Подборки10 мин.

Ранний Вильнёв и поздний Триер: 10 отличных современных авторских фильмов

Авторское кино давно перестало быть нишевым, а в последние 20 лет покоряет не только главные кинофестивали мира, программы которых рассчитаны на искушенных ценителей, но и более мейнстримные «Золотой глобус» и «Оскар». Рассказываем про 10 важнейших примеров современного авторского кино, в которых отражается уникальный стиль их создателей — людей, изменивших киноиндустрию и наше представление о ней.

Всем поклонникам Адама Драйвера рекомендуем присмотреться к нашей подборке по фильмографии актера. А ценителям скандинавской утонченности точно придется по вкусу наша подборка лучших работ недавнего именинника Мадса Миккельсена — многоликого и неповторимого.

Патерсон

Paterson
Рейтинг: 7.3IMDb: 7.4
Жанры: Драмы, Мелодрамы, Комедии
2016, 113 мин
США, Франция, 18+
Режиссер: Джим ДжармушГлавные роли: Адам Драйвер, Голшифте Фарахани, Нелли, Ризван Манжи, Доминик Лириано, Джейден Майкл

Джим Джармуш — художник, который всегда воспринимал кино как большую поэзию. Его любимые герои — аутсайдеры, не желающие подстраиваться под существующую структуру мира. Его любимый художественный прием — воспевание обыденности: привычной рутины, которая, стоит к ней присмотреться, оказывается пространством простых и доступных чудес. Для Джармуша не существует маленьких людей и сверхцелей в жизни. Есть просто жизнь, которую нужно прожить, сохранив себя и по возможности не умножив количество горя в ней.

«Патерсон» — буквальный пример того, как Джармуш мастерски обращается с сюжетом про невыносимую легкость бытия. Герой Адама Драйвера — обычный водитель автобуса, человек из толпы, неприглядный и непритязательный. Днями он развозит пассажиров по одному заученному наизусть маршруту, а вечерами пишет стихи. Они не претендуют на то, чтобы остаться в вечности, но они честные, настоящие и очень хрупкие. Сам Патерсон тоже не ищет славы, а хочет остаться в тени своего таланта, предпочитая любить не себя в поэзии, а поэзию в себе. Джармуш создает красивое и тихое кино о людях, которые, может, глобально и не влияют на мир, но без которых мир бы сильно обеднел.

Меланхолия

Melancholia
Рейтинг: 7.29IMDb: 7.1
Жанры: Фантастика, Драмы
2011, 135 мин
Дания, Швеция, 16+
Режиссер: Ларс фон ТриерГлавные роли: Кирстен Данст, Шарлотта Генсбур, Александр Скарсгард, Брэйди Корбет, Камерон Спурр, Шарлотта Рэмплинг

Еще один живой классик современного авторского кино Ларс фон Триер — режиссер, новатор и провокатор. Датский постановщик в своем творчестве возвел чувство тоски и одиночества в абсолютную максиму. Его герои амбивалентны и сложны и едва ли всегда вызывают симпатию. Но зато как много в них от живых людей, сложных, неоднозначных. Это хорошо знают актеры, снимающиеся в его фильмах, потому что опыт работы с Триером — своего рода инициация для истинных профессионалов. С ним мечтают сотрудничать тысячи, но везет единицам.

«Меланхолия» — драма фантастического размаха и атмосферы. Главные герои готовятся к роскошной свадьбе, но невесту (Кирстен Данст) не покидает тяжелое предчувствие надвигающегося конца. Она еще точно не знает, предзнаменованием чего служит ее внутренняя фрустрация, но удивительно, каким тонким барометром оказывается ее душа. Утром после затянувшегося гуляния персонажи фильма понимают, что на Землю несется разрушительная комета, столкновения с которой наша планета не переживет. Искупать грехи поздно, спастись не получится. Но можно побыть рядом с близкими людьми. Можно напомнить им о своих чувствах и вспомнить, что ты тоже любим в ответ. Удивительно, как Триер превращает депрессивный сюжет в красивую и обнадеживающую сказку, наполненную визуальными отсылками к художественной стилистике прерафаэлитов. Кажется, никто другой так виртуозно объединять столь несовместимые вещи не умеет, но тем Триер и уникален.

