Подборки11 мин.

Поэты, бандиты и генералы: 10 фильмов с Сергеем Безруковым

© Илья Питалев/РИА «Новости»

Сергей Безруков, один из самых известных современных российских актеров, снялся в огромном количестве фильмов и сериалов. Его знают по образам Саши Белого, Есенина, Высоцкого, Пушкина, генерала Каппеля и не только. 18 октября у актера день рождения. Рассказываем о 10 ролях Безрукова и его актерском методе.

Рекомендуем также посмотреть подборку фильмов с Константином Хабенским.

Пушкин: Последняя дуэль

Рейтинг: 6.7IMDb: 6
Жанры: Драмы, Биографии, Историческое
2006, 104 мин
Россия, 12+
Режиссер: Наталья БондарчукГлавные роли: Сергей Безруков, Анна Снаткина, Виктор Сухоруков, Евгений Стычкин, Борис Плотников, Сергей Никоненко

В конце января 1837 года, когда в Петербурге дул сильный ветер, а снег лежал по колено, на Черной речке стрелялись Александр Пушкин и Жорж Дантес. Причиной их конфликта стало поведение последнего: Пушкина раздражало фривольное поведение француза с его женой Натальей Гончаровой. Слухи великосветского Петербурга и распространенность дуэлей в то время решили вопрос. Дантес стрелял первым, не дойдя до барьера, — и попал. Пушкин тоже выстрелил — и тоже ранил противника. Вот только ранение Дантеса оказалось не таким серьезным, как у Пушкина. Через несколько дней поэт умер.

В 2006 году режиссер Наталья Бондарчук представила ленту «Пушкин. Последняя дуэль», посвященную гибели поэта. Картина охватывает события до происшествия, непосредственно дуэль и дальнейшее расследование. Роль Александра Сергеевича исполнил Сергей Безруков.

В прокат картина выходила под слоганом «Пришло время узнать правду». Повествование по большей части сфокусировано на расследовании конфликта Пушкина и Дантеса. К выяснению подробностей подключается и Третье отделение Тайной канцелярии, и частный сыщик полковник Галахов (Виктор Сухоруков), и даже сам император. Правда, этот обнадеживающий детектив быстро скатывается до развязки в некий заговор, завязанный на сплетнях. В самом по себе подобном упрощении нет ничего плохого, но Пушкин на этом фоне теряется. Впрочем, Безруков изо всех сил (возможно, даже чрезмерных) пытается выжать из роли сколько-нибудь убедительный образ — много кричит, декламирует стихи, ревнует, к месту и не к месту поминает государя и вообще представляется форменным аристократом, для которого ничего нет выше чести. Но, как говорится, «подлецу всё к лицу» — Безруков будет смотреться даже в откровенно неудачном сюжете.

Есенин

Рейтинг: 7.56IMDb: 7.2
Жанры: Триллеры, Драмы
2005, 1 сезон
Россия, 16+
Режиссер: Игорь ЗайцевГлавные роли: Александр Михайлов, Сергей Безруков, Олег Табаков, Павел Деревянко, Гоша Куценко, Олег Лопухов

Сериал «Есенин» тоже выстроен в форме детективного расследования. Две сюжетные линии — следователя Московского уголовного розыска в конце XX века и Сергея Есенина — переплетаются друг с другом. Подполковник Александр Хлыстов (Александр Михайлов) расследует дело о самоубийстве Есенина, находит свидетелей, новые доказательства и склоняется в пользу версии о причастности к гибели русского поэта советского правительства. Есенин в 1910–20-е годы живет, влюбляется в Айседору Дункан, читает вслух стихи, путешествует, а потом умирает.

