Правители на грани нервного срыва: Лучшие исторические фильмы 2023 года
2023 год внезапно оказался годом кинематографической ревизии, богатым на исторические фильмы с нетрадиционным взглядом на события давно минувших дней. Недаром самыми громкими премьерами на фестивалях и потенциальными обладателями важных премий оказались фильмы из нашей подборки. Вспоминаем 10 лучших костюмных драм и байопиков исторических личностей, которые нам удалось увидеть в 2023 году.
В 2022 году мы тоже не прошли мимо исторического кино и отметили отличную десятку исторических фильмов.
Опус магнум Мартина Скорсезе о геноциде индейцев в разрезе одной семьи, обласканный вниманием критиков и зрителей. Ветеран Первой мировой войны Эрнест Бёркхарт (Леонардо ДиКаприо) приезжает в Оклахому, а именно в округ Осейдж. Насильно переселенные в эти места индейцы резко стали сказочно богатыми людьми после обнаружения на выделенной территории нефтяных месторождений. Немногочисленному белому населению остается только работать прислугой у местных землевладельцев. Такая шутка судьбы не могла не привлечь стервятников. Уж слишком сильным был запах легких денег. Одним из таких становится и Эрнест. Его дядя Уильям Хэйл (Роберт Де Ниро), местный богатый землевладелец, сватает его к Молли Кайл (Лили Гладстоун) — молодой представительнице коренного населения из зажиточной семьи. Идея в том, что после смерти девушки Бёркхарт станет главным наследником. От заветных гектаров его отделяют только жизни супруги, сестер Молли и ее матери.
Сценарий написан по одноименному бестселлеру Дэвида Гранна, посвященному одной из самых мрачных колониальных страниц истории Америки. Внезапно разбогатевшие индейцы в округе Осейдж начали так же внезапно умирать, причем от рук близких людей. Множество загадочных смертей так и не были раскрыты. И если бы не вмешательство ФБР (тогда еще БР), неясно, остались бы в тех местах коренные жители или их всех истребила бы неуемная алчность белых соседей. Скорсезе отправляется в плавание по глубинам людской низости, а его любимые актеры — безупречные ДиКаприо и Де Ниро и талантливая дебютантка Гладстоун — сопровождают режиссера в эпическом путешествии.
Одним из главных фильмов года, уже получившим пять статуэток «Золотого глобуса» и всерьез претендующим на «Оскар», является «Оппенгеймер» Кристофера Нолана. Безукоризненный звездный каст и фирменный режиссерский стиль сторителлинга (с многочисленными перескоками во времени, путающими зрителя) подарили нам фильм-биографию целого века, жесткого, кровожадного, двуличного, но блистательного и человечного, как и его главный герой.
Фильм рассказывает о жизни физика-теоретика, создателя атомной бомбы Роберта Оппенгеймера (Киллиан Мёрфи), с вниманием останавливаясь на основных вехах: становление ученого и студенческие годы в Европе, работа над ядерной бомбой, первые испытания, гонения и обвинения в симпатии к коммунистам, реабилитация. Масштабное полотно выносит приговор человечеству. А кинокритики отмечают выдающуюся работу не только любимого актера Нолана Киллиана Мёрфи, но и второго плана: коварного Роберта Дауни — младшего, верной Эмили Блант, очаровательной Флоренс Пью и не только.
История восхождения Наполеона Бонапарта (Хоакин Феникс) начинается с театральной казни белокурой Марии-Антуанетты. Великая французская революция смешала все карты, и голова королевы оказалась на плахе, а мелкий корсиканский аристократ взошел на престол. Величайший полководец начинает движение к власти с успешной операции по возвращению Тулона, захваченного британцами. С последующими событиями знаком каждый учащийся в восьмом классе: встреча с Жозефиной (Ванесса Кирби), Египет, коронация, Аустерлиц, вторжение в Россию и Бородинская битва, после — всё пошло по наклонной.
