Настоящее мужество: Лучшие современные вестерны
Жанр вестерна существует почти столько же, сколько кинематограф. Точкой зарождения классического вестерна можно считать 1903 год, когда на экраны вышел немой фильм «Большое ограбление поезда». С тех пор легенды Дикого Запада с переменным успехом будоражат умы зрителей более 100 лет. За это время с жанром успели поработать многие великие актеры и режиссеры. Джон Форд, Клинт Иствуд, Чарльз Бронсон и даже Акира Куросава — эти имена неотделимы от кино про ковбоев и одиноких стрелков. Но кинематограф постоянно развивается, и вестерн как старейший его представитель тоже не стоит на месте. Представляем 10 достойных неовестернов.
А если мужество, коварство и широкополые шляпы не отпускают, предлагаем ознакомиться с подборками лучших вестернов и сериалов про Дикий Запад.
Жестокий вестерн Тима Саттона «Последний сын» расскажет историю убийцы и бандита Айзека Лемея (Сэм Уортингтон), охотника за индейцами на службе армии США. Однажды индеец проклинает Лемея и предрекает ему гибель от рук собственного сына. Айзек — человек дела, поэтому сразу принимается за работу по устранению отпрысков, раскиданных по американской земле. Последним оказывается Кэл (Колсон Бэйкер, также известный как Machine Gun Kelly) — плоть от плоти своего отца, ни в чем не уступающий Лемею по жестокости и хитрости преступник, который не намерен покорно принимать смерть от рук Айзека.
Режиссер Тим Саттон собрал в фильме всевозможные клише вестернов и выкрутил их до максимума. В картине нет никакой романтики с большой дороги, только грязь, натурализм и нулевой уровень добра. Словом, Дикий Запад без прикрас: жестокий, трудный и презрительный к слабости.
«Омерзительная восьмерка» — восьмой фильм Квентина Тарантино, режиссера «Криминального чтива», «Бешеных псов» и дилогии «Убить Билла». После «Джанго освобожденного» автор вновь возвращается к жанру вестерна. В новом фильме Тарантино разыгрывает почти театральное представление: основное действие происходит в замкнутом пространстве скованного снежной бурей постоялого двора. Фильм является эталонным зимним триллером в духе «Нечто» и вдохновлен столь любимыми режиссером сериалами-вестернами 1960-х годов.
Герои «Восьмерки», как можно догадаться из названия, сплошь не самые приятные люди. Охотник за головами Джон Рут (Курт Рассел) везет на казнь преступницу Дейзи Домергу (Дженнифер Джейсон Ли). По пути он встречает коллегу, майора Маркуиса Уоррена (Сэмюэл Л. Джексон) и нового шерифа города, где должна состояться казнь Дейзи, — Криса Мэнникса (Уолтон Гоггинс). Противоречивая компания останавливается на ночь на постоялом дворе, где пережидают снегопад еще трое путников и один подозрительный работник. По мере того как снег заметает двери и окна, обстановка в хижине накаляется, ведь никто из присутствующих не доверяет другому ни на йоту.
Неовестерн братьев Коэн «Железная хватка» — вторая по счету экранизация одноименного романа Чарльза Портиса. Первой был фильм режиссера Генри Хэтэуя с главным героем всех вестернов середины прошлого века — Джоном Уэйном, так что Коэны подошли к работе с максимальным вниманием. Режиссеры сделали ставку на исполнительницу заглавной роли — тринадцатилетнюю дебютантку Хейли Стайнфелд — и не прогадали.
«Железная хватка» рассказывает историю Мэтти Росс (Стайнфелд), отца которой убивает бандит Том Чейни (Джош Бролин). Девочка намерена отомстить негодяю и нанимает Рубена Когберна (Джефф Бриджес) — матерого охотника за головами, не вылезающего из бутылки. К преследователям Чейни также присоединяется техасский рейнджер ЛаБиф (Мэтт Дэймон), разыскивающий преступника за убийство сенатора. Троица отправляется в индейскую резервацию, где, по слухам, укрылся Чейни и не действуют законы штата.
В глухую альпийскую деревню приезжает загадочный незнакомец с фотоаппаратом. Местные принимают мистера Грейдера (Сэм Райли) с недоверием, но семейство Бреннеров, которому путник пообещал солидную сумму за возможность остаться в деревне на зиму, тут же закрывает глаза на присутствие чужака. Отец и шестеро сыновей из семейства Бреннеров — настоящий бич этих мест: они давно держат в страхе всё поселение. И на фотографа негодяи не обращают внимания, пока один за другим Бреннеры не начинают умирать при загадочных обстоятельствах.
«Темная долина» — уникальный европейский вестерн. Здесь нет индейцев и ковбоев, только молчаливые Альпы да вечный снег. Режиссер фильма Андреас Прохаска (ученик Михаэля Ханеке) сделал ставку на реалистичность, практически полностью игнорируя жанровые клише. При этом мистер Грейдер — аутентичный герой вестерна: молчаливый, движимый чувством справедливости и желанием мести одиночка.
Фильм «Любой ценой» — тяжелая техасская история о несправедливости. Братья Ховард — Таннер (Бен Фостер) и Тоби (Крис Пайн) — грабят банки Texas Midlands, нечистой на руку финансовой организации, получившей право собственности на их семейное ранчо. После нескольких ограблений на хвост братьям садятся техасские рейнджеры Маркус Гамильтон (Джефф Бриджес) и Альберто Паркер (Джил Бирмингем). Гамильтону осталась буквально пара дней до пенсии, и он хочет поскорее закрыть это дело. Пожилому рейнджеру предстоит принять сложное решение, когда он узнает полную историю братьев Ховард.