Сериал снят по мотивам книги Виталия Безрукова (отца нашего героя), которая во многом опирается на мемуары Анатолия Мариенгофа и записи поэта. Повлияли на автора и материалы, оставленные следователем Эдуардом Хлысталовым (он стал прототипом Хлыстова), который много лет действительно занимался тайной смерти Есенина. Для Безруковых тема, очевидно, близкая и важная. Сергей Безруков упоминал в интервью, что был знаком с Хлысталовым, читал его заметки, изучал вопрос. Для актерского подхода Безрукова в целом характерно глубокое погружение в материал: перед работой над ролью он всегда изучает источники. Кроме того, актер остается вовлеченным в судьбу своих героев и после окончания съемок. Например, с племянницей Сергея Есенина Светланой Безруков ходил в прокуратуру, чтобы добиться возобновления расследования.

Несмотря на ряд исторических неточностей (проблемы с военной формой, отчествами великих князей, годами жизни Александра Блока, названиями частей, локациями и так далее), «Есенин» явно вернул в общественный дискурс обсуждение поэта. Ну а чтения Безруковым стихотворений Есенина не слышал, наверное, только ленивый: может быть, телесериал из памяти стерся, а вот артист со своим героем теперь уже ассоциируется прочно.

Ирония судьбы. Продолжение

Рейтинг: 5.6IMDb: 5.1
Жанр: Комедии
2007, 108 мин
Россия, 12+
Режиссер: Тимур БекмамбетовГлавные роли: Сергей Безруков, Константин Хабенский, Елизавета Боярская, Андрей Мягков, Барбара Брыльска, Юрий Яковлев

Одновременно и сиквел, и ремейк оригинальной «Иронии судьбы» Эльдара Рязанова. Дети главных героев первой части случайно оказываются в тех же обстоятельствах, что и их родители в классической ленте. Костя Лукашин (Константин Хабенский), сын Евгения Лукашина, выпив водки, обнаруживает себя в петербургской квартире с незнакомой девушкой Надей (Елизавета Боярская). Та, направляя на незваного гостя газовый баллончик, вызывает своего жениха Ираклия (Безруков).

Ираклий работает на «Билайн» и бесконечно с кем-то созванивается по Bluetooth-гарнитуре (осторожно, после просмотра фильма возникает непреодолимое желание купить себе такую же, чтобы выглядеть элитно). В конце персонажа Безрукова становится непреодолимо жалко: и любовь свою он теряет, и работа ему больше не нравится. Отчаявшись, он улетает домой во Владивосток. Стоит отметить, что тройка Хабенский — Боярская — Безруков (все вместе они играли и в «Адмирале») смотрится на экране по-своему гармонично и привычно. Сама Боярская отмечала, что готова была бы всегда сниматься с этими партнерами, если бы разрешили.

Адмиралъ

Рейтинг: 7.01IMDb: 6.8
Жанры: Драмы, Историческое
2008, 124 мин
Россия, 16+
Режиссер: Андрей КравчукГлавные роли: Константин Хабенский, Елизавета Боярская, Сергей Безруков, Анна Ковальчук, Владислав Ветров, Егор Бероев

«Адмиралъ» рассказывает историю адмирала Александра Колчака (Константин Хабенский) от его участия в Первой мировой войне и до гибели в Иркутске. Сергей Безруков играет в картине генерала Владимира Каппеля. На роль сначала утвердили актера Владислава Галкина, но он сломал ногу на съемках сериала «Диверсант» — пришлось заменить Безруковым. Каппель появляется во второй половине фильма: он, в частности, пытается спасти арестованного Колчака. С Каппелем же связан один из наиболее напряженных и трагических эпизодов «Адмирала», основанный на реальных событиях. Во время так называемого Великого Сибирского Ледяного похода армия Каппеля шла через реку Кан, приток Енисея. В некоторых местах лед на реке подтаивал из-за незамерзающих горячих источников — даже при 35-градусном морозе. Каппель провалился в полынью. Доктор, осмотревший его в ближайшей деревне, констатировал обморожение и гангрену. Инструментов и медикаментов для операции не было, так что ампутацию провели простым ножом без анестезии. Все эти эпизоды показаны в фильме.

