Подборки

Наше всё: 10 лучших фильмов про Пушкина

Сегодня 224 года со дня рождения «солнца русской поэзии» — Александра Сергеевича Пушкина. Яркий образ поэта не раз был перенесен на экран, однако редко когда актерам удавалось показать нечто большее, чем человека с бакенбардами. Вспоминаем самые заметные воплощения Пушкина в кино. Какой образ самый убедительный — решать вам. Кроме того, это хороший повод пересмотреть экранизации любимых произведений Пушкина или погрузиться в мир изящной словесности с нашей подборкой фильмов про писателей и поэтов.

День полнолуния

Жанр: Драмы
1998
Россия, 6+
Режиссер: Карен ШахназаровГлавные роли: Андрей Панин, Елена Коренева, Владимир Ильин, Валерий Приёмыхов

В фильме нет сюжета в привычном понимании этого слова. Картина состоит из коротких эпизодов из жизни незнакомых и на первый взгляд совершенно не связанных между собой людей: типичных представителей так называемых новых русских, популярного диджея, пожилого узбека с внуком, княжны Ольшанской, монаха Таисия и даже самого Александра Сергеевича Пушкина… В общем, компания в этом путешествии во времени собралась самая разношерстная, однако все они оставили свой след в судьбе друг друга.

Притчу Карена Шахназарова оценит по достоинству думающий и глубокий зритель. Сюжет картины сложно поддается описанию, однако линейность повествования здесь отходит на второй план, уступая место пронзительной истине, проходящей красной нитью через весь кинопоток сознания, — все люди, живущие или когда-то жившие на Земле, связаны между собой в единое целое. В этом калейдоскопе человеческих судеб нашлось место и Пушкину, встретившему по дороге в Арзрум прекрасную калмычку. Роль поэта исполнил Евгений Стычкин. Гримеры не пытались добиться документальной точности в его образе, однако характерное попадание получилось любопытным.

Пушкин: Последняя дуэль

Рейтинг: 6.7IMDb: 6
Жанры: Драмы, Биографии, Историческое
2006, 104 мин
Россия, 12+
Режиссер: Наталья БондарчукГлавные роли: Сергей Безруков, Анна Снаткина, Виктор Сухоруков, Евгений Стычкин, Борис Плотников, Сергей Никоненко

27 января 1837 года состоялась знаменитая дуэль между Александром Пушкиным и Жоржем Дантесом, результатом которой стала смерть великого поэта. После похорон Пушкина Николай I приказал расследовать обстоятельства дела. Выяснилось, что к обострению конфликта привели анонимные письма, которые порочили честь жены поэта Натальи Николаевны. Узнав об этом, царь увидел в анонимках не только оскорбление семьи Пушкина, но и клевету в сторону царской династии. В результате расследования выяснились важнейшие детали трагедии, а Жорж Дантес был изгнан из России.

Снимать фильмы о великих — дело не из простых: всегда найдутся те, кто обвинит режиссера в пошлости, недостоверности и даже бесталанности. Наталья Бондарчук, замахнувшись на воспроизведение последних дней жизни гения, увы, услышала все эти обвинения. Однако стоит отдать должное ее смелости, ведь если фильм вызывает дискуссии, значит, он жизнеспособен и заставляет погружаться в тему. Пушкина в картине сыграл Сергей Безруков, и надо признать — получилось у него убедительно. Мы видим во всех смыслах живого поэта: озорного, нелепого, страстного и отрицающего мнимые правила приличия.

18-14

Рейтинг: 6.15IMDb: 6.2
Жанр: Приключения
2007, 95 мин
Россия, 16+
Режиссер: Андрес ПуустусмааГлавные роли: Степан Балакшин

Действие картины разворачивается в Царском Селе. Здешний покой был нарушен серией зверских убийств девушек. У убийств один почерк, поэтому сомнений нет — в округе появился маньяк. Тем временем в знаменитом Царскосельском лицее кипит жизнь: юные мальчишки успевают не только ходить на занятия, но и хулиганить, организовывать тайные общества, влюбляться и писать стихи. Беззаботному времени приходит конец, когда они попадают под подозрение следователя, приехавшего найти убийцу девушек. Лицеисты начинают собственное расследование, чтобы доказать невиновность.

История, которая легла в основу оригинального триллера, в самом деле происходила в Царском Селе 200 лет назад. Лицеисты, конечно же, не участвовали в поисках душегуба, но это неважно — в авантюрный сценарий подобный поворот лег весьма гармонично. Любопытно, что Пушкин почти не упоминался в рекламной кампании фильма, слоганом которого стала загадочная фраза: «Старшему — восемнадцать, младшему — четырнадцать». Будущий поэт, которого сыграл Стас Белозёров, показан здесь будто кстати и наравне со всеми.

