Отражения будущих миров: Сериалы и фильмы, похожие на «Черное зеркало»
Первый сезон сериала-антологии «Черное зеркало» Чарли Брукера вышел на британском телевидении в 2011 году и произвел настоящую революцию. Очень скоро название стало нарицательным, а шоу — золотым стандартом для сай-фаев, пропитанных технофобией и мрачной сатирой на современное устройство общества. В этом году на экраны вышел седьмой сезон «Черного зеркала». И вряд ли это конец популярного проекта. Вспоминаем 10 фильмов и сериалов, которые отлично вписываются в этот золотой стандарт.
Также рекомендуем посмотреть список сериалов, похожих на «Разделение».
Это еще одна хитовая антология от Netflix, на этот раз в формате анимационного сериала. Заглавная тема обозначена в названии — каждая серия по-разному ее обыгрывает. Шоураннеры Дэвид Финчер и Тим Миллер ориентировались на комиксы и рассказы из журнала для взрослых Heavy Metal. Все серии выполнены в разных анимационных стилях, разными авторами и даже анимационными студиями, но все объединяет фантастическая составляющая.
Сериал «Любовь. Смерть. Роботы» особенно напоминает последние сезоны «Черного зеркала», в которых Чарли Брукер отошел от изначальной концепции критики общества, чересчур зависящего от технологий, и двинулся в сторону хоррора. В анимационной антологии есть множество вариаций антиутопий, размышления об искусственном интеллекте и даже серия про вампиров, совсем как «Мейзи Дэй» из последнего сезона «Черного зеркала».
Комедийный сай-фай-сериал Кэри Фукунаги, чья идея основана на одноименном норвежском проекте. В недалеком будущем главные герои — Оуэн (Джона Хилл) и Энни (Эмма Стоун) — решают поучаствовать в фармакологическом эксперименте вместе с 12 другими добровольцами. Оуэн, пятый сын миллиардера, давно страдает от комплекса неполноценности и потенциальной шизофрении. У Энни пограничное расстройство личности. Производитель обещает, что новый препарат в комплексе с терапией поможет излечить любые душевные боли и болезни. Но для этого подопытным предстоит пройти через очень необычный опыт проживания своих жизней в нескольких альтернативных реальностях.
На проект Чарли Брукера в «Маньяке» больше всего похожи самые первые серии, в которых создатели описывают мир сериала. В «Черном зеркале» зрители особенно ценят талант шоураннера к сотворению правдоподобных микромиров в каждой серии — это удалось и в «Маньяке». Вселенная сериала больше напоминает не мир будущего, а скорее альтернативную реальность, в которой смешались ретротехнологии и страхи современного общества. Например, там есть очень полезный робот — КакашкоБот. Он подбирает фекалии за собаками на улицах. А еще — очень нужная услуга «Друг на замену» для тех, кто страдает от одиночества. Проезд в метро можно оплатить, просто проехав с «Рекламным приятелем». Правда, всю поездку придется слушать от него рекламу различных товаров.
Недавний хит Apple TV+ «Разделение» — сатиричная, меткая критика дефектов корпоративной культуры. По сюжету в недалеком будущем компания Lumon Industries изобрела технологию «разделения», которая позволяет раздробить сознание человека на рабочее и личное. Главный герой (Адам Скотт) проходит процедуру, чтобы смириться со смертью жены и хотя бы на работе о ней не вспоминать. Однако после исчезновения руководителя отдела у него появляются вопросы о работе компании.
Сюжет «Разделения» действительно напоминает вышедшую из тайминга серию «Черного зеркала». Но сериал держится не только на меткой находке и комментарии о бесчеловечном устройстве корпоративной системы, но и на захватывающей детективной интриге и отличных персонажах. Оторванные друг от друга личности главного героя по отдельности начинают поиски правды, когда понимают, что боссы от них что-то скрывают. Особенно в сериале трогательны отношения между коллегами, которые стараются поддерживать друг друга на рабочем месте, но за стенами корпорации даже не знакомы.
Изобретатель Джордж Элмор (Тео Джеймс) получает грант от компании-производителя робототехники и отправляется жить в уединенную горную местность, работая над новой версией искусственного интеллекта. Пару ему составляет недавно погибшая жена (Стэйси Мартин), память которой удалось сохранить при помощи прогрессивной технологии «Архив». Джордж разработал уже несколько прототипов, но все они кажутся ему несовершенными. Тогда он решает загрузить сознание жены в самую последнюю модель робота.
«Мой создатель» — мелодраматическая сай-фай-история, которая больше рассуждает не на тему искусственного интеллекта, а о вечных вопросах жизни, смерти, любви и вины. Этот фильм больше всего похож на одну из лучших серий «Черного зеркала» — «Я скоро вернусь», в которой скорбящая вдова покупает киборга с лицом своего погибшего мужа. А вот неожиданный плот-твист в финале очень напоминает серию «Белое рождество».
Бывшая кинозвезда Элизабет Спаркл (Деми Мур) работает ведущей на телешоу о занятиях аэробикой. В день 50-летия главный продюсер увольняет ее из-за возраста. К расстроенной Элизабет попадает в руки реклама нового препарата под названием «Субстанция». Он обещает сделать потребителя моложе, красивее и идеальнее. Элизабет заказывает первую дозу — и из ее спины вылупляется молодая красотка Сью (Маргарет Куолли). Пока Сью занимается своими делами, Элизабет лежит под капельницей без сознания. Теперь обе версии должны сосуществовать и меняться между собой каждые семь дней. Но вскоре Сью начинает тянуть одеяло на себя.