Роль Каппеля и сам сюжет о Колчаке важны для Безрукова. Вместе с другими актерами «Адмирала» он приезжал, например, в Центр изучения истории Гражданской войны в Омске (дом-музей Колчака), для лучшего понимания образа читал книгу «Каппель и каппелевцы». С этими эпизодами связан удивительный, почти мистический момент: смерть генерала снимали в павильонах на Донском проезде, рядом с Донским монастырем, через месяц после перезахоронения там настоящих останков Каппеля, перенесенных из Харбина. Безруков говорил: «В какой-то момент я это вдруг понял, и у меня по спине побежали мурашки. Не знаю, что это было — стечение обстоятельств или Провидение».

Каникулы строгого режима

Рейтинг: 7.1IMDb: 6.4
Жанры: Комедии, Приключения, Драмы
2009, 114 мин
Россия, 12+
Режиссер: Игорь ЗайцевГлавные роли: Сергей Безруков, Дмитрий Дюжев, Сабина Ахмедова, Алёна Бабенко, Владимир Меньшов, Кирилл Плетнёв

«Каникулы строгого режима» — это «комедия от команды „Адмирала“» (о чем гордо свидетельствует стикер на афише) и Игоря Зайцева, режиссера сериала «Есенин». Конечно, никого, кроме Сергея Безрукова, вся эта братия пригласить на съемки и не могла. Фильм рассказывает о приключениях двух зэков, сбежавших с зоны. Виктор Сумароков, местный авторитет, и Евгений Кольцов, бывший полицейский, почти вынужденно (из-за угроз) бегут из тюрьмы. В маленьком городке им некуда деться, но вдруг появляется хорошая вакансия: знакомый пристраивает их в пионерский лагерь, где не хватает вожатых.

Комедия получилась удивительно непошлой, трогательной и семейной. Дуэт Безрукова и Дюжева, несмотря на явно непривлекательный бэкграунд их героев, смотрится на экране почти сентиментально, пытаясь вписаться в атмосферу детского лагеря. Зайцев пытается вернуться к эстетике старой доброй советской комедии, так что юмора «ниже пояса» в ленте нет, зато она изобилует отсылками к классике отечественного кинематографа. Безруков с татуировкой «Задуши мента рукой, наступи ему на горло» в очередной раз доказывает, что может убедительно сыграть кого угодно и в каких угодно обстоятельствах, если ему правильно поставить задачу.

После тебя

Рейтинг: 6.83IMDb: 6.1
Жанр: Драмы
2016, 115 мин
Россия, 16+
Режиссер: Анна МатисонГлавные роли: Сергей Безруков, Анастасия Безрукова, Алёна Бабенко, Карина Андоленко, Владимир Меньшов

Когда-то Алексей Темников был гениальным танцором балета. Но после травмы, не совместимой со сценой, он вынужден переехать в подмосковный Клин, держать там сеть аптек, ездить на спорткаре и вести занятия в собственной балетной школе для жен глав администрации города. Темников презирает всех вокруг, но в первую очередь — самого себя. Он ни с кем не сближается и вечно всем хамит. Так, например, Темников разговаривает с журналистом в начале фильма: «Алексей Германович, согласны ли вы с тем, что ваш прыжок до сих пор считается самым высоким в мире?» — «Да пошел ты».

Кризис главного героя обостряет рецидив болезни: Темников узнает, что скоро не сможет ходить. И решается — лучше умереть, поставив гениальный балет, в танце, чем вечно жить в плену собственных иллюзий. Говорит: «Вот он я, гений, который не оставит после себя ничего». Роль Темникова написана сценаристкой Анной Матисон специально для Сергея Безрукова, и он идеально в нее вписывается, безупречно отыгрывая и балетную осанку, и заикание, и переживания мастера. На самом деле «После тебя» мог бы быть картиной о ком угодно — о непризнанном поэте, о состарившемся музыканте, о спортсмене, так и не выигравшем Олимпиаду. Эта универсальная лента исследует феномен неудачи, вглядывается в проигравшего, но не сдавшегося. Иногда Матисон и Безруков слишком усердствуют с диапазоном эмоциональных качелей, но удивительным образом чрезмерный пафос фильм не портит. Темников встречает свою юную дочь (Анастасия Безрукова, однофамилица Сергея) — и неожиданно оказывается, что танец может значить не всё в жизни, что после себя можно оставить не только творчество, но и ребенка, например.

