка. В этот день очаровательный грызун должен вынести свое предсказание, когда наконец весна прогонит зиму. Коннорс со скучающим видом и раздражающей коллег и зрителей заносчивостью начинает свой репортаж, который ему запомнится надолго. Пережив этот «унизительный» для его самолюбия день, он просыпается в нём снова. И проживает заново. И опять, и опять, и опять. Коннорс застрял во временной петле, которую ему еще надо придумать, как разорвать. Но некоторым стоит сто раз прожить один и тот же день, чтобы наконец увидеть главное.