Режиссер Дэвид МакКензи в «Любой ценой» оживил жанр вестерна. Его хмурый и невероятно красивый фильм пришелся по вкусу как критикам, так и зрителям. МакКензи удалось всё: начиная с хорошо прописанных персонажей и заканчивая сложным, но выверенным сюжетом, предлагающим зрителям эмоциональные американские горки.
Хромой владелец хиреющего ранчо Дэн Эванс (Кристиан Бэйл), чтобы расплатиться с кредиторами, грозящимися отобрать его землю, нанимается довезти до железнодорожной станции известного бандита Бена Уэйда (Рассел Кроу). Банда Уэйда планирует отбить главаря до того, как того посадят на поезд до места казни, поэтому миссия Эванса не только прибыльная, но и чрезвычайно опасная. Вдобавок за Дэном увязывается старший сын Уильям (Логан Лерман), считающий отца неудачником, так что Эванс еще больше укрепляется в желании довести дело до конца, чего бы это ни стоило.
Фильм «Поезд на Юму» Джеймса Мэнголда — ремейк одноименного классического вестерна 1957 года. Картина Мэнголда в общих чертах не сильно отклоняется от сюжета оригинала, но всё же ей есть, чем удивить даже искушенных поклонников жанра. А Кристиан Бэйл и Рассел Кроу на пару выдают игру, достойную всяческих похвал, поднимая в критические моменты повествования градус напряжения до предела.
Ревизионистский вестерн Эндрю Доминика с внушительной длины названием повествует о судьбе Джесси Джеймса (Брэд Питт) — легендарного преступника второй половины XIX века. Джеймс слыл на Диком Западе дерзким грабителем банков и убийцей, стрелял не раздумывая и брал всё, что плохо лежало. Однажды в его банде появился трусливый Роберт Форд (Кейси Аффлек), ярый поклонник таланта бандита. Фильм подробно раскрывает причины, из-за которых мнение Форда о наставнике резко изменилось и он хладнокровно убил Джесси Джеймса.
Нестандартное прочтение режиссером известной американской были про Форда и Джеймса многих оставило в задумчивости. Однако фильм участвовал в основной конкурсной программе Венецианского фестиваля, где Питт был удостоен Кубка Вольпи за лучшую мужскую роль. Также «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» был номинирован на две премии «Оскар»: за лучшую операторскую работу и лучшую мужскую роль второго плана (Аффлек). Один из поводов познакомиться с фильмом — мастерство Роджера Дикинса, постоянного оператора братьев Коэн, Дени Вильнёва и Сэма Мендеса.
Спагетти-вестерн — поджанр вестернов родом из Италии. По иронии большинством знаковых фильмов о Диком Западе мы обязаны именно итальянским режиссерам, снимавшим похождения американских ковбоев за копейки в засушливых районах Италии и Испании. На «Джанго освобожденного» Квентина Тарантино вдохновил фильм «Джанго» Серджио Корбуччи с Франко Неро в главной роли.
Сюжет фильма, впрочем, не имеет ничего общего с картиной Корбуччи. Джанго Тарантино — освобожденный раб в исполнении Джейми Фокса. Свободой он обязан бывшему дантисту, а ныне охотнику за головами, немцу Кингу Шульцу (Кристоф Вальц). Вместе бывший раб и доктор отправляются вызволять возлюбленную Джанго Брумхильду фон Шафт (Керри Вашингтон), которую держит у себя рабовладелец и плантатор Кэлвин Кэнди (Леонардо ДиКаприо).
Семеро смелых собираются в небольшом городке Роуз-Крик. Глава отряда Сэм Чизем (Дензел Вашингтон) объединяет совершенно разных, но одинаково благородных парней ради одной цели: защитить обездоленных жителей города от банды Бартоломью Боуга (Питер Сарсгаард). Боуг давно держит в страхе население Роуз-Крик, купив законников и убив несогласных. Но когда бандиту дают понять, что у города теперь есть защитники, Бартоломью возвращается с целой армией.
Фильм Антуана Фукуа — эталонный ремейк одноименного вестерна Джона Стёрджеса 1960 года, который, в свою очередь, является адаптацией драмы Акиры Куросавы «Семь самураев». Сценарий современного фильма написал Ник Пиццолатто, шоураннер и создатель «Настоящего детектива».
Фильм «Быстрый и мертвый» — единственный вестерн в карьере Сэма Рэйми. И здесь легендарный автор трилогии «Зловещие мертвецы» не изменяет себе. Головокружительная камера, запоминающиеся герои и уникальный, переворачивающий с ног на голову традиции жанра сюжет. Рэйми взялся снимать «Быстрого и мертвого», когда у фильмов в жанре вестерна были большие проблемы с аудиторией: в 90-е жанр уже какое-то время пребывал в упадке. Рэйми едва ли удалось его возродить, но он точно стал одним из режиссеров, не позволивших фильмам о Диком Западе умереть.
Сюжет фильма обманчиво прост. В крошечный городок, где преступно властвует негодяй Джон Ирод (Джин Хэкмен), прибывает женщина-стрелок, известная как Леди (Шэрон Стоун). Ирод объявляет турнир по стрельбе, в котором может участвовать любой желающий. Среди дуэлянтов — бывший член банды Ирода, решивший стать священником, Корт (Рассел Кроу) и дерзкий парень по кличке Малыш (Леонардо ДиКаприо), считающий Ирода отцом. Леди тоже вступает в игру, но ее истинной целью являются вовсе не денежный приз и признание, а нечто большее.