Не только страдания: Лучшие фильмы про Средневековье
В окружении чумы, инквизиции, голода, смерти закалялась не только сталь, но и сердца. Рыцари, храбрые правители, представители духовенства и прекрасные дамы — герои многочисленных легенд, мифов, поэм, баллад, которые продолжают вдохновлять и спустя сотни лет. Представляем 10 лучших художественных фильмов о Средних веках, которые лишь на первый взгляд кажутся попытками задокументировать реальность, с которой мы так плохо знакомы.
Рекомендуем вам также посмотреть подборку лучших исторических фильмов 2022 года.
В детстве Роберт (Том Пэйн) потерял мать и, отправившись странствовать с бродячими лекарями, стал изучать медицину. Познав все известные для Англии XI века основы врачевания, он понял, что для лечения тяжелых заболеваний этого недостаточно. В скором времени он слышит легенду о великом целителе Авиценне (Бен Кингсли), который живет далеко на Востоке. Преодолев тысячи километров пути, юный медик сталкивается с множеством испытаний, которые ждут каждого христианина на территории закрытого и противоречивого исламского мира, но становится учеником лекаря.
Хотя реальная личность жившего на этом свете Авиценны играет важную роль в сюжете, фильм нельзя назвать документальным и тем более биографическим. Как это и свойственно большому кино, тема развития медицины — только повод для разговора со зрителем о приключениях в неспокойные средневековые времена, так что не воспринимайте столь критично и лечение катаракты, и, например, удаление аппендикса.
В бенедиктинском монастыре на севере Италии происходит серия загадочных убийств. Дело расследует францисканский монах Вильям Баскервильский (Шон Коннери) вместе со своим помощником Адсоном Мелькским (Кристиан Слэйтер). В отличие от большинства свидетелей, монах убежден: если нечистая сила и существует, то действует она руками вполне осязаемых убийц. Постепенно тихий монастырь открывается для бывшего инквизитора с новой стороны: безмятежный лишь на первый взгляд, он полон интриг, козней и конфликтов.
Экранизация великого романа Умберто Эко вышла всего через шесть лет после его первой публикации. Спустя десятилетия книгу называют шедевром современной прозы, где переплелись историческая конъюнктура, семиотика, детектив и даже современная поп-культура. Даже сегодня изучение произведения итальянского автора порождает множество исследований и теорий. Что удивительно: если сначала фильм был разгромлен не только критиками, но и самим Эко, то спустя десятилетия автор признал его хорошей экранизацией.
Небольшая команда викингов терпит кораблекрушение у неизвестного берега. Пытаясь сориентироваться на местности, они встречают свадебную процессию, которая сопровождает знатную невесту (Чарли Мёрфи). Перебив всех незнакомцев, северяне берут девушку в заложницы. Теперь им предстоит пройти около недели пути до ближайшего поселения сородичей. Они еще не знают, что по их следу была направлена группа самых жестоких наемников Европы, которые подчиняются здешнему властителю (Дэнни Кеог), чью дочь варвары и взяли в плен.
Это сейчас кажется, что проектов про викингов даже слишком много, особенно учитывая, что нам на самом деле мало что известно об этих средневековых воинах. В 2010-х годах случился целый бум фильмов и сериалов, многие настолько быстро затерялись среди более удачливых конкурентов, что узнаём мы о них только сейчас. Картина 2014 года была снята малоизвестной командой авторов, но стала неплохой попыткой изобразить викингов не только бездумными варварами, которые в любой непонятной ситуации орут и берутся за оружие, но и вполне здравомыслящими людьми, жестокость которых была скорее отражением времени, чем собственных повадок.
К юной Жанне (Милла Йовович), прогуливающейся в лесу, приходит видение, после чего она спешит в родную деревню. Идет Столетняя война: девушка застает поселение в огне, ее старшая сестра зверски убита захватчиками. В отчаянии Жанна одновременно пытается по-христиански простить врагов и продумать план мести. Ее ярость так сильна, что она отправляется к дофину Карлу (Джон Малкович), чтобы просить у него небольшую армию для атаки англичан. После кровопролитных битв и долгожданного освобождения Орлеана имя Жанны становится символом скорой победы, но девушка и не догадывается, что ее жизнь в скором времени станет лишь разменной монетой в руках судьбы.
С одной стороны, образ короткостриженой Миллы Йовович в рыцарских доспехах с афиши фильма — один из самых узнаваемых в историческом кино, однако фильм при всех достоинствах так и не стал культовым. Сама актриса попала в него благодаря браку с режиссером картины — Люком Бессоном. К актерской игре будущей звезды «Обители зла» можно относиться по-разному, но, к сожалению, желтая пресса не смогла в этот раз пройти мимо ее личной жизни, хотя во время просмотра лучше всё же обратить внимание на другие стороны фильма.
Никому не известный воин Темуджин (Таданобу Асано) не обладает выдающейся силой и тем более необъяснимыми способностями. Но врожденные смелость, полководческое мастерство и неудержимое желание сделать свой народ великим сделали свое дело. Пройдя через рабство, унижения и голод, он станет известным на весь мир Чингисханом, рядом с которым всегда будет верная и любящая жена Борте (Хулан Чулуун).