Худший человек на свете

Verdens verste menneske
Рейтинг: 7.2IMDb: 7.9
Жанры: Драмы, Мелодрамы, Комедии
2021, 127 мин
Норвегия, Франция, 16+
Режиссер: Йоаким ТриерГлавные роли: Андерс Даниелсен Лье, Ренате Реинсве, Мария Грация Ди Мео, Ганс Олав Бреннер, Видар Сандем, Херберт Нордрам

А вот дальний родственник Ларса фон Триера, тоже режиссер Йоаким Триер, напротив, смотрит на мир более восторженным взглядом. Хоть и не позволяет себе очаровываться им полностью. Его режиссерский поиск — исследование современного человека: растерянного, одинокого, тревожного. Норвежец Триер всматривается в этот образ, не приукрашивая, но и не обличая его. В пространстве его картин человек может быть слаб и потерян. Но сам мир всегда открыт тому, чтобы подсказать путь из внутренней западни.

«Худший человек на свете» — настоящий бунт молодости против скучной старости. Главная героиня Юлия (Ренате Реинсве) — студентка, которая оказалась на жизненном распутье. Она заводит мучительные отношения с разными парнями, словно убегая от необходимости сперва выстроить самые главные отношения в своей жизни — с самой собой. На постере фильма красуется кадр с длительной пробежки Юлии, оказавшейся одной на пустынной улице Осло. Бег — центральный образ истории, который олицетворяет наше стремление к постоянному движению и наше желание убежать от себя. Юлия в итоге примиряется с собой и другими, понимая, что жизнь — забег на длительную дистанцию и нужно распределить внутренние силы правильно.

Отель «Гранд Будапешт»

The Grand Budapest Hotel
Рейтинг: 7.8IMDb: 8.1
Жанры: Комедии, Приключения
2014, 95 мин
США, Германия, 16+
Режиссер: Уэс АндерсонГлавные роли: Рэйф Файнс, Тони Револори, Сирша Ронан, Эдриан Броуди, Уиллем Дефо, Эдвард Нортон

Если Ларс фон Триер делает кино для выносливых, то Уэс Андерсон создает истории, в которые хочется убежать как в пространство абсолютного добра и красоты. Его творческий стиль неповторим (хотя многие пытаются копировать), его истории — всегда счастливые, хоть и с ноткой грусти, а герои — чудаковатые, но милые и честные. Они не стесняются быть не такими, как все, не страшатся показывать миру уязвимость и личным примером доказывают, что у каждого из нас есть волшебная способность сбегать в мир своих грез. В нем безопасно и невероятно красиво, а всякое зло бессильно.

В центре сюжета странный и неожиданный дуэт консьержа Густава и его юного коллеги Зеро. Они оказываются втянуты в захватывающее приключение с кражей драгоценных картин эпохи Возрождения и их поиском. А разворачивается драма на фоне более масштабных драматических изменений в Европе, оказавшейся на пороге Второй мировой войны. «Отель „Гранд Будапешт“» — фильм, который оказал огромное влияние на массовую культуру в целом, в том числе на кинематограф и моду. Исполнители главных ролей Уиллем Дефо, Эдриан Броуди, Рэйф Файнс и другие актеры после премьеры повторили узнаваемые образы своих героев на показе мужской коллекции Prada — таким образом в своей любви к Андерсону расписался и один из самых уважаемых модных домов мира.

О бесконечности

Om det oändliga
Рейтинг: 6.7IMDb: 6.9
Жанр: Драмы
2019, 74 мин
Швеция, Германия, 16+
Режиссер: Рой АндерссонГлавные роли: Татьяна Делоне, Андерс Хелльстрём, Мартин Сернер, Джессика Лотандер, Мари Бурман, Аня Бромс

Скандинавский волшебник Рой Андерссон — режиссер уникального стиля и видения, которого узнаешь из тысячи. Шведский постановщик — завсегдатай мировых киносмотров и просто любимчик настоящих синефилов, влюбленных в творчество автора. Любимый прием Андерссона — разбивать сюжет своих фильмов на множество новелл, связанных даже не столько одной темой, сколько одними чувствами и эмоциями. Традиционно Андерссон немногословен и раскрывает замысел сдержанно — в его фильмы нужно всматриваться, как в большое художественное полотно в галерее искусств, и постепенно раскрывать в нем все детали, бережно собранные постановщиком.