Юность поэта

Жанры: Драмы, Биографии
1937
СССР, 0+
Режиссер: Абрам НародицкийГлавные роли: Константин Смирнов

Действие фильма происходит в Царском Селе в 1814 году. Вокруг кипит жизнь: к всеобщей радости император Александр I возвращается из Парижа после победы над Наполеоном, а юные лицеисты неспешно прогуливаются по нарядным аллеям в ожидании парада. На торжестве не видно пятнадцатилетнего Александра Пушкина — он порвал парадный мундир. Впрочем, государственные мероприятия не то чтобы поглощают мысли юного дарования — ему больше нравится проводить время с другом Иваном Пущиным и мечтать о крепостной актрисе Наташе.

Фильм Абрама Народицкого вышел в 1937 году и был приурочен к столетию со дня смерти Пушкина. Это была первая звуковая картина о поэте после немых «Жизни и смерти Пушкина» и «Поэта и царя». Сценарий написал известный пушкинист Александр Слонимский. Юный Валентин Литовский, исполнивший роль лицеиста Саши Пушкина, планировал поступать на режиссерский факультет ГИТИСа. Однако его мечтам было не суждено сбыться: в самом начале Великой Отечественной войны он погиб в боях под Минском.

И с Вами снова я…

Рейтинг: 6.72IMDb: 6.9
Жанры: Драмы, Биографии
1982, 73 мин
СССР, 16+
Режиссер: Борис ГалантерГлавные роли: Александр Калягин, Альберт Филозов, Ирина Калиновская, Александр Пономарев

В основу историко-биографического фильма об Александре Пушкине легли письма, рисунки и стихи поэта, а также воспоминания современников. Картина рассказывает о жизни Пушкина в Петербурге, который очаровывает поэта своим величием и спокойствием, однако это иллюзия, потому что в действительности за каждым шагом Пушкина пристально следят. В фильме особое внимание уделяется творчеству поэта: в частности, «Отрывку из Фауста», стихам про альбом уездной барышни и другим известным произведениям.

Режиссер Борис Галантер всегда относился в Пушкину с большой любовью, и это, конечно, ощущается в каждом моменте его картины. Александр Пономарёв в роли молодого Пушкина прекрасен. Лицо, взгляд, мимика актера как нельзя лучше демонстрируют состояние вдохновения и душевного подъема, которые охватывают молодого автора в момент создания очередного шедевра. Для Пономарёва это была дебютная роль, и она сразу стала его счастливым билетом: актер запомнился, а позже сыграл еще двух неординарных героев своего времени — поэта Федерико Гарсиа Лорку и предводителя дворянства Алексея Столыпина.

Жизнь и смерть Пушкина

Жанры: Короткий метр, Драмы, Биографии
1910
Россия, 0+
Главные роли: Владимир Кривцов, Владимир Марков

Немой черно-белый фильм 1910 года выстроен в хронологической последовательности важнейших событий из жизни Пушкина. Показываются село Михайловское, где родился будущий поэт и куда через годы приедет в ссылку, любимая няня Арина Родионовна, рассказывающая воспитаннику сказки. И далее по списку: веселые лицейские годы, первые шаги в литературном творчестве, встреча с императором, тайные общества, любовные приключения, дуэль и смерть.

Картина Василия Гончарова стала первой биографической работой о жизни и творчестве Александра Пушкина. На фильм обрушился настоящий шквал критики: его ругали и за идею, и за актерскую игру, и за исторические ляпы. Так, в одном из эпизодов, в 1830 году, в гостях у Пушкина оказывается Грибоедов, который к моменту описываемых событий уже умер, и Гоголь, с которым в то время поэт не был знаком. Сам образ поэта, воссозданный Владимиром Кривцовым, вызвал у критиков смех и больше напоминал пародию на поэта. Однако, несмотря ни на что, картина долго шла в прокате из-за повышенного зрительского интереса.

Царь и поэт

Жанр: Драмы
1927
СССР, 0+

Царь Николай не на шутку увлекся молодой Натальей Гончаровой — изящной и кокетливой женой поэта Александра Пушкина. Пытаясь скрыть от общества внезапное наваждение, Николай провоцирует сближение Натали с молодым офицером Жоржем Дантесом. Всё пошло по плану, ведь великосветское общество обсуждает возможный адюльтер супруги знаменитого поэта. Со временем слухи доходят и до самого Пушкина. Теперь для него нет ничего важнее восстановления честного имени жены. Он вызывает Дантеса на дуэль.