Долгожданный байопик Ридли Скотта с Фениксом в роли Наполеона не смог до конца оправдать ожиданий зрителей. Качественная, но осторожная работа мастера не преподносит никаких сюрпризов, но тем не менее дарит трехчасовое удовольствие наблюдения за работой Феникса в попытке создать многогранный образ одиозного полководца: подкаблучника, великолепного оратора, стратега и закомплексованного маменькиного сынка. Самое интересное в фильме — умение актера перенести на экран упадок маскулинности. Фигуру Наполеона Скотт планировал показать через призму отношений с Жозефиной, сделав ее главной второстепенной героиней и расставив по всему фильму цитаты из их знаменитой переписки. Однако природа их связи так и осталась загадкой, а романтическая страсть предстала серией курьезных анекдотов из сборника придворных рассказов.
История восхождения куртизанки Жанны Дюбарри (Майвенн): от бедного детства до фаворитки короля Людовика XV (Джонни Депп). Дочь монаха и кухарки в будущем ждали только два пути: монастырь или кухня. Однако симпатичная, остроумная, любопытная Жанна нашла для себя третий — постель знати. Достигнув небывалых высот в своем искусстве, девушка в конце концов попадает в покои короля и вовсе не собирается их покидать, несмотря на придворные интриги и ненависть народа.
Фильм открытия Каннского фестиваля и первая роль Джонни Деппа после громкой тяжбы с бывшей женой Эмбер Хёрд. Главное достоинство картины — фактура эпохи и очарованность режиссера духом времени. Костюмы и парики, серебро и золото, бронзовые головы и каменные лестницы важнее голосов персонажей. «Жанна Дюбарри» снята на пленку, прямо на месте исторических событий — в Версале.
Переносимся в Англию середины XVI века, времена кровавого правления Генриха VIII. Екатерине Парр (Алисия Викандер) «повезло» стать шестой супругой короля-женоубийцы. Мы встречаем главную героиню на престоле Англии в должности регентши на время отсутствия Генриха (Джуд Лоу), занятого войнами с соседями — Шотландией и Францией. Екатерина, пламенная протестантка, всеми силами пытается обрисовать новое будущее для себя и своей страны, но когда король возвращается из заграничных походов, приоритеты смещаются, и единственной задачей Екатерины становится выживание.
Сценарий основан на книге Элизабет Фремантл «Королевский гамбит», которая рассказывает о женщине на престоле, чья история в культуре обычно затмевается грандиозными мужами-современниками. Тем не менее у бразильского режиссера Карима Айнуза получилось нечто совершенно противоположное — кастинг сместил акцент в фильме сам по себе. В роли больного, мнительного, полубезумного, стоящего на пороге смерти тирана — Джуд Лоу. В его исполнении Генрих VIII превращается в мистическое животное, заколотое палками и раненное самыми близкими, забившееся в угол и принимающее последнюю битву. Неважно, происходит она на поле боя, во время дворцовых заседаний или на супружеском ложе.
Конец XIX века, Франция. Зритель оказывается в поместье гурмана Додена (Бенуа Мажимель), который проводит свои дни за самыми изысканными и невероятно вкусными завтраками, обедами, ужинами и разговорами с поварихой Эжени (Жюльет Бинош). Доден и Эжени живут вместе уже более 20 лет и столько же любят друг друга, но последняя почему-то отказывается выходить за него замуж. Доден продолжает стоять на своем.
Настоящий кинематографический деликатес с французским ароматом рук повара вьетнамского происхождения Чан Ань Хунга противопоказано принимать на голодный желудок. Бывшие любовники, чудесные Мажимель и Бинош, сумели перенести на экран теплоту и чувственность отношений двух возлюбленных как соавторов не только блюд, но и своих жизней. Эскапистский исторический фильм, позволяющий забыть о реальности и перенестись в прекрасную эпоху, наполненную предчувствием чудесного и ожиданием горестного, удостоился гран-при Каннского фестиваля.
Биографический фильм о единственной женщине — премьер-министре Израиля Голде Меир, стоявшей у истоков независимости страны, повествует о самых темных временах ее правления. Октябрь 1973 года, войска коалиции арабских государств, в которую входят Египет, Сирия и Иордания, пересекают линию прекращения огня в Судный день — важный праздник в иудаизме. Страна оказывается не готова к нападению, но благодаря четким, часто жестоким решениям премьер-министра мобилизует свои силы и дает отпор противнику.
