От мистических драм до жизнеутверждающих историй о любви: 10 важных якутских фильмов
В последние годы особенно заметен феномен якутского кино. На фестивале «Горький fest» победу одержал фильм «Король Лир» Сергея Потапова. Да и вообще российские киносмотры теперь редко обходятся без картин из Республики Саха. Оказалось, что регион с одним из самых суровых климатов в мире подарил жизнь ряду самобытных и талантливых режиссеров. Без огромных бюджетов и поддержки крупных киностудий постановщики из Республики Саха снимают удивительное кино, на которое обращают внимание далеко за пределами России. Рассказываем про 10 значимых и обязательных к просмотру фильмов из Якутии.
Также предлагаем вам познакомиться с лучшими казахстанскими фильмами.
В основанном на реальных событиях мистическом роуд-муви постановщицы Любови Борисовой сплетаются воедино древние сказания и современность, пусть и столетней давности. Картина успела выиграть призы на различных международных фестивалях, включая киносмотры в Лондоне и Тегеране.
События фильма разворачиваются в 1910 году, когда якутский крестьянин, работая в поле, внезапно падает замертво. Местные ошибочно решают, что он отошел в мир иной, и даже начинают отпевать его в церкви, но Степан «воскресает», напугав всех присутствующих. Выясняется, что с ним периодически случаются подобные приступы летаргического сна: он может потерять сознание от масштаба увиденной красоты. Удивительное воскрешение героя привлекает к нему внимание молодого фотографа Ивана (Дариус Гумаускас), который приглашает Степана в этнографическое путешествие по Якутии. Крестьянин соглашается, но из-за опасений снова надолго потерять сознание и быть захороненным в поездке завязывает себе глаза, воспринимая окружающий мир сердцем.
Самый успешный якутский фильм в истории российского проката. При бюджете в 4 млн рублей он сумел заработать более 26 миллионов. Несмотря на положительные отзывы зрителей и критиков, а также две награды кинофестиваля «Зимний» (за лучшую режиссуру и главную мужскую роль), осенью 2023 года лента была удалена со всех онлайн-платформ по требованию Роскомнадзора, увидевшего в ней «деструктивную информацию, противоречащую принципам единства народов России». При этом режиссер Степан Бурнашев неоднократно подчеркивал, что в основе фильма ровно противоположный посыл. «Айта» одновременно и психологический триллер, и экшен, и социальная драма.
В центре истории — полицейский участок в небольшом якутском селе. За окном преимущественно ночь и льет непрекращающийся дождь, а жителей селения сокрушает страшная новость о попытке самоубийства местной 16-летней девочки Айты. Пока за жизнь подростка борются врачи, в ее личных вещах находят записку: «Афоня, я тебя ненавижу!» Из-за этого главным подозреваемым становится сотрудник полиции Афанасий (Андрей Фомин), которому приписывают растление девушки. Мужчина настаивает на невиновности и пытается добиться справедливого расследования. И пока местные жители и родственники Айты готовятся к самосуду, с выводами старается не спешить начальник полиции Николай (Иннокентий Луковцев). Однако, чем дольше медлят официальные органы правопорядка, тем страшнее становится народный гнев. И вот уже сами полицейские оказываются в осаде.
Другая картина Степана Бурнашева удостоилась главного приза выборгского фестиваля «Окно в Европу». На этот раз герою фильма приходится бороться за свою жизнь не в осажденном отделении полиции, а в ледяной пустыне в Якутии. У режиссера получается жестокое и герметичное кино о выживании в духе «127 часов» Дэнни Бойла.
Главный герой — дальнобойщик Гоша (Федот Львов), развозящий продовольствие в самые отдаленные точки Республики Саха. Свое положение водитель оборачивает в личную выгоду: продает сомнительный алкоголь и взвинчивает цены на продукты. Однажды, возвращаясь в город, герой попадает в беду. На обратной дороге машина ломается, а когда Гоша пытается ее починить, автомобиль падает на бок, придавив ему руку. Дальнобойщик оказывается в капкане в смертельно опасной ловушке, да еще и вдали от цивилизации. А на улице лютый мороз, так что времени у Гоши в обрез. Ему приходится рассчитывать только на собственные силы, оказавшись перед сложным вызовом судьбы: покориться внешним обстоятельствам или спастись вопреки им — лишившись руки, но сохранив себе жизнь.
Фильм творческого соратника и друга Бурнашева, якутского постановщика Дмитрия Давыдова. В 2020 году картина выиграла главную награду фестиваля «Кинотавр» и еще два сопутствующих приза: за лучшую женскую роль (Валентина Романова-Чыскыырай) и приз имени Даниила Дондурея Гильдии киноведов и кинокритиков России.
«Пугало» рассказывает историю якутской знахарки и отшельницы, живущей вдали от людей. Местные жители делятся на тех, кто боится ее силы, и тех, кто перед ней преклоняется. А чаще односельчане и боятся, и относятся к знахарке с подозрением. Взрослые и дети считают ее проклятой, но в случае большой беды обращаются только к ней. Героиня чувствует себя заложницей этого дара, но в ее прошлом есть нечто, что подталкивает ее помогать нуждающимся снова и снова. Даже несмотря на то, что люди не всегда отвечают ей благодарностью.
Мистический фильм ужасов снял режиссер Костас Марсаан. Также внимания заслуживает его дебют — триллер «Мой убийца». В якутской мифологии «иччи» — это духи-хозяева предметов, вещей, явлений природы или определенных мест. Согласно верованиям жителей Республики Саха, природа живая и каждый ее элемент наделен собственным священным духом.
