Подборки

От салонной мелодрамы до гангста-кабаре: Все экранизации «Великого Гэтсби»

10 лет назад Баз Лурман снял свою версию романа о последнем глотке безудержного веселья и последнем лете на закате века джаза. Книга Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби» не стала несомненным бестселлером после выхода, пусть и была экранизирована уже через год, в 1926-м. Но с каждым новым десятилетием роман о ревущих двадцатых и большой старомодной любви обретал всё более культовый статус, пока в 1998 году не занял почетное второе место после «Улисса» Джеймса Джойса в списке 100 лучших англоязычных романов XX века по версии издательства Modern Library и 46-е в списке «100 книг века по версии Le Monde». Одновременно с этим бронзовением возрастало и качество киноадаптаций романа, и амбиции их постановщиков. Рассказываем обо всех экранизациях книги «Великий Гэтсби»: от гангстерской драмы о бутлегере до лурмановской феерии о благородном моте с темным прошлым.

Также предлагаем познакомиться с подборками фильмов и сериалов, снятых по книгам.

Великий Гэтсби

Жанр: Драмы
1926, 80
США, 16+
Режиссер: Герберт БренонГлавные роли: Уорнер Бакстер, Луис Уилсон, Нил Хэмилтон, Джорджия Хейл, Уильям Пауэлл, Хейл Хэмилтон

Первая экранизация романа о «веке джаза» пришлась еще на немую эпоху и была выполнена в духе модных салонных драм для самого широкого и невзыскательного круга. Сегодня ее помнят только как веху благодаря первенству. Известно, что на премьере картины был сам Фрэнсис Скотт Фицджеральд со своей женой Зельдой — пара удалилась с показа, не дожидаясь финала, а Зельда позже жаловалась дочери, что фильм был ужасен. Так ли ужасен он был, как показалось чете Фицджеральдов, вопрос спорный, скорее он был плоть от плоти легкомысленной угасающей эпохи, той самой, о которой писал автор и на которую едва ли молодое искусство кино могло посмотреть со стороны.

Первого экранного Джея Гэтсби воплотил Уорнер Бакстер (между прочим, лауреат «Оскара» за роль в фильме «В старой Аризоне»). Харизматичный, но явно старше описанного в романе персонажа (Гэтсби было около 30) Бакстер специализировался на ролях распущенных и дерзких парней в бандитских вестернах. Вот и в этой первой экранной версии романа, злободневной, как газетная заметка, он играет плохиша и легкомысленного нувориша, а сам фильм с удовольствием фокусируется на «их нравах» — блестящем мире порока, вечеринок и скандалов.

Великий Гэтсби

Рейтинг: 6.5IMDb: 6.5
Жанры: Драмы, Мелодрамы, Детективы, Музыкальное
1949, 91
США, 16+
Режиссер: Эллиотт НаджентГлавные роли: Алан Лэдд, Бетти Филд, МакДональд Кэри, Рут Хасси, Бэрри Салливан, Ховард Да Сильва

Спустя четверть века кинематограф вновь с интересом посмотрел на Джея Гэтсби. Виной тому было невиданное по размаху переиздание романа во время Второй мировой — 150 000 экземпляров книги о благородном бутлегере было отправлено на фронт американским солдатам. В результате после войны о книге снова заговорили, и она получила второе воплощение на большом экране. На этот раз постановка получилась в духе эпохи классического Золотого Голливуда и модного, хоть и теряющего популярность жанра нуар. Статуса культовой классики у книги еще нет, а потому Paramount Pictures не сильно-то вкладывается в экранизацию, полагая, что издержки небольшого бюджета покроет популярность Алана Лэдда — звезды одного из первых нуаров «Оружие для найма».

Кроме того, сценаристы решили доработать сюжет Фицджеральда, сместив акценты на криминальное прошлое (и настоящее) Гэтсби, о котором зрителю рассказывается в первую очередь без посредничества Ника Каррауэя. С него вообще снимается функция рассказчика. Ник становится положительной альтернативой Гэтсби и в финале даже женится на гольфистке Джордан, а Дэйзи обретает черты классической для нуаров фам фаталь, которая губит главного героя. Надо ли говорить, что всё это круто идет в разрез с идеями романа и превращает его в нечто среднее между темным детективом и мелодрамой о бандите-романтике. Большого успеха фильм не имел.