Сергей Бодров — старший всегда тяготел к историческим сюжетам, легендам и байопикам. «Монгол» стал его вторым фильмом, который претендовал на «Оскар» в номинации «Лучший фильм года на иностранном языке». Ранее престижную золотую статуэтку мог завоевать «Кавказский пленник». Несмотря на скромные сборы, картину нельзя назвать провалом: в копилке у зрелищного фильма положительные оценки зрителей, достоверная история и, что нельзя не отметить, разрешение верховного шамана Монголии на экранизацию этой легенды, ведь Чингисхан до сих пор остается самой почитаемой фигурой степной страны.
В VII веке римляне окончательно покидают британские берега, вернувшись на материк. Наступает время бесконечной вражды среди многочисленных народов и племен за островную пальму первенства. Ирландский король Дончад (Дэвид О’Хара) наносит внезапный удар по разрозненной Британии, убив родственников одного из местных королей Марка (Руфус Сьюэлл). Выжившего племянника Тристана (Джеймс Франко) он принимает как родного сына, воспитывая из него будущего воина. Судьба уготовит подросшему герою шанс примирить заклятых врагов: будущих англичан и ирландцев.
Легенду о Тристане и Изольде называют средневековым прообразом будущих Ромео и Джульетты. Несчастные возлюбленные в окружении вечно враждующих кланов и непримиримых врагов — знакомый сюжет, не правда ли? Современная экранизация, с одной стороны, показала очень чувственную историю, с другой, подняла опасную политическую тему (англичане и ирландцы не любят друг друга и сегодня), из-за чего и столкнулась с не самой справедливой критикой.
Будущий монах Осмунд (Эдди Редмэйн) всем сердцем верит в христианство, но эпидемия чумы заставляет его усомниться в былых идеалах: ведь если страшная болезнь — кара Божья, зачем церковь устроила столь жестокие репрессии и охоту на ведьм? В мольбах о счастливом спасении всего человечества ему кажется, что Бог услышал его и дарит шанс: до аббатства доходят слухи о далекой деревне, в которой нет ни одного зараженного. Напросившись в попутчики к посланникам епископа, поход которых возглавляет рыцарь Ульрик (Шон Бин), он узнаёт, что благая миссия отряда — лживое прикрытие. На самом деле Осмунд оказался в окружении жестоких инквизиторов, которые верят, что в деревне скрывается верховный колдун-некромант.
Само название фильма настраивает зрителя — увиденное не имеет ничего общего с историческими документальными картинами. «Черная смерть» напоминает жуткий триллер, аккуратно помещенный в исторический сеттинг. Даже удивительно, что сюжет о средневековой эпидемии не так часто вспоминали в период коронавирусных ограничений, ведь показанная чума сопровождается прекрасно нам знакомой паникой, нервозностью и всеобщей подозрительностью.
Бэйман (Николас Кейдж) и Фелсон (Рон Перлман), принимавшие участие в Крестовых походах на Смирну, разочаровались в идеалах рыцарства: жестокие битвы, разрушение городов, резня гражданского населения — может ли такое быть угодно Богу? Вернувшись в Европу, они попадают в опалу больного кардинала (Кристофер Ли), который обещает им прощение церкви, если они доставят юную крестьянку Анну (Клэр Фой), обвиненную в колдовстве, в дальний монастырь, где ее обещают «излечить».
Включаешь фильм с Николасом Кейджем — жди эпичного переосмысления знакомого жанра. «Время ведьм» — не исключение. Фильм сочетает сразу несколько жанров: батальные сцены — боевик, похождения главных героев — приключения, а любое появление главной героини — фэнтези. Но среди калейдоскопа разных по настроению линий не теряется и хорошо закрученный хитрый сюжет, развязка которого не разочарует.
Влюбившись в Гамлета (Джордж МакКэй), наследника королевского престола, Офелия (Дейзи Ридли) обрела долгожданное счастье, о котором мечтает каждая девушка. Неожиданная смерть короля ставит крест на чаяниях каждого: на троне сидит лживый и жестокий Клавдий (Клайв Оуэн), а Гамлет остался не у дел. В сложных обстоятельствах настоящее мужество готова проявить Офелия.
Новое прочтение «Гамлета» в духе времени и трендов рассказывает историю от лица Офелии. В оригинальной трагедии, как известно, судьба героини — одна из самых печальных во всей пьесе, но создатели решили пойти дальше и сделать женскую тему центральной во всем фильме. Естественно, давно знакомый сюжет заиграл новыми и неожиданными красками.
Уильям Тэтчер (Хит Леджер) с детства служит оруженосцем у успешного в рыцарских турнирах сэра Эктора (Ник Бримбл). Один из поединков заканчивается для него трагически: он погибает, но верный слуга надевает на себя доспехи хозяина и выигрывает главный приз. Теперь он не представляет будущего без этой карьеры, но есть загвоздка — участвовать могут только представители знатных родов.
Одна из лучших ролей Хита Леджера была несправедливо забыта, хотя фильм стал почти что спортивной драмой, но в реалиях XIV века. Это сегодня рыцарский турнир не кажется борьбой конкурентов по спортивным правилам, но прославившийся на стыке веков сценарист Брайан Хелгеленд («Секреты Лос-Анджелеса», «Гнев», «Таинственная река») снял настолько убедительную историю становления героя, что многим захотелось примерить рыцарские доспехи.