В центре фильма — нелюдимый парень Айсен (Борислав Степанов), проживающий вместе с родителями в глухих якутских лесах. Он полностью доволен жизнью и отказывается перебираться поближе к цивилизации. Но большой город сам вспоминает о нём — к Айсену приезжает старший брат Тимир (Илья Яковлев) с супругой Лизой (Марина Васильева) и маленьким сыном. Тимир намерен продать отчий дом, чтобы за счет вырученных средств расплатиться с долгами. Приезд на малую родину вносит разлад в отношения Тимира не только с родственниками, но и с женой. Когда страсти утихают и все ложатся спать, в доме начинают происходить необъяснимые и пугающие вещи.
И вновь полный метр Степана Бурнашева, но на этот раз режиссера интересует разлад в семье и горечь расставания некогда близких супругов. Бурнашев не боится пробовать себя в разных жанрах. В его фильмографии можно найти и триллер, и зомби-хоррор, и драму о выживании, и мелодраму.
После девяти лет брака Лида (Ирина Михайлова) и Дима (Илья Яковлев) решают развестись. На первый взгляд их расставание проходит гладко: бывшим влюбленным хватает мудрости поделить совместное имущество и прошлое без скандалов и споров, потому что для обоих развод — единственный выход из сложившегося семейного тупика. Каждый из супругов горько сожалеет о том, что за время отношений так и не сумел в полной мере реализовать свой личный потенциал. Однако расторжение брака открывает перед ними не новые возможности, а неудобную правду: проблемы крылись не в их союзе, а в отношениях, которые они не сумели выстроить сами с собой.
Именно фильм «Костер на ветру» открыл миру Дмитрия Давыдова. На тот момент режиссер был сельским учителем, потом стал директором школы, но в итоге бросил педагогическую карьеру ради кино. Премьера картины прошла на фестивале в Пусане в 2016 году. На том же киносмотре прошла первая большая ретроспектива современного якутского кино.
Сюжет строится вокруг темы мести и прощения. В результате несчастного случая погибает молодой человек. Виновника трагедии арестовывают, и, не дождавшись финала расследования, подозреваемый сводит счеты с жизнью прямо в тюрьме. Пожилой отец наложившего на себя руки парня тяжело переживает горе, но находит отдушину в соседском беспризорнике, которого он решает приютить и тем самым заполнить образовавшуюся дыру в сердце. Мальчика он воспитывает как родного, обучая его своему делу — изготовлению уникальных шкатулок. А вот отец погибшего в результате несчастного случая парня не может утешиться и решает, что у него есть только один выход — отомстить отцу убийцы своего сына.
Лихое драмеди Дмитрия Давыдова рассказывает про возвращение на родную землю, которая тебя отторгает, словно чужака. Съемки фильма проходили в январе прошлого года в четырех селах родного для режиссера Амгинского района Якутии, а температура воздуха действительно была стабильно ниже 50 градусов. Это оказался самый холодный январь в Республике Саха за последние 30 лет. В съемочную группу входили 17 человек, а весь период производства уместили в 15 дней. Главные роли в фильме исполнили артисты Саха академического театра имени П. А. Ойунского, с которыми Давыдов сотрудничает уже давно.
40-летний лодырь Василий (Альберт Алексеев) возвращается в родную якутскую деревню, из которой уехал ровно полжизни назад. На старом месте Вася сталкивается со знакомыми и друзьями детства, которые выросли и как-то устроили свою жизнь: у них есть дом, работа и семьи. Василий, напоминающий великовозрастного ребенка, выбивается из стройного ряда, его жизнь — полная противоположность: он одинок и тяготится одиночеством. Ему не удалось построить успешную карьеру, Василий лишен профессиональных стремлений. А сердце его — такое же одинокое и холодное, как малая родина в замерзшей якутской глуши. Возвращение домой подталкивает Василия к переосмыслению жизни и поиску в ней нового смысла.
Историческая драма Эдуарда Новикова снята по мотивам рассказа Василия Яковлева «Со мною состарившаяся лиственница». Картина выиграла главный приз юбилейного 40-го Московского международного кинофестиваля и в первую очередь впечатляет красотой заповедных краев и детализацией в изображении быта якутских крестьян.
События фильма разворачиваются в якутской тайге в 1930-х. Пожилые супруги Миккипэре (Степан Петров) и Оппуос (Зоя Попова) живут тихой жизнью, привычную размеренность которой нарушает внезапное появление орла, называемого царь-птицей. Местный шаман наставляет героев оставить птицу и ухаживать за ней, потому что она священна. А причина появления орла таится в прошлом Миккипэре. Так птица и человек оказываются под общей крышей, находя идеальную гармонию сосуществования.
Фильм Любови Борисовой основан на повести Николая Лугинова «Каменный мыс». Картина стала обладателем приза зрительских симпатий Московского фестиваля 2019 года. «Надо мною солнце не садится» — действительно замечательный и очень редкий для России пример теплого, трогательного и понятного кино для всей семьи. Да, якутские актеры и Крайний Север добавляют ему колорита, но никак не относят его к гетто экзотических этнографических полотен.
Алтан (Иван Константинов), поссорившись с отцом, приезжает на Крайний Север. На протяжении месяца ему предстоит быть единственным обитателем безлюдного острова. Но вдруг у него появляется сосед — пожилой мужчина Байбал (Степан Петров), приехавший туда доживать последние дни и желающий быть похороненным рядом с женой. Последнюю волю старика должен выполнить Алтан. Но герой решает обхитрить и смерть, и нового соседа: чтобы оттянуть его уход на тот свет, он предлагает Байбалу с помощью личного блога найти дочь, с которой тот потерял связь много лет назад. Постепенно эта затея возвращает Байбалу интерес к жизни, с которой, как оказалось, он еще не готов проститься.