Сюжет «Субстанции» мог бы стать новой серией «Черного зеркала», если бы Чарли Брукер был женщиной и боялся старости так же, как информационных технологий. Фантастическая история о волшебной таблетке, которая позволяет клиенту прожить вторую молодость, недвусмысленно напоминает настоящее — женские одержимости экспериментальными препаратами, ботоксом и различными процедурами красоты. К тому же «Субстанции» не чужды черный юмор и сатира — отличительные качества «Черного зеркала».
В недалеком будущем застенчивый писатель Теодор (Хоакин Феникс) приобретает операционную систему с искусственным интеллектом и дает ей имя Саманта (Скарлетт Йоханссон). Саманта становится настоящей спутницей жизни героя. Она не просто помогает ему в работе, правя рукопись и общаясь с редактором, но и оказывает эмоциональную поддержку после тяжелого развода. Вскоре между Самантой и Теодором развиваются настоящие отношения — оба учат друг друга любить.
Трогательная мелодрама Спайка Джонса о любви в эпоху искусственного интеллекта должна была появиться в этом списке. Умеренный мелодраматизм и сочувствие к технологиям, которые помогают людям чувствовать себя менее одинокими, свойственны и «Черному зеркалу». Например, в одном из лучших эпизодов «Сан-Джуниперо» описана технология, благодаря которой сознание тяжело больных или умерших людей переносится в цифровую вселенную — место, где всегда светит солнце и никогда не кончается вечеринка. Это изобретение помогает найти друг друга двум персонажам, которые никогда не встретились бы в реальности. Похожим образом заканчивается и фильм «Она» — двое разочарованных в виртуальной любви человека встречают рассвет нового дня.
Незамужняя научная сотрудница берлинского музея Альма (Марен Эггерт) становится участницей эксперимента, в ходе которого ей предстоит провести три недели с роботом-партнером (Дэн Стивенс). Он был разработан специально для того, чтобы стать ее идеальным романтическим спутником. Сначала Альма настроена скептически, но вскоре проникается гуманоидом, тем более что он напоминает ее возлюбленного из детства, а еще — безупречен во всех отношениях.
Фильм Марии Шрадер из основного конкурса Берлинале тоже очень похож на упомянутую выше серию «Черного зеркала» — «Я скоро вернусь». Все-таки отношения с искусственным интеллектом — одна из самых животрепещущих тем в современном сай-фае и культурном поле. Новая волна актуальности началась с появлением чата GPT и разнообразных голосовых помощников — Алис и Олегов, которые уже стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.
Элис (Флоренс Пью) — домохозяйка, которая живет в небольшом городке в центре Америки 50-х годов. Каждый день ее муж Джек (Гарри Стайлс) уходит на работу на секретном проекте «Виктория», а Элис тем временем проводит время с подругами, за шоппингом и готовкой — живет совершенно беззаботную и идеальную жизнь. Однажды девушка на ее глазах совершает попытку самоубийства, а в пустыне за городом падает самолет, но затем пропадает. В ограниченный мирок Элис вторгается мрак, и тогда она решает выяснить, в чём же состоит проект «Виктория».
«Не беспокойся, дорогая» — не слишком оригинальный, но актуальный ремейк культового фильма «Степфордские жены» 1975 года. В нём высмеивался традиционный образ американской домохозяйки, а патриархальное общество становилось инструментом закрепощения женщин. В «Не беспокойся, дорогая» главным средством порабощения женского сознания и проводником токсичной маскулинности становятся современные технологии — совсем как в «Черном зеркале».
Автор детективов Дарби Харт (Эмма Коррин) по приглашению IT-гения и миллиардера Энди Ронсона (Клайв Оуэн) приезжает в его резиденцию в Исландии. Там он устраивает ежегодный нетворкинг-ивент с самыми влиятельными людьми планеты. Туда же попадает бывший парень Дарби — Билл (Харрис Дикинсон), ныне известный художник и перформер, выступающий против власти корпораций. Уже в первый вечер умирает один из приглашенных. Дарби предстоит найти виновника, пока он не убил всех собравшихся.
Новый проект шоураннеров недооцененного сериала Netflix «ОА» Брит Марлинг и Зала Батманглиджа. Проект был закрыт Netflix после первого сезона, но является одним из самых странных и ни на что не похожих шоу, которые выходили за последние десять лет. «Убийство на краю света» постоянно обманывает ожидания. Марлинг и Батманглидж замечательно умеют снимать неправильные фильмы и сериалы, в которых пара шагов в сторону от канонов жанра заставляют зрителей ломать голову, что же вообще происходит на экране. В новом проекте авторы постоянно подбрасывают подсказки, которые могут увести далеко в сторону от главного. «Убийство на краю света» представляет собой синтез эстетики «Черного зеркала» с технофобным образом будущего, как в серии «Металлист», и классических детективов в стиле Агаты Кристи. Важную роль в сериале играет ИИ-ассистент Ронсона — Рэй.
Пророческий фильм Дэвида Кроненберга, который предрек появление технологии виртуальной реальности. В центре сюжета — гениальный геймдизайнер Аллегра Геллер (Дженнифер Джейсон Ли). Во время презентации новой игры для органической приставки «Экзистенция» на Аллегру совершается покушение группой реалистов, которые хотят остановить производство биоигр. Героиня вместе с рядовым сотрудником ее компании (Джуд Лоу) пускается в бега в попытке спасти от уничтожения единственную копию «Экзистенции». Вскоре реальность и диджитал-мир становятся неотличимы.
В «Черном зеркале» Чарли Брукер периодически заходит и на территорию видеоигр, исследует то, как они меняют сознание человека. Эти темы стали главными в сериях «Брандашмыг», «Бросок гадюки» и «Игровой тест». Последняя по сюжету особенно напоминает «Экзистенцию». Ее главный герой тоже принимает участие в тестировании экспериментальной хоррор-игры и вскоре понимает, что не может из нее выбраться.