Фильм «О бесконечности» — вершина творчества Андерссона. В этой картине, также поделенной на различные самостоятельные мини-истории, есть один сквозной сюжет с главным героем — священником. Служителю церкви каждую ночь снится странный сон, в котором он несет по улицам родного города массивный деревянный крест. Святой отец пытается разгадать тайный символизм сна и приходит к неожиданным открытиям про себя и мир вокруг.

Молодость

Youth
Рейтинг: 7.2IMDb: 7.3
Жанры: Драмы, Мелодрамы, Комедии, Музыкальное
2015, 123 мин
Италия, Франция, 18+
Режиссер: Паоло СоррентиноГлавные роли: Харви Кейтель, Майкл Кейн, Рэйчел Вайс, Пол Дано, The Retrosettes, Габриэлла Белисарио

Итальянец Паоло Соррентино — достойный и важнейший наследник нетленного сокровища, которое представляет собой классическое итальянское кино. Когда-то его сформировали такие титаны, как Феллини, Висконти и Антониони, показав миру, что авторские фильмы — форма искусства, не признающая границ. Соррентино любит заигрывать с наследием выдающихся предшественников и даже намеренно заимствует определенные образы, но адаптирует вечные сюжеты под себя. Со свойственной итальянцам легкостью и игривостью он смотрит на жизнь как на приключенческий роман, в котором странника всегда ждет вознаграждение. Только вместо высоких гор и бескрайних полей герои фильмов Соррентино покоряют большие и шумные мегаполисы — современные Вавилоны.

Главные герои «Молодости» — дирижер Мик (Майкл Кейн) и композитор Фред (Харви Кейтель). Их дружбе 50 лет — больше, чем любым отношениям с женщинами, которые вереницей пронеслись в их жизни. Но на пороге старости герои оказываются лицом к лицу не только с прошлым, но и с внутренним кризисом. Позади огромная жизнь, полная успехов и провалов, впереди — неизвестность и страх забвения. Соррентино рассказывает пронзительную историю личного кризиса человека с такой чуткостью и заботой, словно держит на руках младенца, — кстати, важный христианский образ, воспетый на весь мир именно итальянскими живописцами.

Охота

Jagten
Рейтинг: 7.9IMDb: 8.3
Жанр: Драмы
2012, 111 мин
Дания, Швеция, 18+
Режиссер: Томас ВинтербергГлавные роли: Мадс Миккельсен, Томас Бо Ларсен, Анника Веддеркопп, Лассе Фогельстрём, Суссе Вольд, Анне Луизе Хассинг

Фильм, который принес Мадсу Миккельсену приз за лучшую мужскую роль 65-го Каннского фестиваля и был выдвинут на соискание главных кинопремий мира: «Золотой глобус», BAFTA и «Оскар». Автором и режиссером картины является Томас Винтерберг, для которого Миккельсен не просто близкий друг и любимый артист, но человек-амулет, приносящий удачу. Именно с их очередной совместной картиной «Еще по одной» Винтерберг выиграл долгожданный (и давно заслуженный) «Оскар». Стиль датского режиссера можно определить как психологический драматизм, доведенный до нервного предела. Постановщик любит исследовать человека в состоянии максимального стресса и расшатанности. Также он любит изучать границы человеческой морали и милосердия: где заканчиваются навязанные обществом нормы и начинается личная воля к добру?

«Охота» напоминает зеркало, в котором зрители могут увидеть собственное отражение: приятное или не очень. Это история детского воспитателя Лукаса, которого маленькая девочка под давлением взрослых обвиняет в сексуализированном насилии. У Лукаса безупречная репутация, которой он, как и доверия местной общины, в миг лишается. Теперь герой должен не только отстоять свое доброе имя и доказать невиновность, но и найти в себе силы противостоять внешнему злу. Распаленные ложными свидетельствами горожане обрушиваются на Лукаса, как стихийное бедствие, угрожая самосудом.