Новый фильм оскароносного израильского режиссера Гая Наттива в попытке дешифровки образа Голды фокусируется на пиковых событиях ее карьеры — войне Судного дня и отношениях с Генри Киссинджером (Лив Шрайбер), госсекретарем США. Несмотря на успех операции, действия Меир подверглись критике и привели к распаду действующего правительства. Фильм совершенно лишен экшен-сцен, основные события происходят в кулуарах правительства и в доме премьер-министра. Кадр раскрашен серовато-коричневыми оттенками, как волосы и костюм героини, а воздух заполняют клубы тягучего дыма — привычка, от которой она никак не смогла избавиться, вопреки устрашающим предостережениям врачей.
Фирма постаревшего Энцо Феррари (Адам Драйвер) оказывается на грани банкротства. Единственное, что может спасти бизнес и самого автомобильного магната, — это слияние с другой автомобилестроительной компанией. Поправить репутацию способна Mille Miglia, гонка на выносливость по общественным дорогам Италии. А вот его личную жизнь уже вряд ли что-то спасет, жена Лаура (Пенелопа Крус) терзается последствиями смерти их единственного сына и подозрениями в измене мужа, любовница Лина (Шейлин Вудли) требует дать совместному ребенку фамилию отца. События усугубляются аварией с человеческими жертвами на Mille Miglia.
Мастерский байопик от ветерана кинематографа Майкла Манна («Схватка»), оседлавшего свою любимую лошадку — тему о гении от профессии, который одержим своим ремеслом и обречен на неудачи в личной жизни. Дополняют картину отличный состаренный Адам Драйвер и прекрасная Пенелопа Крус на грани нервного срыва. Камерная драма отношений прерывается масштабными и сложно скроенными эпизодами гонок, которые нет-нет и заставят вас несколько раз ахнуть.
Германия, 1945 год. Весь мир празднует окончание Второй мировой войны, победу над Гитлером и освобождение от нацистской агрессии. Но не для всех ужасы сражений осталась позади. В Нюрнберге готовится «процесс века» — суд над военными преступниками Германии. Туда отправляется и главный герой фильма — Игорь Волгин (Сергей Кемпо). На международном военном трибунале он будет переводчиком. Но не только работа заставляет Игоря задержаться в чужой стране — последнее письмо от пропавшего без вести брата пришло именно из Нюрнберга. На месте он знакомится с Леной (Любовь Аксёнова) — еще в начале войны она попала в плен, а затем на работы в Германии. Что скрывает Лена и как связаны ее новые знакомые с происходящим процессом?
Сценарий основан на книге историка и писателя Александра Звягинцева, специализирующегося на Нюрнбергском процессе — суде, затронувшем судьбы многих миллионов. Это был единственный способ восстановить справедливость и окончательно уничтожить влияние Гитлера. За постановку отвечал Николай Лебедев. Режиссер любимых зрителями экшенов «Экипаж» и «Легенда № 17» превратил историческую драму в остросюжетный шпионский триллер.
Хенрик (Роберт Маазер), солдат вермахта, отмеченный наградами за успехи в бою, совершает попытку дезертировать, предчувствуя близкую капитуляцию Германии. Боец решает отправиться на поиски дочери. За предательство оберштурмбаннфюрер фон Штарнфелд (Александр Шер) подвешивает героя на ближайшем дереве. На радость Хенрика поблизости оказывается Эльза (Мари Хаке) — местная фермерша и диверсантка, которая достает его из петли. Отряд фон Штарнфелда направляется в деревню Эльзы в поисках клада, закопанного местным богатым евреем еще в начале войны, чтобы поделить награбленное на всех и, разбогатев, бежать из страны. Хенрик и Эльза решают помешать охотникам за золотом.
Немецкий режиссер Петер Торварт, дебютировавший на Netflix в 2021 году с изобретательным боевиком про вампира на самолете «Кроваво-красное небо», возвращается на экраны с не менее жестокой исторической новинкой. В отличие от предыдущего фильма, «Крови и золоту» явно не хватает изобретательности и жанрового многообразия. Обилие кровавых сцен, иронии и гротеска превращает фильм в работу подражателя Квентина Тарантино. А кто не любит Тарантино? Чего боевику не занимать, так это злого драйва и беспринципности в отношении к материалу.