Историко-биографическая драма 1927 года посвящена последним дням Александра Пушкина. Режиссеры Владимир Гардин и Евгений Червяков предложили зрителям свой взгляд на трагические события, повлекшие за собой гибель гения. По их мнению, именно Николай I стал их главным катализатором. Однако критики посчитали такой сценарный ход поверхностным и вульгарным, отмечая, что конфликт между Пушкиным и царским окружением намного глубже и сложнее. Один из режиссеров — Евгений Червяков — сыграл самого Пушкина. Образ получился весьма хрестоматийным.

Последняя дорога

Жанры: Драмы, Мелодрамы, Биографии, Историческое
1986, 95 мин
СССР, 12+
Режиссер: Леонид МенакерГлавные роли: Анна Каменкова, Вадим Медведев, Иннокентий Смоктуновский, Александр Калягин, Ирина Купченко, Андрей Мягков

Отправной точкой фильма становится ночь 27 января 1837-го. Буквально через несколько часов случится знаменитая дуэль между величайшим российским поэтом Александром Пушкиным и французским офицером Жоржем Дантесом. Далее демонстрируется реконструкция событий, приведших к трагическому событию. Из-за чего на самом деле случилась дуэль, кто был ее настоящим виновником? Был ли шанс у Пушкина восстановить честь жены и остаться при этом живым? На эти и другие вопросы и пытается ответить картина Леонида Менакера.

Михаил Булгаков опубликовал в 1935 году пьесу «Александр Пушкин», которая легла в основу фильма 1986-го. Булгаков использовал новаторский прием: показав весь трагизм сложившихся обстоятельств, он не дает Пушкину места на сцене. Сценаристы «Последней дороги» тоже воспользовались находкой писателя: фигура поэта здесь остается за кадром, уступая место окружению, нравам, царящим в высшем обществе XIX века, переживаниям друзей и равнодушию врагов. Таким образом атмосфера вокруг поэта в предроковые дни становится более ощутимой для зрителя.

Русский ковчег

Рейтинг: 7.1IMDb: 7.2
Жанры: Фэнтези, Драмы, Детективы, Историческое
2002, 96 мин
Россия, Германия, 6+
Режиссер: Александр СокуровГлавные роли: Сергей Дрейден, Леонид Мозговой, Максим Сергеев, Наталья Никуленко, Александр Малныкин, Мария Кузнецова

Полуторачасовой фильм, снятый одним дублем, показывает трехсотлетнюю историю России в 33 залах Эрмитажа. Безымянный рассказчик в исполнении Сергея Дрейдена, считающий себя призраком, бродит по Зимнему дворцу, переходя из одного зала в другой и погружаясь в разные эпохи. Героя сопровождает французский путешественник XIX века маркиз де Кюстин. Вместе рассказчик и маркиз исследуют историю России, встречая реальных людей из определенного периода и наблюдая за их нравами и предпочтениями.

«Русский ковчег» — это чуть ли не единственный российский фильм, которому удалось собрать в зарубежном прокате более 7 миллионов долларов. Тем удивительнее, что на родине о шедевре Александра Сокурова многие и вовсе не слышали. Возможно, дело в нестандартном ходе киноповествования, отпугнувшем массового зрителя. Среди 2000 персонажей нашлось место и Александру Пушкину с его красавицей-женой Натальей Николаевной. Поэта сыграл актер петербургской «Мастерской» Роман Габриа. Жаль только, что у самого достоверного киновоплощения Пушкина оказалось так мало экранного времени.

Спасти Пушкина

Рейтинг: 2.8IMDb: 1.9
Жанры: Комедии, Фантастика
2017, 83 мин
Россия, 6+
Режиссер: Филипп Коршунов, Павел МирзоевГлавные роли: Константин Крюков, Ирина Крутик, Алексей Лукин, Денис Сухомлинов, Арсений Гусев, Юрий Гальцев

В руки учеников одной из московских школ попадают старинные часы, принадлежавшие когда-то самому Александру Сергеевичу Пушкину. На этом чудеса не заканчиваются, ведь часы оказались волшебными и перенесли в настоящее время своего владельца прямиком с дуэли с Дантесом за минуту до рокового выстрела. Школа пытается завладеть вниманием великого поэта, но тщетно: Александр Сергеевич думает только о том, как вернуться на Черную речку, ведь иначе его сочтут трусом. Смогут ли потомки отправить Пушкина обратно на верную смерть или рискнут изменить ход истории?

«Спасти Пушкина» — добротная подростковая комедия, в которой поднимаются темы, понятные каждому тинейджеру: здесь и проблемы отцов и детей, и первая любовь, и отношения между сверстниками, и — куда уж без них — хулиганские выходки. Что же до Пушкина, которого сыграл Константин Крюков, то этот персонаж появляется в сценарии неслучайно, ведь именно он становится катализатором событий, назревавших в отношениях подростков накануне чудесного появления. Говорить о правдоподобности образа поэта смысла нет: на историческую правду создатели проекта совсем не претендуют.