В этом фильме много интересных находок. Например, стилизованная под «Пусть говорят» передача в конце, сочетание классической музыки с песнями ДДТ «Что останется после меня» (эта композиция дает фильму название и задает его главный лейтмотив) и «Романсом» группы «Сплин»; а также кадры из балета, вошедшего потом в репертуар Мариинского театра. Но главная его находка — сам Безруков. Роль Темникова, возможно, одна из лучших в репертуаре актера. Сложная, продуманная и противоречивая, она идет ему. И даже танцевальные движения удаются Безрукову: неудивительно, в школе-студии МХАТ он был лучшим учеником по классу балета.

Матч

Рейтинг: 6.2IMDb: 5.5
Жанры: Драмы, Спорт
2012, 118 мин
Россия, Украина, 16+
Режиссер: Андрей МалюковГлавные роли: Сергей Безруков, Елизавета Боярская, Эдуард Безродный, Екатерина Климова, Дирк Мартенс, Александр Крыжановский

Создатели картины «Матч» приурочили ее выход в прокат к финалу Чемпионата Европы по футболу, который в 2012 году принимали совместно Украина и Польша. Лента Андрея Малюкова (на его счету военные картины «Мы из будущего», «Я — русский солдат») рассказывает о «матче смерти», сыгранном летом 1942 года в оккупированном Киеве между командами «Flakelf» и «Старт» (сборная из киевского «Динамо», киевского «Локомотива» и одесского «Спартака»). Многие из советских участников матча по его итогам оказались в концентрационных лагерях. В 1962 году СССР уже снимал об этом историческом событии фильм «Третий тайм» (по большей части выдуманный). По сюжету обоих фильмов гитлеровцы пытаются заставить советских футболистов проиграть, но те не сдаются, проявляя мужество перед лицом фатальной угрозы.

Сергей Безруков сыграл в картине роль вратаря Николая Раневича (киевский «Динамо»), списанного с реального футболиста Николая Трусевича, действительно стоявшего на воротах в серии «матчей смерти». До съемок актер никогда не играл на позиции вратаря. Специально для фильма его тренировал футболист Сергей Овчинников. За главную роль в «Матче» Безруков получил награду «Лучший актер» от Первого фестиваля русского кино в Марбелье.

Высоцкий. Спасибо, что живой

Рейтинг: 6.9IMDb: 6.6
Жанры: Драмы, Биографии
2011, 132 мин
Россия, 16+
Режиссер: Петр БусловГлавные роли: Сергей Безруков, Оксана Акиньшина, Андрей Смоляков, Андрей Панин, Максим Леонидов, Владимир Ильин

Создатели картины даже спустя некоторое время после выхода фильма в прокат скрывали фамилию актера, исполнившего главную роль. Специально для ленты была разработана маска-робот из силиконо-пластикового грима. Гримирование ежедневно занимало до шести часов. Даже на съемочной площадке мало кто из коллег точно знал, с кем работает. Исполнитель роли выходил уже в гриме, а в рабочих документах его подписывали «Высоцкий». В титрах имя тоже не указывалось. Лишь через полгода окончательно выяснилось, что Высоцкого играл Сергей Безруков. Для усиления конспирации он исполнил в фильме еще одну роль — актера Юры.

«Высоцкий. Спасибо, что живой» рассказывает о гастролях Высоцкого в Узбекистане. Там певец, больной, без доступа к наркотикам, переживает клиническую смерть. Байопик ругали в том числе за безнравственность и чрезмерную откровенность в изображении певца. Лента снята по сценарию Никиты Высоцкого, сына героя. Но если к обстоятельствам жизни культового советского артиста создатели фильма подошли без особого пиетета, то детали эпохи они стремились сохранять максимально. Вещи искали по секонд-хендам, машины выписывали из других стран, кое-что приносили из дома.