Солнце мое

Aftersun
Рейтинг: 7.3IMDb: 7.6
Жанр: Драмы
2022, 96 мин
Великобритания, США, 16+
Режиссер: Шарлотта УэллсГлавные роли: Пол Мескал, Фрэнки Корио, Селия Роулсон-Холл, Салли Мессэм, Айс Парлак, София Ламанова

Дебютная работа шотландской постановщицы Шарлотты Уэллс, с которой она не просто заявила о себе, а вошла в мир авторского кино как талантливый и самобытный художник, работающий со сложным материалом. Исполнитель главной роли, ирландский самородок Пол Мескал, получил за эту работу первую номинацию на «Оскар» и окончательно окреп в статусе актера уровня Аль Пачино или Леонардо ДиКаприо.

«Солнце мое» — история одного отпуска, совместно проведенного Калумом и его дочерью-подростком Софи (Фрэнки Корио). Родители девочки разведены и живут порознь. Для отца это редкая возможность провести как можно больше времени с дочерью. При этом герой скрывает от Софи личные трудности, которые впоследствии обернутся непредсказуемой трагедией. «Солнце мое» только прикидывается отпускной семейной мелодрамой с привкусом пляжного песка и соленого моря Турции. Это глубокое и пронзительное произведение о ментальном здоровье надломленного человека. А еще о том, как важно попросить помощи близких, если ты чувствуешь, что больше не справляешься, и как важно близким тебя услышать и подхватить за миг до падения в пропасть.

Укрытие

Take Shelter
Рейтинг: 6.9IMDb: 7.4
Жанры: Триллеры, Драмы
2011, 121 мин
США, 18+
Режиссер: Джефф НиколсГлавные роли: Майкл Шеннон, Джессика Честейн, Това Стюарт, Шей Уигэм, Кэти Миксон, Наташа Рэндолл

Джефф Николс — один из самых необычных современных авторов и яркий пример нового американского независимого кино, курс которого в середине прошлого века определил мастер Джон Кассаветис. Николс — постановщик, о работе с которым мечтают и новички, и маститые звезды. Интересный факт: Мэттью МакКонахи получил свою роль в «Интерстелларе» Нолана после того, как режиссер посмотрел фильм Николса «Мад» с МакКонахи в главной роли. То есть его проекты не просто расширяют профессиональный диапазон снимающихся у него звезд, но и выводят их карьеры на новые орбиты.

Главный герой «Укрытия» Кёртис (Майкл Шеннон) живет тихой жизнью вместе с женой Самантой (Джессика Честейн) и их общей дочерью. Однажды Кёртис начинает видеть во сне кошмары о предстоящем апокалипсисе. Под влиянием повторяющегося сна он начинает строить рядом с домом укрытие, в необходимость которого никто, кроме него, не верит. Более того, Кёртиса начинают подозревать в безумии, кивая в сторону его матери, когда-то лишившейся рассудка. Николс рассматривает историю «Укрытия» через призму библейской притчи. Как ветхозаветный Иов, он подвергается страшному испытанию на веру — только не в Бога, а в себя. Доведенный до отчаяния герой пытается сберечь себя и семью в выпавших на его долю испытаниях, словно придуманных по злой воле богов.

Пожары

Incendies
Рейтинг: 7.7IMDb: 8.3
Жанры: Драмы, Детективы, Военное
2010, 125 мин
Канада, Франция, 16+
Режиссер: Дени ВильнёвГлавные роли: Лубна Азабаль, Мелисса Дезормо-Полен, Максим Годетт, Реми Жирар, Аллен Олтмэн, Абдельхафур Элаазиз

Это сейчас Дени Вильнёв — режиссер многомиллионных блокбастеров вроде «Дюны» и «Бегущего по лезвию 2049». Начинал свою карьеру канадский постановщик с более скромного и очень самобытного кино, которое и проложило ему дорогу в Голливуд. Одной из самых важных работ в его творчестве того периода является драма «Пожары». Картина была номинирована на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

В центре истории брат и сестра, которые отправляются маршрутом своей матери, некогда бежавшей от войны на Ближнем Востоке. Делают они это по завещанию родственницы, пожелавшей, чтобы таким образом герои отыскали своего настоящего отца. Это вынужденное путешествие в трагическое прошлое семьи приводит героев к непредсказуемым открытиям про их мать, жизнь которой оказалась намного страшнее, чем они считали.