Погружение в волшебство: 10 современных сказочных фильмов
Волшебные, увлекательные, поучительные и знакомые каждому с детства сказки едва ли когда-нибудь утратят свою актуальность. С неугасимой энергией они отделяют добро от зла и заставляют поверить в чудо. Сказки передавались из уст в уста, перешли на страницы книг, но сегодня самое место для них — киноэкран. Вновь и вновь, всё более яркие и неотразимые, в кино появляются прекрасные принцессы и злые колдуньи, чтобы соединить со своими чарами магию кинематографа. Именно современное кино и его спецэффекты как никогда способны погрузить в мир волшебной сказки. Доказываем это на примере 10 отличных картин.
А вот Кристоф Ганс, режиссер фильма 2014 года, обратился как раз к хоррор-составляющей истории. Проработав сюжет с призраками, которые населяют замок чудовища, и с лихвой наделив вычурную историю нотками триллера, Ганс лишний раз подтвердил, что у сказок может быть множество прочтений. В собственное он, помимо хоррора, добавил и чувственности — в главных ролях снялись Леа Сейду и Венсан Кассель.
В фильмах ужасов очень часто можно повстречать устрашающую хижину в лесу или проклятое имение у озера. Этот мотив в литературе и хоррорах даже получил отдельное название — «дом с призраками». А ведь именно в сказке он появляется впервые. Помните заколдованный замок, в котором принц в обличье чудовища ждет, когда красавица полюбит его и снимет чары? Да, это «Красавица и чудовище», и экранизировали эту сказку по всему миру множество раз. Неудивительно, что и на родине во Франции ее снимали неоднократно. Поэт и классик французского кино Жан Кокто вложил в свою экранизацию 1946 года всю визуальную изощренность, на которую только были способны европейские фильмы того времени.
Сказку оценят любители психологизма, ведь главная героиня, Малефисента, никак не может решить, какую сторону ей занять: добра или зла. Фильм Роберта Стромберга оригинален не только этой динамикой персонажа, обычно сказкам не свойственной, — это еще и спин-офф всем известной «Спящей красавицы». Малефисента — как раз та самая злая фея, проклявшая красавицу Аврору, которая в день своего 16-летия должна уколоть палец веретеном и уснуть беспробудным сном. Но не тут-то было, Малефисента сама привязывается к проклятой ей девочке.
Безупречно эффектный фильм дополняют еще и прекрасные актерские работы Анджелины Джоли в заглавной роли и Эль Фаннинг, играющей Аврору. Ну а что до сказки, то магии тут хватает: волшебные леса, феи, замки, принцессы и даже драконы. Но есть в картине и дыхание самой жизни, которое и толкает архетипических персонажей принимать важные решения, которые иногда вовсе не соответствуют их сказочному амплуа героя.
Где, как не в современной Москве, переосмысливать мотивы русских сказок и придумывать знакомым героям новые воплощения, причем всем разом. «Последний богатырь», конечно, далеко ушел от фольклорного прототипа, и на богатыря главный герой вовсе не походит. Иван — сирота, который практикует прикладную магию: то в телешоу появится, то за большие деньги поможет приворожить клиентке собственного мужа. Но однажды Иван наконец оказывается в сказочном мире, где его магия не так уж и невероятна.
Прямо из торгового центра он попадает в Белогорье. Теперь перед Иваном новая задача — спасти волшебную страну от темных сил. А сил этих там тьма: и Баба-яга со своей избушкой (еще один «дом с призраками», только уже посреди русского леса), и Кощей, и кикимора. Но и с Иваном всё не так просто, ведь его отцом был сам Илья Муромец. В общем, Москвы в фильме куда меньше, чем волшебного Белогорья, что неудивительно, когда за дело берется студия Disney, которая славится сказочной продукцией.
Не обойтись в современном кино и без «Золушки». В 1990-е «Золушку» уже исторически переосмыслил Энди Теннант в фильме «История вечной любви», перенеся сказку в эпоху Возрождения, добавив несколько узнаваемых персонажей и переодев в трудолюбивую бедняжку Дрю Бэрримор. В 2000-е Марк Росман превратил Золушку в американскую школьницу в исполнении Хилари Дафф — фильм «История Золушки». К 2015-му, когда за вечный сюжет взялся Кеннет Брана, видно, настало время вернуться к оригиналу. Да и в любом случае кто же сможет устоять, когда в касте Кейт Бланшетт (мачеха) и Хелена Бонем Картер (фея!).
Брана, как и режиссер «Последнего богатыря»Дмитрий Дьяченко, снимает фильм под эгидой студии Disney. С одной стороны, это значит, что различия с оригинальной сказкой будут минимальными, с другой — все наряды и спецэффекты будут на самом высоком уровне. Поэтому, если захочется визуальной роскоши и классического прочтения — вам сюда.
Сказка об Алисе, которая однажды погналась за белым кроликом и оказалась в Стране чудес, появилась вовсе не из фольклора, но из безудержной фантазии одного английского профессора математики — Льюиса Кэрролла. А когда дело дошло до экранизации, за работу взялся еще один мастер фантазийных миров — Тим Бёртон. Сначала Бёртон экранизировал первую часть сказки, «Алису в Стране чудес», немало изменив сюжет. На этом он решил не останавливаться и принялся за продолжение — «Алису в Зазеркалье». Правда, на сей раз выступил уже в качестве продюсера. Режиссером фильма стал Джеймс Бобин.