Великий Гэтсби

The Great Gatsby
Рейтинг: 7.01IMDb: 6.4
Жанры: Драмы, Мелодрамы
1974, 137 мин
США, 12+
Режиссер: Джек КлейтонГлавные роли: Робертс Блоссом, Брюс Дерн, Роберт Редфорд, Скотт Уилсон, Лоис Чайлз, Миа Фэрроу

А вот во времена Нового Голливуда на экранах появляется первый «Великий Гэтсби» с размахом и звездами. На этот раз Paramount Pictures решила отнестись к постановке куда серьезнее и для написания сценария пригласила прославленного писателя, автора «Завтрака у Тиффани» Трумена Капоте. Уже отгремели французская «новая волна» и сексуальная революция, а Новый Голливуд продолжал свое победное шествие, но эпатажному светскому писателю всё равно удалось шокировать почтенных кинопродюсеров: Капоте сделал рассказчика Ника гомосексуалом, а его подружку Джордан — латентной лесбиянкой. И хотя ничего в романе сильно не противоречило подобному прочтению, Капоте был с позором уволен, а сценарий за три недели дописывал молодой Фрэнсис Форд Коппола.

Режиссером проекта стал Джек Клейтон — один из пионеров британской «новой волны», автор культового «Пути в высшее общество», обладатель награды Венецианского фестиваля за экранизацию Гоголя «Пальто на заказ». В главных ролях снялись голливудские звезды первой величины: Роберт Рэдфорд и Миа Фэрроу. На костюмы и декорации студия тоже не поскупилась (экранизация даже была удостоена двух «Оскаров» за костюмы и лучшую музыкальную адаптацию). В версии по сценарию Копполы также была использована ровно та музыка, о которой Фицджеральд писал в своем романе, — джаз Владимира Тостова. Тем не менее и эта экранизация была воспринята прохладно — ее ругали за излишнюю «ровность», из-за которой исчез дух взвинченной ревущей и мчащейся в пропасть эпохи. Фильм кажется гладким и порой излишне мелодраматичным и фокусируется на сложных пресонажах Гэтсби и Дэйзи и их непростых отношениях. Но нашлись у картины и преданные поклонники, например, драматург Теннесси Уильямс оценивал эту постановку едва ли не выше самого романа.

Великий Гэтсби

Рейтинг: 6.7IMDb: 5.7
Жанры: Драмы, Мелодрамы
2000, 90
Великобритания, США, 16+
Режиссер: Роберт МарковицГлавные роли: Тоби Стивенс, Мира Сорвино, Пол Радд, Мартин Донован, Фрэнси Свифт, Хезер Голденхерш

Вновь к роману, на этот раз в его нынешнем забронзовевшем и культовом статусе, обращаются спустя еще четверть века. На этот раз «Великий Гэтсби» предстает в качестве милой и аккуратной телеадаптации для британо-американского кабельного канала. Этот фильм, как приятный во всех отношениях джентльмен, впечатлил всех своей скромной обходительностью по отношению к роману и вниманием к мелочам. Он даже был номинирован на премию ассоциации Online Film & Television за лучший дизайн костюмов, но проиграл мини-сериалу «Жизнь с Джуди Гарлэнд». А потом довольно быстро испарился из памяти. Сегодня он примечателен тем, что в нем наконец должное внимание получил Ник Каррауэй — герой-рассказчик, молодой небогатый банковский служащий, оказавшийся в водовороте больших денег и интриг высшего света. Ника сыграл будущий Человек-муравей и самый сексуальный мужчина мира по версии журнала People Magazine Пол Радд. Роль Гэтсби досталась малоизвестному за пределами Туманного Альбиона актеру Тоби Стивенсу, потомственному артисту и сыну «профессора МакГонагалл» Мэгги Смит. А роль Дэйзи исполнила лауреатка «Оскара» и «Золотого глобуса» Мира Сорвино, бывшая Тарантино и звезда комедии Вуди Аллена «Великая Афродита».

