Подборки7 мин.

Психлечебницы, проклятые дома и зомби: 10 азиатских фильмов ужасов

Азиатские фильмы ужасов зарекомендовали себя уже давно, а Голливуд неприкрыто заимствует идеи у корейских и японских хорроров начиная с 1990-х и ранних 2000-х. Вспоминаем самых ярких представителей жанра из восточного региона. А чтобы вы открыли для себя новые картины, признанную классику мы смешали с недооцененными шедеврами из разных стран: от Таиланда до Тайваня.

Также предлагаем вам посмотреть лучшие японские фильмы ужасов.

Психиатрическая больница Конджиам

Рейтинг: 6.1IMDb: 6.4
Жанр: Ужасы
2018, 94 мин
Корея Южная, 18+
Режиссер: Чон Бом-щикГлавные роли: Ви Ха-джун, Пак Чи-хён, Пак Сон-хун, О А-ён, Мун Е-вон, Ю Джэ-юн

В 1979 году психиатрическую лечебницу «Конджиам» закрыли после самоубийства 42 пациентов и исчезновения главврача. За несколько десятилетий здание окончательно обросло дурной славой и отпугивает случайных зевак. Зато блогеры тянутся к нему целыми пачками. Один из инфлюенсеров, который ведет хоррор-шоу на YouTube, собирает команду смельчаков, чтобы провести эфир прямиком из больницы. В годовщину трагедии он хочет пробраться в таинственную комнату, которая может дать ответ на вопрос, что случилось в тот злополучный день. Вот только быстро выясняется, что в «Конджиаме» и правда обитает какая-то страшная сила.

Фильм корейца Чон Бом-щика довольно долго погружает в атмосферу старого заброшенного здания: блогеры бродят по бесконечным коридорам, вызывают фейковых духов ради просмотров и прислушиваются к жутким шорохам. Только когда зритель думает, что реальную угрозу не стоит ждать, авторы обрушивают на публику хит-парад скримеров, джампскейров и по-настоящему жутких чудовищ. Формат стрима усиливает эффект погружения: благодаря псевдодокументальной съемке легко представить себя в одной из темных комнат «Конджиама».

Поезд в Пусан

Рейтинг: 7.5IMDb: 7.5
Жанры: Боевики, Триллеры, Ужасы
2016, 111 мин
Корея Южная, 18+
Режиссер: Ён Сан-хоГлавные роли: Кон Ю, Ма Дон-сок, Чон Ю-ми, Ким Су-ан, Ким И-сон, Чхве У-щик

Управляющий инвестиционным фондом, разведенный отец-одиночка Сок-ву (Кон Ю) едет со своей дочкой Су-ан (Ким Су-ан) в Пусан, где живет мать девочки. Но как только герои садятся в вагон, по всей стране распространяется зомби-вирус. Некоторые пассажиры превращаются в плотоядных убийц, причем поразительно быстрых и ловких. Живые оказываются заперты в одном движущемся локомотиве с мертвецами.

«Поезд в Пусан» завоевал сердца не только южнокорейских зрителей, но и фанатов жанра по всему миру. Во-первых, фильм выделяется ярким концептом: по сути, действие развивается в четырех стенах скоростного поезда; герои перебегают из вагона в вагон, сражаясь с полчищем монстров. Это усиливает клаустрофобную атмосферу и делает сюжет более адреналиновым, ведь героям нельзя просто спрятаться в укромном месте — им нужно доехать до финальной точки и не быть съеденными пассажирами-людоедами. А во-вторых, картина размышляет о социальном неравенстве. Локомотив — это аллюзия на наше общество, где выживает не самый добрый и смелый, а самый кровожадный и циничный.

Звонок

Рейтинг: 7.1IMDb: 7.2
Жанры: Ужасы, Триллеры, Детективы
1998, 96 мин
Япония, 18+
Режиссер: Хидэо НакатаГлавные роли: Нанако Мацусима, Хироюки Санада, Рикия Отака, Мики Накатани, Юко Такэути, Хитоми Сато

По Токио гуляет городская легенда. Говорят, что существует проклятая кассета: если ее посмотреть, человеку позвонят и сообщат о приближающейся гибели. Спустя неделю все неизменно умирают. За таинственное дело берется репортер Рэйко Асакава (Нанако Мацусима). Она заинтересована в сюжете не только с профессиональной точки зрения, но и с личной. Дело в том, что женщина и ее сын сами посмотрели запись. А значит, у них всего 7 дней, чтобы узнать историю кассеты и снять с себя проклятие.