Нюрнберг

Nurnberg
Рейтинг: 6IMDb: 4.8
Жанры: Историческое, Драмы, Военное, Триллеры
2023, 125 мин
Россия, Германия, 12+
Режиссер: Николай ЛебедевГлавные роли: Сергей Кемпо, Любовь Аксёнова, Евгений Миронов, Сергей Безруков, Алексей Бардуков, Игорь Петренко

Фронтовик Игорь Волгин (Сергей Кемпо) в составе советской делегации едет переводчиком в Нюрнберг, где вскоре будут судить нацистских преступников. У него есть и свой, личный интерес — надежда найти брата Николая, чьи письма приходят как раз оттуда. Фашистское подполье — в надежде сорвать Нюрнбергский процесс и освободить бывших лидеров Рейха — периодически устраивает диверсии, перестрелки, кражи и нападения. А на самом процессе обвиняемые говорят: «Угроза войны исходила от СССР, мы просто упреждали удар». Выясняется, что у врага есть шпион в рядах советской делегации… Но Волгин доблестно вступается за правду и справедливость — находит нужные документы и нужных свидетелей.

«Нюрнберг» далек от того, чтобы подробно показать сам Нюрнбергский процесс, хотя он в эту мишень и не целился. Это, по сути, мелодрама и боевик, разворачивающиеся на фоне руин Рейха. Сергей Безруков играет в ленте роль главного обвинителя от СССР Романа Руденко. «Нюрнберг» есть ради чего смотреть. Во-первых, фильм динамичный, захватывающий, хорошо сделанный. Во-вторых, зал Нюрнбергского заседания для съемок воссоздали в павильоне «Мосфильма» с особенной точностью. В-третьих, это фактически первая картина о процессе. В-четвертых, актерское мастерство Сергея Безрукова в ленте вновь раскрывает его с новой стороны. Речи, которые говорит Руденко, Безруков стремился произнести с «холодной энергией металла», искал нужную интонацию, нужные выражения лица — и нашел, как и всегда.

Млечный путь

Рейтинг: 5.11IMDb: 4.8
Жанр: Комедии
2016, 94 мин
Россия, 12+
Режиссер: Анна МатисонГлавные роли: Сергей Безруков, Марина Александрова, Владимир Меньшов, Анастасия Безрукова, Петр Терещенко, Владимир Войтюк

Андрей и Надежда давно планируют развестись. Но под Новый год они вместе с детьми собираются на берегу Байкала — праздник все-таки. Оба втайне хотят помириться, но не могут сделать первый шаг. Добрые духи озера всё делают за них. Бывшие супруги ищут потерявшихся детей, а находят семейное счастье. Вокруг них водят хороводы историй другие персонажи. Теряются чемоданы, теряются люди, все пьют, едят оливье и страдают — «Новый год к нам мчится, скоро всё случится».

«Млечный путь» Анны Матисон — новогодняя комедийная мелодрама, для которой выбрана удачная и нетривиальная локация. Байкал украшает фильм, у которого большие проблемы с сюжетом. Постоянные попытки ухватить то одну, то другую сюжетную ветку создают неуместную мозаичность, за которой теряется «мысль семейная». Зачем-то постоянно упоминается Колчак, который каким-то образом влияет на главных героев (видимо, гиперфиксации на прошлых ролях не отпускают Безрукова). В камео ненадолго появляется пианист Денис Мацуев. Мистическая аура Байкала кажется смешной, а новогоднее настроение — каким-то сумрачным. Но операторская и актерская работа у ленты хороши, так что для легкого вечера в канун зимних праздников она вполне подойдет. «Млечный путь» для фильмографии Сергея Безрукова хоть и рядовой, но на самом деле повлиял на него сильно: в 2016 году режиссер Анна Матисон, с которой они познакомились на байкальских съемках, стала женой актера.