Режиссер постановки Роберт Марковиц выносит на первый план тот самый, до этого остававшийся фоном панорамный портрет высшего общества, где одни перевозят с собой стадо пони для игры в крикет, кичатся фамильным богатством и читают книги о превосходстве белой расы, а другие стремительно богатеют из-за растущего черного рынка, возводят себе такие же позолоченные дворцы, как у первых, но забывают разрезать страницы книг в новеньких пышно обставленных библиотеках. В целом адаптация выполнена очень близко к тексту, за исключением нескольких романтических вольностей вроде той, что фамилию Гэтсби для Джеймса Гетца придумала сама Дэйзи.

Великий Гэтсби

The Great Gatsby
Рейтинг: 7.7IMDb: 7.3
Жанр: Драмы
2013, 142 мин
Австралия, США, 16+
Режиссер: Баз ЛурманГлавные роли: Леонардо ДиКаприо, Тоби Магуайр, Кэри Маллиган, Джоэл Эдгертон, Айла Фишер, Джейсон Кларк

Последняя на сегодняшний день адаптация романа выполнена с размахом, который явно пришелся бы по душе протагонисту-нуворишу, — ослепительный и чрезмерный фильм-праздник База Лурмана, вышедший в 2013 году. Платья из страз, перья, фейерверки и реки шампанского — будто никакого сухого закона (как, впрочем, и многих других) для героев просто не существует. Лурману лучше других удалось передать жадность, ненасытность и чрезмерность эпохи легких денег и стремительно исчезающих наследственных привилегий. При этом австралийский режиссер показывает и старых, и новых королей мира без назидательности, со всеми их достоинствами и недостатками. Вечеринки Гэтсби у Лурмана — карнавал и кабаре, золотая пыль в глаза, которая должна долететь через пролив до надменного соседа и девушки-мечты, ради которой и создавался весь этот спектакль.

И вновь фильму достались «Оскары» за лучшие костюмы и работу художника-постановщика — тот случай, когда фирменный китчевый стиль Лурмана полностью совпал с духом времени, о котором писал Фицджеральд, хотя особой точностью к деталям эпохи эта версия не отличается. К примеру, Лурман использовал в фильме музыку Джорджа Гершвина, а не упомянутого в романе Владимира Тостова. Музыка Гершвина — без сомнений, более известная, яркая и запоминающаяся. Она точно передает атмосферу, но едва ли могла звучать на вечеринках Гэтсби. «Рапсодия в стиле блюз» была написана лишь в 1925 году, тогда как описываемые события происходят в 1922-м. Рассказчиком Ником, который в этой версии событий немало пострадал и оказался в лечебнице, стал Человек-паук Тоби Магуайр. Он, как и Радд, создал второе наиболее успешное воплощение героя на экране. Его Ник вкрадчивый, внимательный, сдержанный и отстраненный, со всей деликатностью проходящий по самому краешку бушующей вокруг него бури страстей. Но самая главная удача и находка фильма — конечно, Леонардо ДиКаприо в роли Джея Гэтсби: только ему удалось сыграть его действительно человеком-загадкой, который мерцает всеми своими масками одновременно. Только о таком, одновременно уязвимом, ребячливом, агрессивном и непроницаемом, могли слагать легенды его многочисленные нежданные гости. ДиКаприо удается быть и джентльменом, и солдатом, и бедняком, и миллиардером, и романтиком, и бизнесменом, при этом не разрушая цельности и правдивости созданного персонажа.

К выходу картины The Wall Street Journal рассказал о еще одном любопытном факте: версия Лурмана основана на ранней редакции романа, отправленной писателем в 1924 году издателю Максвеллу Перкинсу. Эта более мрачная и зловещая версия Гэтсби сегодня известна как «Трималхион» и была выпущена только в 2000 году университетом Кембриджа. Сюжет практически не изменился, но в «Трималхионе» (в названии речь идет о персонаже древнеримского романа «Сатирикон», разбогатевшем вольноотпущеннике) Фитцджеральд до последнего сохраняет тревожную атмосферу и таинственность вокруг своего героя, который будто бы и впрямь может в любую минуту оказаться убийцей или немецким шпионом. Именно эту версию книги постоянно носил с собой на съемочную площадку ДиКаприо.