«Звонок» по сей день кажется крайне необычным фильмом ужасов. Дело не только в зловещей эстетике кассеты, где все ходят задом наперед, но и в том, как японский постановщик Хидэо Наката показывает монстра. Режиссер превращает конвенциональный фильм ужасов о проклятии в мрачную трагедию о человеческой жестокости, насилии и круговороте зла в природе. К концу становится сложно понять, что стоит испытывать — страх или горечь. А может быть, всё сразу, ведь именно «Звонок» доказал нам, что самое страшное чудовище — это человек.

Исцеление

Рейтинг: 6.9IMDb: 7.4
Жанры: Ужасы, Триллеры, Приключения
1997, 106 мин
Япония, 18+
Режиссер: Киёси КуросаваГлавные роли: Кодзи Якусё, Масато Хагивара, Цуёси Удзики, Анна Накагава, Мисаё Харуки, Ёрико Догути

Детектив Кеничи Такабе (Кодзи Якусё) расследует таинственные убийства. Случайных людей жестоко убивают и вырезают на их груди букву «Х». Причем преступники всегда разные: их объединяет лишь отсутствие реального мотива. Вскоре мужчина все-таки находит настоящего подозреваемого. Тот умело гипнотизирует своих жертв и манипулирует чужим сознанием. Такабе придется сильно постараться, чтобы самому не впасть в пучину безумия и отличить фантазию от настоящей жизни.

Фильмы японского классика Киёси Куросавы сложно назвать хоррорами, скорее это триллеры с элементами паранормального и необъяснимого. Гнетущая и тягучая атмосфера сближает «Исцеление» с хитами студии А24 вроде «Реинкарнации» или «Ведьмы». Поэтому, даже когда на экране не происходит ничего страшного, на зрителя давят тревога и меланхолия. Отчасти это связано с выбором темы. Куросава размышляет о зле в сознании человека и скрытой жестокости, которую мы в себе подавляем. Авторские ответы пугают не меньше, чем скримеры в современных хоррорах.

Проклятие

Рейтинг: 6.7IMDb: 6.7
Жанр: Ужасы
2002, 92 мин
Япония, 18+
Режиссер: Такаси СимидзуГлавные роли: Мэгуми Окина, Мисаки Ито, Миса Уэхара, Юи Итикава, Кандзи Цуда, Каёко Сибата

В одном из обычных японских домов когда-то случилась трагедия. Отец семейства убил жену, а мальчик пропал. С тех пор каждый, кто вступает на порог, становится жертвой жуткого проклятья. Неважно, сколько прошло лет с трагедии и кто попадает в здание, всех ждет ужасная смерть.

Речь идет именно о фильме 2002 года, а не о голливудском авторемейке Такаси Симидзу. Японский хоррор завораживает необычным сторителлингом: здесь всё циклично, закольцовано и не вписывается в рамки классической трехактовой драматургии. Но еще постановщик удивляет жанровыми приемами. Что демонический молчаливый мальчик, что жуткий хор в саундтреке — всё это особенно ярко контрастирует со сценами из обыденной жизни героев. На таком фоне мы еще острее осознаем, как глубоко вплетены ужасы в наше естественное окружение.

Затвор

Рейтинг: 6.5IMDb: 7
Жанр: Ужасы
2004, 97 мин
Таиланд, 18+
Режиссер: Банйонг Писантханакун, Паркпум ВонгпумГлавные роли: Ананда Эверингэм, Наттавирануч Тонгми, Ачита Сикамана, Унноп Чанпайбул, Титикарн Тонгпрасеартх, Сивагорн Муттамара

Фотограф по имени Тан (Ананда Эверингэм) случайно сбивает девушку и скрывается с места преступления. Он пытается вернуться к обычной жизни, но вскоре замечает, что на его снимках появляются таинственные силуэты. Сначала мужчина списывает это на дефект, но чем чаще он проявляет изображения, тем очевиднее становится вмешательство злых сил. Вскоре у Тана один за другим погибают близкие люди.

«Затвор» строится на одном простом приеме: всё жуткое здесь появляется, как правило, на фотокарточках, то есть о приближении чудовища мы узнаем вместе с героем и чаще всего в самый последний момент. Тан разгуливает с камерой, словно с ружьем, ведь это его единственный способ предсказать атаку призрака. После просмотра «Затвора» понадобится какое-то время, чтобы привыкнуть к вспышкам: они надолго будут ассоциироваться с приближающейся угрозой.

Последний день на Земле

Рейтинг: 6IMDb: 6.4
Жанры: Ужасы, Боевики
2021, 100 мин
Тайвань, 18+
Режиссер: Роб ДжаббазГлавные роли: Берант Чжу, Реджина Лэй, Ван Цучян, Чэнь Инжуй, Эмерсон Цай, Лань Вэйхуа

На Землю обрушивается таинственный вирус, сводящий людей с ума: народ превращается в жестоких убийц, которые получают удовольствие от насилия. Молодая пара Джим (Берант Чжу) и Кат (Реджина Лэй) оказываются в разных уголках города и пытаются добраться друг до друга. Но сделать это не так-то просто. Героям предстоит прорвать ряды из мазохистов, психопатов и сексуальных преступников.