«Алиса в Зазеркалье» — история уже выросшей девочки. И хотя жизнь ее по-прежнему полна приключений — Алиса бороздит моря на собственной шхуне, — проблемы из реального мира всё равно ее догоняют. И чем дальше, тем сложнее Алисе от них отгораживаться. А это значит, что самое время махнуть в сказку. Туда она и отправляется вслед за Бабочкой — бывшей Гусеницей из «Алисы в Стране чудес» со всё тем же неповторимым бархатистым голосом Алана Рикмана (его последняя роль). На месте оказывается, что в Зазеркалье всё не сильно лучше, чем в реальной жизни Алисы, и с этим срочно нужно что-то делать.
Еще один сиквел — совсем недавняя «Зачарованная 2», вышедшая в 2022-м. В первой части героиня Эми Адамс принцесса Жизель попала на улицы Нью-Йорка из самой настоящей сказочной страны Андалазии. Из сказки ее изгнала злая колдунья, но Жизель не потерялась и привнесла в современный Нью-Йорк немного любви, а заодно и сама научилась человеческим эмоциям — печали и злости. Пришло время рассказать, а что же произошло потом.
Прошло десять лет. Жизель всё еще живет с Робертом и его дочкой Морган и жутко соскучилась по волшебному миру. Настолько, что как только у нее появляется возможность (и волшебная палочка), она просит волшебство вернуться. Но что-то идет не так. Магия и вправду просачивается в реальный мир Жизель, только вот теперь ее родная Андалазия под угрозой, как и рассудок самой Жизель. В сценарии умело обыграно отрицательное амплуа мачехи, в которую постепенно превращается в своей новой роли бывшая принцесса Жизель: просила сказку — получай.
Еще одна любимая с детства сказка, история о деревянном мальчике и блудном сыне, который сбежал от старика-отца. «Пиноккио» за последние годы выходил не раз. Самого последнего в 2022-м снял Гильермо дель Торо, переиначив сказку и перенеся действие в период между Первой и Второй мировыми войнами. «Пиноккио» Маттео Гарроне 2019-го куда ближе к оригиналу, подчас даже слишком.
Гарроне, мастер криминального итальянского кино, делает удивительную штуку и создает максимально натуралистичного деревянного героя, который при этом переживает по-настоящему сказочные приключения. Получаются одновременно и легкое фантазийное повествование, и сложные последствия. Особенный восторг вызывает папа Карло — его играет легендарный Роберто Бениньи, любимый всеми по фильму «Жизнь прекрасна».
А вот и новая и совсем свежая интерпретация истории о Красной Шапочке. Старая история о девочке, которая по дороге к бабушке повстречала опасного серого волка, давно уже требовала переосмысления. И вот наконец-то Красная Шапочка решила дать отпор. В фильме Лины Арифулиной у девочки своя история, она дочь известного волкобоя. Между людьми и волками давно идет ожесточенная борьба, и юная Красная Шапочка готова перехватить миссию давно погибшего отца. Она берет в руки секиру и отправляется расправляться с зубастым и ушастым врагом.
Фильм хоть и получил в основном отрицательные отзывы критиков, у зрителей вызвал смешанную реакцию: подростковое фэнтези, которое «так плохо, что даже хорошо», безусловно, пробудило любопытство. Здесь и вправду много неожиданных моментов и экшена. Правда, хватает и шероховатостей в монтаже и сценарии. Хорошо, что хотя бы в одном и критики, и зрители солидарны: костюмы и игра актеров в картине хороши.
Хит 2023 года — семейный фильм Дмитрия Дьяченко «Чебурашка». И если вы ждете на экране всем известного персонажа из рассказов Эдуарда Успенского, то правы лишь отчасти. Персонаж и вправду известный, а вот история новая. Мало того что Чебурашка прилетает в российский приморский городок из Испании, так еще и Гена — совсем не крокодил. В целом взрывная смесь «Паддингтона» и «Волшебника страны Оз» повествует в первую очередь о семейных отношениях, о том, как важно учиться на своих ошибках, любить умных и безобидных Чебурашек и никому их не отдавать.
В прокате картина окупилась за первые же три дня. Виной тому была не только трогательная история, но и актерские работы Сергея Гармаша (не крокодил Гена), Елены Яковлевой (Римма, сделанная по подобию Шапокляк), Дмитрия Лысенкова (перевоплощение крысы Лариски) и других. Ну и, конечно, ностальгия, куда же без нее.
«Белоснежка: Месть гномов» — отличный повод вернуться к тому, с чего мы начали. К красоте волшебного мира, возможной разве что в современном кино. Тем более если речь идет о работе Тарсема Синха, который в фильме «Запределье» уже успел зарекомендовать себя как мастер невероятных визуальных образов. Поверьте, такую «Белоснежку» вы еще не видели! И дело не только в том, что теперь она боевая девица, которая скрывается в лесу вместе с бандой гномов-разбойников. Просто Синх вновь создает совершенно сногсшибательный визуальный мир.
В «Белоснежке» сохраняется центральная история о принцессе, ее невероятной красоте и удачном побеге из замка. Есть в фильме и мачеха (Джулия Робертс), которая пытается влюбить в себя принца. Но, кроме них, в картине масса экшена и юмора. Пока Синх управляет полетом фантазии и камеры, сценаристка Мелисса Уоллэк заботится о живости истории. И ей это отлично удается.