Азиатские хорроры не брезгуют насилием, но «Последний день на Земле» превосходит все ожидания: фильм больше напоминает американский эксплотейшен, создатели которого испытывают нервы публики на прочность. В программе дня — сексуализированное насилие, отрезание конечностей и даже кожа, расплавленная кипящим маслом. К середине картины сюжет теряет всякое значение, а просмотр больше напоминает поход в комнату страха.

Дом

Рейтинг: 6.8IMDb: 7.3
Жанры: Ужасы, Комедии
1977, 88 мин
Япония, 18+
Режиссер: Нобухико ОбаясиГлавные роли: Кимико Икэгами, Мики Дзинбо, Кумико Оба, Аи Мацубара, Миэко Сато, Эрико Танака

Семеро школьниц отправляются проведать тетю одной из них. Но беспечные выходные за городом превращаются в кошмар. Оказывается, здание захватили нечистые силы, и теперь хижина пожирает девочек одну за другой.

«Дом» японца Нобухико Обаяси — фильм настолько же жутковатый, насколько и смешной. Автор вдохновлялся снами собственной дочери, поэтому в сюжете крайне мало логики. Здесь есть говорящие головы, демоны-коты, рояли-людоеды и реки крови. А приемы из фильмов ужасов чередуются с монтажными склейками в духе азиатских рекламных роликов или ситкомов. Именно поэтому «Дом» стоит смотреть в шумной компании друзей: каждые 5 минут можно обсуждать очередной невообразимый прием на грани между «Изгоняющим дьявола» и сериалом «Друзья».

Кинопроба

Рейтинг: 6.4IMDb: 7.1
Жанры: Ужасы, Драмы
1999, 115 мин
Япония, 18+
Режиссер: Такаси МиикеГлавные роли: Рё Исибаси, Эии Сиина, Тэцу Саваки, Дзюн Кунимура, Рэндзи Исибаси, Миюки Мацуда

Вдовец Сигэхару Аояма (Рё Исибаси) уже семь лет совсем один. Из-за давления сына мужчина решает найти даму сердца и обращается за помощью к своему другу-продюсеру. Тот предлагает замаскировать свидания под кинопробы. Девушки будут приходить, думая, что снимутся в фильме, а на самом деле их рассматривают как кандидаток для отношений. Приятелям везет: они быстро сталкиваются с бывшей балериной Асами Ямадзаки (Эйхи Шиина). Вот только у новой знакомой, как выяснится, тоже хватает секретов. И эти тайны гораздо страшнее невинного обмана Сигэхару.

Японец Такаси Миике — один из самых хардкорных авторов современного кинематографа, и «Кинопроба» лишь подтверждает статус режиссера-провокатора. В одном из его самых знаменитых фильмов распиливают ноги хирургической пилой, едят рвоту и совершают ментальное насилие всеми возможными способами. Это безудержно безумное кино, в котором даже не хочется искать смыслы. Во время просмотра остается лишь ужасаться зловещей ауре вокруг антагонистки Асами Ямадзаки: ее необъяснимая жестокость пугает не меньше физических увечий на экране.

Кайдан: Повествование о загадочном и ужасном

Рейтинг: 7.8IMDb: 7.9
Жанры: Ужасы, Фэнтези, Драмы
1964, 163 мин
Япония, 18+
Режиссер: Масаки КобаясиГлавные роли: Митиё Аратама, Мисако Ватанабэ, Рэнтаро Микуни, Тацуя Накадаи, Кэйко Киси, Кацуо Накамура

Фильм состоит из четырех историй. В одной самурай уходит из дома от любимой женщины, а когда возвращается спустя несколько лет, осознает, что та совсем не изменилась. В другой лесоруб встречает призрака зимы. В третьей слепой музыкант спасается от смерти. А в четвертой самурай постоянно видит чье-то отражение в чашке чая. Все сюжеты объединяет лишь появление духов.

Японский «Кайдан» сейчас вряд ли способен напугать, зато его оценят эстеты и любители азиатской культуры. Декорациями и костюмами фильм напоминает восточный театр, при этом многие визуальные и сценарные приемы легли в основу современных хорроров: от контрастного освещения и зловещих задников до образа призраков, которые пытаются лишить простых людей жизни. Не стоит бояться хронометража. Трехчасовое полотно смотрится на одном дыхании из-за режиссерского мастерства Масаки Кобаяси: каждый кадр у него — произведение искусства.